www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 12 декабря 2024, 20:25 Новости Вы находитесь: / Новости / Текущие новости / Рафаэль Хакимов: «Крым для историков, археологов – это Клондайк» |
|
Рафаэль Хакимов: «Крым для историков, археологов – это Клондайк»
Рафаэль Хакимов: «Крым для историков, археологов – это Клондайк» Рафаэль Хакимов, директор Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, доктор исторических наук, с 1991–2008 гг. – государственный советник Президента Республики Татарстан, вице-президент АН РТ, директор научных программ АНО «Казанский центр федерализма и публичной политики». Автор научных публикаций «Сумерки империи», «Россия и Татарстан: у исторического перекрестка», «Белая книга Татарстана, путь к суверенитету», «Перспективы федерализации России: взгляд из Татарстана», «Где наша Мекка?», «Метаморфозы духа», «Тернистый путь к свободе», «Смешная политика», «Российская федерализация в условиях социально-политической трансформации» и др. Мы побеседовали с Рафаэлем Сибгатовичем 26 июня 2015 г. накануне презентации в Крымском научном центре Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (г. Бахчисарай) 4-го тома «Истории татар». – В чем, на ваш взгляд, сила, величие, красота тюркских народов? – В их определенной ментальности, это – широта взглядов. Об этом еще князь Трубецкой писал, что тюрок не любит деталей, ему нужна широта, ему нужен какой-то разлив. Ему нужно что-то космическое, вникать в детали он не любит. Масштабность мышления. Я бы отметил еще один элемент – тюрки, исключений практически нет, в данном случае – татары, это – люди-государственники – они строили государство. Татарам непонятно, почему надо своими руками разрушать собственное государство. У нас никто не понял, почему СССР надо было, вот так взять и сказать: нет его. Даже когда татары недовольны властью, они всегда уважают власть. Есть определенная, даже может излишняя лояльность к власти, мы это ощущаем. Это, вот, государственники. Это тоже черта народа – строить государство. – Проблемы, с которыми исторически сталкивался и сталкивается татарский народ? – Возрождение культуры. Я историк, поэтому я говорю о том, что необходимо вернуть правду об истории, по сути дела, история татар обросла такими стереотипами, что надо еще долго разгребать это все. Причем совершенно невероятные мифы – то, что Гумилев называл – «черная легенда» о татарах, вплоть до того, что – не было, не делали. Нам приходится доказывать, что на самом деле этого не было. Это очень интересная история, которая по сути дела задела и повлияла на мировую историю, и мы зачастую ограничены тем наследием, сталинским, когда ты в рамках административных, и, ни вправо, ни влево тебе не положено. Вот это – преодоление сталинского наследия, если кратко говорить. – Что помогает татарскому народу на его жизненном пути? – Стремление самостоятельно выживать. Татары всегда это умели делать, при разных обстоятельствах. Жизнь устраивалась так, чтобы народ жил, существовал, так что вот эта есть его черта. И татары склонны, даже там, где их живет немного, тем не менее, вместе собраться, обсудить и пытаться каким-то образом свою жизнь наладить. – Чему мог бы поучиться крымскотатарский народ у татар Поволжья? – За последние 25 лет мы прошли очень большой путь – когда после перестройки мы объявили суверенитет Республики Татарстан от имени всего народа. И теперь в Татарстан возят даже иностранцев, смотрите – вот, русские и татары, мусульмане и православные живут в дружбе, нет никаких проблем. И это очень многого стоит. Потому что это – база, на которой развивается экономика, и мы можем спокойно смотреть в будущее. И есть возможность заимствовать современные технологии, для того, чтобы экономически развиваться, и на этой базе строить и свою культуру тоже. Мы этот путь прошли, набили шишки, поэтому мы можем вам сказать, как легче пройти этот непростой путь. – Какое впечатление складывается у Вас о сегодняшнем состоянии крымской науки? – Я по гуманитарной сфере скажу – конечно, это пока что только на стадии первых шагов. До революции это было привязано к российской науке, затем – к украинской... Сегодня, я думаю, все это надо выстраивать по новой. Крым само по себе понятие – ниша. Его можно изучать с разных сторон, и надо это делать. И нам Крым очень интересен в научном плане, потому что для историка, археолога Крым – это Клондайк. И здесь очень много сохранилось исторических богатств, не знаю, насколько сами крымчане это понимают и ощущают. Мы, в Татарстане многое утерявшие, мы здесь видим, то, что мы потеряли, вживую, своими глазами. Поэтому здесь надо определиться с приоритетами и объединиться всем гуманитариям вокруг одной общей темы. – Что подразумевали бы Вы для крымских татар под понятием жить и развиваться на своей исторической Родине? – Как я уже сказал, мы в Татарстане понимали: это прийти к согласию с теми народами, которые живут на этой территории – это базовое понятие, политическое. Если этого не понимают руководители, журналисты, что очень важно, ученые, простые люди, то дальше будут возникать проблемы на пустом месте. Второе: это приоритет экономического развития, это продовольственная безопасность, это, обязательно, инфраструктура (без этого дальше об экономике говорить трудно), это обязательно – дети, их будущее, то есть образование на родном языке плюс английский, это общая система образования от школьного до университетского. Это открытость миру и изучение этого мира. – Как Вы считаете, какие факторы влияют на формирование национальной интеллектуальной элиты? – Конечно, не мешает иметь определенные научные структуры. Мы более определенны – мы сразу сказали – у нас Академия наук Татарстана должна работать на Татарстан, и здесь также нужны научные структуры, которые работали бы на Крым, на его экономику, культуру, на его особенности, на преимущества, которые есть у Крыма, их очень много. – Что Вы считаете своим главным достижением на поприще политики и науки? – Как политик, в бытность советником президента Татарстана М.Шаймиева (моя часть была политическая) – это межнациональное, межрелигиозное согласие, второе: взаимопонимание между Казанью и Москвой, что завершилось подписанием договора между Казанью и Москвой в 1994 году. То, что мы в Татарстане нашли общий язык – татары и русские – это самое большое достижение, которое дает результаты ежедневно. В научной части – это создание Института истории в 1996 году, я стал его первым директором. Мы поставили задачу написать историю татар в семи томах, мы ее завершили в этом году, презентация последнего тома пройдет в Бахчисарае. Этот том – по истории татарских ханств оказался самым сложным – мало специалистов должного уровня, и, в частности, по Крымскому ханству... – Ваша мечта ученого-историка? – Чтобы учебник по истории России был правильный. Много лжи мы там сумели снять... Сейчас мы после семитомника начали работать над историей населенных пунктов Татарстана – это будет пять томов плюс том по истории татарских сел России. Это будет уже живая история, микроистория, от древности до современности – очень интересная тема, некоторым деревням до тысячи лет... Как жили простые люди, а не только правители, не только великие воины... Эта тема, она нам открывает некоторые секреты – почему до сих пор некоторые деревни живут, а другие вымирают или спиваются.
– Почему?
Моя мечта ученого-историка – представить историю всей Евразии.
| |
|