www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 12:30 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Этногенез и культура татар / Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв. |
|
Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв.
Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв. Историко-этнографические очерки. – Наб. Челны: «Духовно-деловой центр «Ислам Нуры», 2013. – 189 с. На основе обобщения большого фактического материала, собранного автором во время многолетних этнографических экспедиций, стационарных исследований, этнографических выездов практически во все регионы компактного проживания татар Российской Федерации в книге представлена праздничная культура и культура народных, в том числе семейных праздников татар, сформировавшаяся под влиянием ислама. Показана ее трансформация, начиная с конца XIX до начала XXI вв. Книга рассчитана на исследователей – историков, этнологов, этносоциологов, работников культуры, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами истории, культуры и быта татарского народа. СОДЕРЖАНИЕ Введение ... 4 Глава I. Традиционные праздники – этновоспроизводящий механизм бытовой культуры татар ... 7 Раздел 1. Татарский вариант бытования исламских праздниковXIX – начала XXI вв. ... 8 Раздел 2. Народный праздник Сабантуй – составная часть этнопрезентующей практики нациестроительства татар XIX – начала XXI вв. ... 39 Раздел 3. Народные праздники нового времени: Джиен «Священного Булгара» ... 64
Глава II. Этнография мусульманского в культуре повседневности татар: семейные обычаи, обряды и праздники ... 89
Содержание книги представляет собой обобщение большого фактического материала по этнографии праздничной культуры и культуры праздников татар начиная с конца XIX века до конца первого десятилетия века XXI. Источниковой базой послужили материалы, собранные автором за пять десятилетий этнографических исследований. Это были и стационарные исследования при разработке диссертационной темы «Быт рабочих нефтяников-татар юго-восточных районов Татарстана», когда по несколько месяцев в году жила в семьях как городских, так и сельских жителей региона. Это позволило изнутри, детально знакомиться с бытом семей, опрашивать информаторов о прошлом, наблюдать, нередко участвовать как в семейных праздниках, так и торжествах в рабочих коллективах. Участие же в комплексных этнографических экспедициях с целью сбора данных по особым программам и сетке для создания научной базы «Историко-этнографического атласа» по теме «Традиционные обряды и праздники татарского народа» дали возможность получить репрезентативный материал практически из всех регионов компактного проживания татар в Российской Федерации. Это Татарстан и другие поволжские республики (Удмуртия, Чувашия, Марий Эл, Мордовия), области Европейской России (Кировская, Пензенская, Нижегородская, Рязанская, Ульяновская, Самарская, Астраханская), Урала (Пермская, Челябинская, Свердловская), а также республика Башкортостан, и Западной Сибири (Тюменская, Омская). Обследовано более 200 татарских деревень. С целью более детального изучения бытового ислама, ставшего возможным в постсоветские годы, материал был собран путем экспертного опроса представителей духовенства, в том числе работников муфтиятов, мухтасибатов, главное – организаторов и активных участников проведения мусульманских обрядов и праздников, а также путем непосредственного наблюдения обрядов в быту. Это исследование проведено в городах Республики Татарстан – Бавлах, Набережных Челнах, Нижнекамске, в Камышлинском, Похвистенвском районах Самарской, Каменском районе Пензенской, в районах с татарским населением Астраханской, Тюменской, Омской областей, в г.Можга Удмуртской Республики. Кроме того, широко использованы материалы средств массовой информации. В книге представлена праздничная культура и культура праздников лишь одной, численно преобладающей группы татар, сформировавшейся под влиянием ислама, официально принятого одними из их предков на данной территории еще в 922 году. Работа состоит из отдельных очерков, в которых дан анализ наиболее регулярно повторяющихся, значимых, как традиционных – «исконно» присущих, так и новых, появившихся в XX в. обычаев, обрядовых действ, праздников, ставших неотъемлемыми атрибутами образа жизни, культуры, самосознания народа, одновременно являющихся символами (маркерами) этничности. В том или ином виде они были опубликованы в научных журналах, сборниках научных статей или как отдельные главы в коллективных монографиях. Для данного издания каждый раздел книги доработан и состоит из анализа материалов трех временных периодов. Первый период – середина XIX – начало XX вв. – время традиционного, в основном крестьянского (сельского) быта с относительно устоявшейся системой обрядов и праздников, тесно связанных с религиозными (мусульманскими) предписаниями. Они являлись составной частью образа жизни большинства татар вне зависимости от их социального, экономического, образовательного уровня, стержнем их татарскости. Этому способствовали сами особенности формирования татар как этноса в иноэтничном (славянском, финно-угорском) и иноконфессиональном (православно-христианском, языческом) окружении, проживание в регионе «внутренней России». Второй период – 1920-1980 гг. – советские годы государственного атеизма. В сфере праздничной культуры – период диаметрально противоположный «традиционному». Это время деятельности новых государственных и идеологических структур, основной девиз и цель работы которых были направлены, в том числе на революционные преобразования культуры и быта, воспитание нового человека, свободного от влияния религии – «опиума для народа» и ее предрассудков. В работе показаны пути трансформации отдельных составляющих традиционной праздничной культуры, описаны формы их бытования в этих условиях. Специфика бытовой культуры татар этого периода заключалась в синхронности как появления, так и проявления новых праздников, ритуалов (обычаев, обрядов) с предлагаемыми и активно внедряемыми этими органами. Третий период – постсоветское время с начала 1990-ых годов до конца первого десятилетия XXI в. Этнографическая реальность этого времени заключается в актуализации этнокультурной идентификации. Это время признания религии, ее места и роли как в общественной жизни, так и в бытовой культуре народа, активизации деятельности легализованных религиозных структур и ее служителей, направленной главным образом на «исламское просвещение народа». В работе дан анализ связанных с этим новых явлений в праздничной культуре и культуре праздников. Очерки объединены в две главы. В главе I «Традиционные праздники – этновоспроизводящий механизм бытовой культуры татар» представлено три раздела: «Татарский вариант бытования исламских праздников XIX – начала XXI вв.»; «Народный праздник Сабантуй – составная часть этнопрезентующей практики нацие-строительства татар XIX – начала XXI вв.»; «Народные праздники нового времени: Джиен «Священного Булгара». Глава II «Этнография мусульманского в бытовой культуре татар: семейно-бытовые обряды и праздники» состоит из пяти параграфов: «Свадебные обряды», «Обряды, связанные с рождением ребенка», «Похоронно-поминальные обычаи и обряды», «Семейные торжества нового времени», «Мусульманское» в семейно-бытовой обрядности татар: традиции, тенденции развития». Собранные материалы хранятся в архиве отдела этнологии Института Истории им. Ш. Марджани Академии Наук Татарстана. Автор выражает надежду быть услышанным. Проделанная же работа внесет свою лепту в видение возможностей и путей развития праздничной культуры и культуры праздников моего народа.
| |
|