www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 12:30

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Этногенез и культура татар / Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв.
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Р.К.Уразманова. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX–нач. XX вв.)  •  Cибирские татары  •  Этнополитическая история татар в VI – первой четверти XV в.  •  С.В.Суслова, Р.Г.Мухамедова. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX–начало ХХ вв.)  •  Д.М.Исхаков. Татары. Краткая этническая история  •  Ф.Ш.Сафина. Ткачество татар Поволжья и Урала  •  Татары и Татарстан в XX – начале XXI веков (этностатистика)  •  Д.М.Исхаков. От средневековых татар к татарам нового времени  •  Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования  •  Атлас «Тартарика. Этнография»  •  Халиков Н.А. Хозяйство татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало ХХ вв.)  •  Р.К. Уразманова. Быт нефтяников-татар юго-востока Татарстана  •  Этнография татарского народа  •  Tatars  •  М.И.Ахметзянов, Ф.Л.Шарифуллина. Касимовские татары (по генеалогическим и этнографическим материалам)  •  Татары  •  Серия «Этнологические исследования в Татарстане»  •  Суслова С.В. История костюма тюркских народов (этнографическое исследование татарской народной одежды)  •  Мухаметшин Ю.Г., Халиков Н.А. Усадьба тюркских народов: сельское жилище татар Поволжья и Урала (конец XIX – начало XX вв.)  •  Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв.  •  Исхаков Д.М. Между Булгаром и Казанью  •  Исхаков Д.М. Историческая демография татар  •  Уразманова Р.К., Габдрахманова Г.Ф., Завгарова Ф.Х., Мухаметзянова А.Р. Мусульманский культ святых у татар: образы и смыслы  •  История и культура сибирских татар (с древнейших времен до начала XXI века)  •  Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв.

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв.
    Историко-этнографические очерки. – Наб. Челны: «Духовно-деловой центр «Ислам Нуры», 2013. – 189 с.
     

    Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв. Историко-этнографические очерки. – Наб. Челны: «Духовно-деловой центр «Ислам Нуры», 2013. – 189 с.

    На основе обобщения большого фактического материала, собранного автором во время многолетних этнографических экспедиций, стационарных исследований, этнографических выездов практически во все регионы компактного проживания татар Российской Федерации в книге представлена праздничная культура и культура народных, в том числе семейных праздников татар, сформировавшаяся под влиянием ислама. Показана ее трансформация, начиная с конца XIX до начала XXI вв.

    Книга рассчитана на исследователей – историков, этнологов, этносоциологов, работников культуры, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами истории, культуры и быта татарского народа.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение ... 4

    Глава I. Традиционные праздники – этновоспроизводящий механизм бытовой культуры татар ... 7

    Раздел 1. Татарский вариант бытования исламских праздниковXIX – начала XXI вв. ... 8

    Раздел 2. Народный праздник Сабантуй – составная часть этнопрезентующей практики нациестроительства татар XIX – начала XXI вв. ... 39

    Раздел 3. Народные праздники нового времени: Джиен «Священного Булгара» ... 64

    Глава II. Этнография мусульманского в культуре повседневности татар: семейные обычаи, обряды и праздники ... 89

    § 1. Свадебные обряды ... 90

    § 2. Обряды, связанные с рождением ребенка ... 123

    § 3. Похоронно-поминальные обычаи, обряды ... 139

    § 4. Семейные торжества нового времени ... 160

    § 5. Мусульманское в семейно-бытовой обрядности татар: традиции, тенденции развития ... 164


    ВВЕДЕНИЕ

    Содержание книги представляет собой обобщение большого фактического материала по этнографии праздничной культуры и культуры праздников татар начиная с конца XIX века до конца первого десятилетия века XXI. Источниковой базой послужили материалы, собранные автором за пять десятилетий этнографических исследований. Это были и стационарные исследования при разработке диссертационной темы «Быт рабочих нефтяников-татар юго-восточных районов Татарстана», когда по несколько месяцев в году жила в семьях как городских, так и сельских жителей региона. Это позволило изнутри, детально знакомиться с бытом семей, опрашивать информаторов о прошлом, наблюдать, нередко участвовать как в семейных праздниках, так и торжествах в рабочих коллективах.

    Участие же в комплексных этнографических экспедициях с целью сбора данных по особым программам и сетке для создания научной базы «Историко-этнографического атласа» по теме «Традиционные обряды и праздники татарского народа» дали возможность получить репрезентативный материал практически из всех регионов компактного проживания татар в Российской Федерации. Это Татарстан и другие поволжские республики (Удмуртия, Чувашия, Марий Эл, Мордовия), области Европейской России (Кировская, Пензенская, Нижегородская, Рязанская, Ульяновская, Самарская, Астраханская), Урала (Пермская, Челябинская, Свердловская), а также республика Башкортостан, и Западной Сибири (Тюменская, Омская). Обследовано более 200 татарских деревень. С целью более детального изучения бытового ислама, ставшего возможным в постсоветские годы, материал был собран путем экспертного опроса представителей духовенства, в том числе работников муфтиятов, мухтасибатов, главное – организаторов и активных участников проведения мусульманских обрядов и праздников, а также путем непосредственного наблюдения обрядов в быту. Это исследование проведено в городах Республики Татарстан – Бавлах, Набережных Челнах, Нижнекамске, в Камышлинском, Похвистенвском районах Самарской, Каменском районе Пензенской, в районах с татарским населением Астраханской, Тюменской, Омской областей, в г.Можга Удмуртской Республики. Кроме того, широко использованы материалы средств массовой информации.

    В книге представлена праздничная культура и культура праздников лишь одной, численно преобладающей группы татар, сформировавшейся под влиянием ислама, официально принятого одними из их предков на данной территории еще в 922 году.

    Работа состоит из отдельных очерков, в которых дан анализ наиболее регулярно повторяющихся, значимых, как традиционных – «исконно» присущих, так и новых, появившихся в XX в. обычаев, обрядовых действ, праздников, ставших неотъемлемыми атрибутами образа жизни, культуры, самосознания народа, одновременно являющихся символами (маркерами) этничности. В том или ином виде они были опубликованы в научных журналах, сборниках научных статей или как отдельные главы в коллективных монографиях. Для данного издания каждый раздел книги доработан и состоит из анализа материалов трех временных периодов.

    Первый период – середина XIX – начало XX вв. – время традиционного, в основном крестьянского (сельского) быта с относительно устоявшейся системой обрядов и праздников, тесно связанных с религиозными (мусульманскими) предписаниями. Они являлись составной частью образа жизни большинства татар вне зависимости от их социального, экономического, образовательного уровня, стержнем их татарскости. Этому способствовали сами особенности формирования татар как этноса в иноэтничном (славянском, финно-угорском) и иноконфессиональном (православно-христианском, языческом) окружении, проживание в регионе «внутренней России».

    Второй период – 1920-1980 гг. – советские годы государственного атеизма. В сфере праздничной культуры – период диаметрально противоположный «традиционному». Это время деятельности новых государственных и идеологических структур, основной девиз и цель работы которых были направлены, в том числе на революционные преобразования культуры и быта, воспитание нового человека, свободного от влияния религии – «опиума для народа» и ее предрассудков. В работе показаны пути трансформации отдельных составляющих традиционной праздничной культуры, описаны формы их бытования в этих условиях. Специфика бытовой культуры татар этого периода заключалась в синхронности как появления, так и проявления новых праздников, ритуалов (обычаев, обрядов) с предлагаемыми и активно внедряемыми этими органами.

    Третий период – постсоветское время с начала 1990-ых годов до конца первого десятилетия XXI в. Этнографическая реальность этого времени заключается в актуализации этнокультурной идентификации. Это время признания религии, ее места и роли как в общественной жизни, так и в бытовой культуре народа, активизации деятельности легализованных религиозных структур и ее служителей, направленной главным образом на «исламское просвещение народа». В работе дан анализ связанных с этим новых явлений в праздничной культуре и культуре праздников.

    Очерки объединены в две главы. В главе I «Традиционные праздники – этновоспроизводящий механизм бытовой культуры татар» представлено три раздела: «Татарский вариант бытования исламских праздников XIX – начала XXI вв.»; «Народный праздник Сабантуй – составная часть этнопрезентующей практики нацие-строительства татар XIX – начала XXI вв.»; «Народные праздники нового времени: Джиен «Священного Булгара».

    Глава II «Этнография мусульманского в бытовой культуре татар: семейно-бытовые обряды и праздники» состоит из пяти параграфов: «Свадебные обряды», «Обряды, связанные с рождением ребенка», «Похоронно-поминальные обычаи и обряды», «Семейные торжества нового времени», «Мусульманское» в семейно-бытовой обрядности татар: традиции, тенденции развития».

    Собранные материалы хранятся в архиве отдела этнологии Института Истории им. Ш. Марджани Академии Наук Татарстана.

    Автор выражает надежду быть услышанным. Проделанная же работа внесет свою лепту в видение возможностей и путей развития праздничной культуры и культуры праздников моего народа.


     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ