www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 12:50 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Этногенез и культура татар / Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв. |
|
Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв.
Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв. Историко-этнографические очерки. – Казань: Ихлас, 2014. – 224 стр. (с иллюстр.) ISBN 978-5-906701-34-3
Научные рецензенты: На основе обобщения большого фактического материала, собранного автором во время многолетних этнографических экспедиций, стационарных исследований, этнографических выездов практически во все регионы компактного проживания татар Российской Федерации, в книге представлена праздничная культура и культура народных, в том числе семейных праздников татар, сформировавшаяся под влиянием ислама, показана ее трансформация, начиная с конца XIX до начала XXI вв. Книга рассчитана на исследователей-историков, этнологов, этносоциологов, работников культуры и широкий круг читателей, интересующихся вопросами истории, культуры и быта народа. См. электронную версию книги (pdf) СОДЕРЖАНИЕ Введение ... 4 Глава I. Традиционные праздники – этновоспроизводящий механизм бытовой культуры татар
Раздел 1. Татарский вариант бытования исламских праздников XIX – начала XXI вв. ... 7 Глава II. Этнография мусульманского в культуре повседневности татар: семейные обычаи, обряды и праздники
§1. Свадебные обряды ... 90
Содержание книги представляет собой обобщение большого фактического материала по этнографии праздничной культуры и культуры праздников татар начиная с конца XIX века до конца первого десятилетия XXI века. Источниковой базой послужили материалы, собранные автором за пять десятилетий этнографических исследований. Это были и стационарные исследования при разработке диссертационной темы «Быт рабочих нефтяников-татар юго-восточных районов Татарстана», когда по несколько месяцев в году жила в семьях как городских, так и сельских жителей региона. Это позволило изнутри, детально знакомиться с бытом семей, опрашивать информаторов о прошлом, наблюдать, нередко участвовать как в семейных праздниках, так и торжествах в рабочих коллективах. Участие же в комплексных этнографических экспедициях с целью сбора данных по особым программам и сетке для создания научной базы «Историко-этнографического атласа» по теме «Традиционные обряды и праздники татарского народа» дали возможность получить репрезентативный материал практически из всех регионов компактного проживания татар в Российской Федерации. Это Татарстан и другие поволжские республики (Удмуртия, Чувашия, Марий Эл, Мордовия), области Европейской России (Кировская, Пензенская, Нижегородская, Рязанская, Ульяновская, Самарская, Астраханская), Урала (Пермская, Челябинская, Свердловская), а также республика Башкортостан, и Западной Сибири (Тюменская, Омская). Обследовано более 200 татарских деревень. С целью более детального изучения бытового ислама, ставшего возможным в постсоветские годы, материал был собран путем экспертного опроса представителей духовенства, в том числе работников муфтиятов, мухтасибатов, главное – организаторов и активных участников проведения мусульманских обрядов и праздников, а также путем непосредственного наблюдения обрядов в быту. Это исследование проведено в городах Республики Татарстан – Казани, Бавлах, Набережных Челнах, Нижнекамске, а также в Камышлинском, Похвистеневском районах Самарской, Каменском районе Пензенской, в районах с татарским населением Астраханской, Тюменской, Омской областей, в г.Можга Удмуртской Республики. Кроме того, широко использованы материалы средств массовой информации. В книге представлена праздничная культура и культура праздников лишь одной, численно преобладающей группы татар, сформировавшейся под влиянием ислама, официально принятого одними из их предков на данной территории еще в 922 году. Работа состоит из отдельных очерков, в которых дан анализ наиболее регулярно повторяющихся, значимых, как традиционных – «исконно» присущих, так и новых, появившихся в ХХ в. обычаев, обрядовых действ, праздников, ставших неотъемлемыми атрибутами образа жизни, культуры, самосознания народа, одновременно являющихся символами (маркерами) этничности. В том или ином виде они были опубликованы в научных журналах, сборниках научных статей или как отдельные главы в коллективных монографиях. Для данного издания каждый раздел книги доработан и состоит из анализа материалов трех временных периодов. Первый период – середина XIX – начало XX вв. – время традиционного, в основном крестьянского (сельского) быта с относительно устоявшейся системой обрядов и праздников, тесно связанных с религиозными (мусульманскими) предписаниями. Они являлись составной частью образа жизни большинства татар вне зависимости от их социального, экономического, образовательного уровня, стержнем их татарскости. Этому способствовали сами особенности формирования татар как этноса в иноэтничном (славянском, финно-угорском) и иноконфессиональном (православно-христианском, языческом) окружении, проживание в регионе «внутренней России». Второй период – 1920-1980 гг. – советские годы государственного атеизма. В сфере праздничной культуры – период диаметрально противоположный «традиционному». Это время деятельности новых государственных и идеологических структур, основной девиз и цель работы которых были направлены, в том числе на революционные преобразования культуры и быта, воспитание нового человека, свободного от влияния религии – «опиума для народа» и ее предрассудков. В работе показаны пути трансформации отдельных составляющих традиционной праздничной культуры, описаны формы их бытования в этих условиях. Специфика бытовой культуры татар этого периода заключалась в синхронности как появления, так и проявления новых праздников, ритуалов (обычаев, обрядов) с предлагаемыми и активно внедряемыми этими органами. Третий период – постсоветское время с начала 1990-ых годов до конца первого десятилетия XXI в. Этнографическая реальность этого времени заключается в актуализации этнокультурной идентификации. Это время признания религии, ее места и роли как в общественной жизни, так и в бытовой культуре народа, активизации деятельности легализованных религиозных структур и ее служителей, направленной главным образом на «исламское просвещение народа». В работе дан анализ связанных с этим новых явлений в праздничной культуре и культуре праздников. Очерки объединены в две главы. В главе I «Традиционные праздники – этнопроизводящий механизм бытовой культуры татар» представлены три раздела: «Татарский вариант бытования исламских праздников ХIХ – начала ХХI вв.»; «Народный праздник Сабантуй – составная часть этнопрезентующей практики нациестроительства татар ХIХ – начала ХХI вв.»; «Народные праздники нового времени: Джиен «Священного Булгара».
Глава II «Этнография мусульманского в бытовой культуре татар: семейно-бытовые обряды и праздники» состоит из пяти параграфов: «Свадебные обряды», «Обряды, связанные с рождением ребенка», «Похоронно-поминальные обычаи и обряды», «Семейные торжества нового времени», «Мусульманское» в семейнобытовой обрядности татар: традиции и современность. Собранные материалы хранятся в архиве отдела этнологии Института Истории им. Ш. Марджани Академии Наук Татарстана. Автор выражает надежду быть услышанной, и проделанная работа внесет свою лепту в видение возможностей и путей развития праздничной культуры и культуры праздников моего народа. | |
|