www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 12:51

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Этногенез и культура татар / Этнополитическая история татар в VI – первой четверти XV в.
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Р.К.Уразманова. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX–нач. XX вв.)  •  Cибирские татары  •  Этнополитическая история татар в VI – первой четверти XV в.  •  С.В.Суслова, Р.Г.Мухамедова. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX–начало ХХ вв.)  •  Д.М.Исхаков. Татары. Краткая этническая история  •  Ф.Ш.Сафина. Ткачество татар Поволжья и Урала  •  Татары и Татарстан в XX – начале XXI веков (этностатистика)  •  Д.М.Исхаков. От средневековых татар к татарам нового времени  •  Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования  •  Атлас «Тартарика. Этнография»  •  Халиков Н.А. Хозяйство татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало ХХ вв.)  •  Р.К. Уразманова. Быт нефтяников-татар юго-востока Татарстана  •  Этнография татарского народа  •  Tatars  •  М.И.Ахметзянов, Ф.Л.Шарифуллина. Касимовские татары (по генеалогическим и этнографическим материалам)  •  Татары  •  Серия «Этнологические исследования в Татарстане»  •  Суслова С.В. История костюма тюркских народов (этнографическое исследование татарской народной одежды)  •  Мухаметшин Ю.Г., Халиков Н.А. Усадьба тюркских народов: сельское жилище татар Поволжья и Урала (конец XIX – начало XX вв.)  •  Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв.  •  Исхаков Д.М. Между Булгаром и Казанью  •  Исхаков Д.М. Историческая демография татар  •  Уразманова Р.К., Габдрахманова Г.Ф., Завгарова Ф.Х., Мухаметзянова А.Р. Мусульманский культ святых у татар: образы и смыслы  •  История и культура сибирских татар (с древнейших времен до начала XXI века)  •  Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв.

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Этнополитическая история татар в VI – первой четверти XV в.
    Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Изд-во «Иман», Казань, 2000 г.
     

    Д.М.Исхаков, И.Л.Измайлов Этнополитическая история татар в VI – первой четверти XV в. Изд-во «Иман», Казань, 2000 г.

     

    См. ниже полный макет книги в формате PDF (Acrobat Reader)

     

    Введение

     

    Подлинная история татар - народа во всех отношениях исторического, еще не написана. Зародившаяся в трудах Ш. Марджани, национальная историография в начале XX в., благодаря усилиям целой плеяды талантливых историков (Р. Фахретдинов, Х. Атласи, Г. Ахмаров, Г. Губайдуллин, А. Рахим, М. Худяков и др.), получила значительное развитие и состоялось как течение общественной мысли. Но в годы сталинского тоталитаризма, да и позже, она находилась в глубоком застое, не имея возможности и не смея выйти за узкие рамки истории национальной «автономии». Правда, и тогда имелись некоторые исключения: в 1960-1970-х гг. были опубликованы важные для развития национальной исторической науки работы М. Сафаргалиева, М. Усманова, А. Мухамадиева, Р. Фахрутдинова, вел, постоянно расширяя круг своих интересов, этногенетические исследования А. Халиков.

    Однако с конца 1980-х гг. в Татарстане явственно обнаружилось кризисное состояние исторической науки. На фоне общего подъема национального самосознания татар в 1990-х гг. в ходе национального движения «третьей волны», это стало особенно заметно. Крупные недостатки прежней квазиматериалистической методологии явственно обнаружились при первых же попытках перехода от «урезанных» (= «автономных») историй к полноценной и цельной общенациональной истории татар. В ходе дискуссии выявились два подхода к постановке данной проблемы: одни исследователи стали обращать повышенное внимание на этническую составляющую истории, а другие предложили сосредоточиться на истории государственности.

     

    Мы полагаем, что оба эти направления являются достаточно односторонними. Дело не только в том, что, вне всякого сомнения, главным субъектом истории являются люди, объединенные в конкретную этническую общность (народ, нацию), а, скорее, в том, что на ранних этапах истории (древность и средневековье) этническая и социально-политическая идентификация не может быть однозначно разделена. Одновременно, стоит отметить, что роль государства в процессах становления татар нельзя недооценивать, поскольку она была чрезвычайно велика и важна. Отсюда следует, что проблемы формирования и дальнейшей трансформации татарского этнополитического единства образуют некое ядро национальной истории, познание которого вообще немыслимо без учета этого аспекта исторического процесса.

    Именно поэтому, учитывая особые роль и значение этнической проблематики в историческом исследовании, в настоящей работе была предпринята попытка изучения этнополитической истории татар в период средневековья  (III - первая четверть XV вв.), как комплексной этно-исторической проблемы. Естественно, что в достаточно сжатом труде все этапы этногенеза (становления предков татар) и этнической истории татарского этноса с достаточной полнотой невозможно. Свою задачу авторы видят в то, чтобы последовательно проследить некоторую основную канву исторического процесса, уделяя внимание проблемам развития традиций государственности и формирования этничности, которая привела к возникновению средневекового татарского этноса.

     

    Разумеется, многие проблемы, поднимаемые в настоящем исследовании требуют дополнительных изысканий и более развернутой аргументации, как в концептуальном плане, так и в контексте специальных частных проблем. В этой связи, работа открыта для любой критики, а ее положения могут быть скорректированы. Но только в том случае, если эти замечания и уточнения будут основаны на фактах, изложенных в рамках еще более непротиворечивой схеме, чем авторская модель этнополитической истории татарского этноса. В этом и состоит одна из целей публикации этой работы - начать более плодотворную и продуктивную дискуссию вокруг поднятых в ней  научных проблем. Надеемся, что данная работа послужит не только началом дискуссии по проблемам истории татарского народа, но и откроет в ней новые страницы.

     

    В движении к истине важен первый шаг, также как и каждый последующий. Дорогу осилит идущий. Надеемся, что и эта работа послужит ступенькой на этом пути.

    В целом, представляется, что этот вводный очерк к цельной этнополи­ти­ческой истории татарского народа за период более тысячи лет, является одним из первых опытов подхода к написанию нашей национальной истории, которая будет определять и развитие науки в XXI веке, и послужит делу укрепления татарской национальной идентичности.

     

    СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ