www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Понедельник, 2 декабря 2024, 23:11 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Исламские институты в Российской империи / Мусульманские духовные лица в социальном и духовном развитии татарского народа (XVII – начало XX вв.) |
|
Мусульманские духовные лица в социальном и духовном развитии татарского народа (XVII – начало XX вв.)
Мусульманские духовные лица в социальном и духовном развитии татарского народа (XVII – начало XX вв.). Сб. статей. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «Яз», 2014. – 172 с. ISBN 978-5-98688-043-3 Серия «Исламские институты в Российской империи» Редколлегия: И.К.Загидуллин (отв. ред. и сост.), Л.Ф.Байбулатова, И.З.Файзрахманов В сборнике представлены, главным образом, доклады участников научного семинара «Мусульманские духовные лица в социальном и духовном развитии татарского народа в средние века и Новое время» (г.Казань, 16 декабря 2011 г.), а также новые статьи коллег, поступившие позже.
Предисловие ... 4
Научный семинар на тему «Мусульманские духовные лица в социальном и духовном развитии татарского народа в средние века и Новое время», состоявшийся в Казани 16 декабря 2011 г., стал одним из первых научных мероприятий, специально посвященных комплексному изучению татарского приходского духовенства как исламского религиозного института и одновременно социальной группы1 мусульман Волго-Уральского региона. В то же время семинар был продолжением всероссийских конференций, ранее организованных отделом средневековой истории из серии «Исламские институты в Российской империи». Были проведены научные мероприятия по следующим проблемам: «Татарские мусульманские приходы Российской империи» (г.Казань, 27–28 сентября 2005 г.), «Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.)» (г.Казань, 25 апреля 2006 г.), «Суфизм как социокультурное явление в российской умме (г.Казань, 21 ноября 2006 г.), «Источники существования исламских институтов в Российской империи» (г.Казань, 24 апреля 2007 г.), международный научный семинар на тему «Оренбургское магометанское духовное собрание и духовное развитие татарского народа в последней четверти XVIII – начале ХХ вв.», посвященный 220-летию учреждения религиозного управления мусульман внутренней России и Сибири (Казань, 18 декабря 2009 г.). Важно отметить, что материалы этих научных форумов изданы2, с ними можно ознакомиться на сайте Института истории им. Ш.Марджани АН РТ www.tataroved.ru. Религиозно-общественная деятельность мусульманского духовенства в дореволюционный период проходила сквозной темой во всех вышеназванных научных мероприятиях. Приходские духовные лица являлись важнейшим сегментом религиозно-культурной автономии татар – системы реализации ими в аграрной России своих духовных и культурных потребностей в рамках мусульманских приходов в округе Оренбургского магометанского духовного собрания. Массовыми ячейками религиозно-культурной автономии татар были зарегистрированные в установленном порядке мусульманские религиозные общины – приходы, призванные осуществлять выполнение религиозных потребностей прихожан. В приходах исполнение религиозных ритуалов было сосредоточено исключительно в руках «указных», назначенных властью, мулл. Такой порядок усматривал осуществление правительством контроля над общественной жизнью религиозных общин. Мусульманские духовные лица были общественными институтами: их избрание находилось в компетенции прихода. Губернское (областное) правление направляло лицо, избранное приходом в качестве кандидата на духовную должность, на испытание в ОМДС. По итогам экзамена ОМДС выдавало свидетельство, в котором указывалось его духовное звание. В татарских сельских общинах, не имевших экономической возможности содержать нескольких религиозных деятелей, духовное лицо выполняло одновременно ряд функций: имама, руководившего общественной молитвой и исполнявшего духовные «требы» местных жителей; казия (судьи), решавшего вопросы наследства и споры между прихожанами, мугаллима (мударриса), преподававшего основы ислама.
Правительство возложило на духовенство ряд административных обязанностей. Как представитель власти, мулла производил присягу должностных лиц, гласных органов городского самоуправления, земских собраний, рекрутов или новобранцев, свидетелей и обвиняемых в судебных учреждениях, прихожан после вступления нового российского государя на престол, составлял документы гражданского акта, выдавал по метрическим книгам выписки о рождении, смерти, семейном положении, призывном возрасте прихожан, которые имели юридическую силу. Статьи посвящены различным аспектам общественной деятельности и социального поведения приходского мусульманского духовенства. По эпитпфическим материалам и рукописям Г.К. Каримова выявляет термины, которыми татары именовали своих пастырей до учреждения Оренбургского магометанского духовного собрания в 1788 г. На основании архивных источников Р.Р. Гарипова освещает некоторые аспекты ведения духовными лицами Волго-Уральского региона с 1829 г. актов гражданского состояния – метрических книг. И.К. Загидуллин исследует обсуждение в 1880-е гг. в высших эшелонах власти проблемы законодательной регламентации назначения заседателей Оренбургского магометанского духовного собрания и процесс реализации закона о русском образовательном цензе для кандидатов вмуллы в округе ОМДС в 1890-е гг. Д.В. Конкин отслеживает разрешение правительством вакуфного вопроса в Таврической губернии – распоряжение земельным имуществом крымскотатарского приходского духовенства в судьбоносном вопросе по земельному обеспечению местных мусульман за длительный хронологический отрезок – с конца XVIII до начала XX вв. Маликов Р.И. на основании архивных и опубликованных источников выявляет особенности взаимоотношений духовенства с прихожанами в Казанской губернии в конце XIX – начала XX вв. А.М. Гайнутдинов анализает письмо муллы-традиционалиста начала ХХ в., в период активного поиска имперской властью пантюркистов и панисламистов среди джадидистов, который стремится использовать удобный случай для дискредитации своих идеологических противников. Высокую миссию приходского духовенства по просвещению и обновлению общественной жизни единоверцев А.В. Сызранов раскрывает на примере жизненного пути, пастырской, общественной и журналисткой деятельности имама г.Астрахани Абдурахмана Умерова(1867–1933), ученика Ш. Марджани. О.Н. Сенюткина в своем исследовании заглядывает в судьбы имамов д. Петряксы современной Нижегородской области Абдулбяра Бедретдинова и Мирзы Каримова в советский период. Э.К. Салахова на примере деятельности имамов д. Новые Чечкабы рассуждает о роли духовенства в повседневной жизни прихожан, сохранении традиций, нравственном воспитании и распространении образованности.
На основании изучения деятельности имамов по организации сельскохозяйственных кооперативов и маслодельных артелей в татарских деревнях в начале ХХ в. Л.И. Губайдуллин воссоздает новый образ муллы - социально активной и открытой к преобразованиям личности. В качестве приложения к своей статье автор публикует некоторые материалы из национальной периодической печати о муллах – организаторах кооперативного движения в сельской местности и прогрессивных хозяйственниках. М.И. Роднов в своей статье поднимает неожиданную тему, рассматривая муллу как кулака-эксплуататора, наживающего на бедных односельчанах, выдавая им ссуды под высокие проценты, и т.д. В целом, представленные в сборнике статьи формируют многоликий образ приходского духовенства – традиционалиста или джадидиста, убежденного в правоте своих действий представителя местной элиты мусульманского сообщества; лидера религиозной общины, наделенного некоторыми полномочиями власти; педагога; пастыря; расчетливого крестьянина-хозяйственника; хранителя исторической памяти и традиций народа. И.К. Загидуллин
1 К 1916 г. в округе ОМДС насчитывалась 6081 мечеть, при которых служило 13328 духовных лиц, в том числе 220 ахунов, 3822 хатибов, 3346 имамов, 5940 муэдзинов (РГИА. Ф.821. Оп.133. Д. 545. Л.128). | |
|