www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Воскресенье, 3 ноября 2024, 03:53 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Исламские институты в Российской империи / Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири |
|
Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири
Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. — 416 с. — 2000 д.
В книге выделяются политико-религиозные и социально-общественные аспекты адаптации мечетей в имперское политико-административное пространство, мусульманская общественная молитва рассматривается как религиозное, общественно-политическое и культурное явление в России, определяются роль богослужебного здания в религиозной и социальной жизни уммы, степень влияния внутриполитического курса правительства на исламское культовое зодчество и особенности мусульманского храмового строительства в городах и селениях. Монография адресована студентам, преподавателям, всем тем, кто интересуется историей ислама в России.
Содержание
Введение
Глава I. Источники и литература 1. Источники исследования 2. Историография проблемы
Глава II. Мечети в общеимперском политико-правовом пространстве 1. Религиозная политика правительства в отношении мусульман во второй половине XVI — первой половине XVIII в. 2. Общественно-политическая сторона религиозного ритуала в России 3. Социальные аспекты организации и совершения намаза 4. Проблемы устройства молитвенных помещений в начале XX в.
Глава III. Общественная молитва и место ее совершения 1. Пятивременные и соборные (джами) мечети 2. Мусульманский «молитвенный дом» 3. Мечеть в религиозной и социальной жизни общины 4. Публичные собрания и общественный намаз
Глава IV. Архитектура исламских молитвенных помещений 1. Типовое и образцовое проектирование 2. Государственный технический надзор и попечение в сфере исламского культового строительства и реставрации 3. Архитектурный облик мечетей в сельской местности 4. Мусульманские культовые здания в градостроительной ситуации 5. Джами-мечеть столицы империи: из истории возведения
Заключение
Приложения 1. Российское законодательство о мечетях 2. Циркуляры Оренбургского магометанского духовного собрания по регулированию религиозно-обрядовой жизни в махаллях 3. Условия конкурса на эскизный проект мечети в Санкт-Петербурге 4. Численность мечетей и приходов в округе Оренбургского магометанского духовного собрания в 1856 и 1868 гг.
Список иллюстраций к тексту Список сокращений
Введение
В исламе, как и во всякой религии, важное место отводится ритуалу. Культ оказывает определенное воздействие на социальное поведение верующих, формирует особый психологический стереотип, закладывает основы их мироощущения и мировоззрения. В рамках шариата происходят регулирование публичного и частного права, закрепление правил гигиены, регламентация практически всех сторон повседневного быта. Традиционная культура татар и башкир представляет синтез народных обычаев и норм религии. Поэтому изучение повседневной жизни, ритуальной стороны религиозности народов и их трансформации как культурного феномена в условиях модернизации российского общества будет способствовать более полному воссозданию истории мусульманских народов. В доиндустриальных, аграрных обществах, каковой являлась Россия, религия играла важнейшую роль в формировании общественного сознания народных масс. В условиях отсутствия государственных институтов ислам стал ключевым фактором в сохранении этноконфессиональной идентичности, развитии культуры и национального возрождения. Данная проблема тесно связана с особенностями имперской идеологии и прерогативами великодержавности. Изучение функционирования традиционных религиозных общин — самых массовых и остававшихся вплоть до начала XX в. основной формой культурно-общественного социума мусульман во внутренних губерниях России — позволяет выделить определенные закономерности и характерные черты уммы в региональном измерении в условиях религиозного меньшинства. Они являются суннитами и последователями наиболее «либерального» из правовых мазхабов (школ) — ханафитского. Исторический опыт ислама в Российской империи углубляет наши представления о культурных и общественно-политических аспектах становления и развития мусульманских институтов в региональном и мировом измерениях. Общественная значимость изучения повседневной жизни мусульман определяется вниманием к сохранению и возрождению культурной памяти и толерантных традиций в современном обществе, этнического многообразия Российской Федерации, в которой последователи ислама составляют вторую по численности, после православных, группу верующих. Возможность открытого совершения мусульманского ритуала, создания соответствующих условий зависела от традиций государственно-исламских отношений. Разрешая молитвенные собрания исключительно в храме, прикрепляя к мечетям мусульманское духовенство, мектебе и медресе, российские чиновники определили мечеть главным символом устройства легальной махалли. Независимо от этого культовые здания традиционно выполняли функцию локального религиозно-духовного и образовательного центра прихожан. Их статус наглядно демонстрировал правовое положение конкретной конфессии в государстве и являлся важным элементом в реализации гражданских прав подданных. В российский период главной, судьбоносной проблемой для существования ислама, превращенного первоначально в «гонимую», затем в одну из «терпимых» религий, являлась интеграция его институтов в общеимперское социокультурное пространство. В Территория Российской империи представляла несколько историко-культурных регионов, в которых процесс адаптации ислама к местным условиям у народов, принявших мусульманство, происходил не одновременно и под воздействием различных внутренних (уровень общественных отношений и экономического развития) и внешних факторов (российская власть и геополитика). Европейская часть России и Сибирь изначально являлись «периферийным» мусульманским регионом, где расселялось множество этнических групп с самобытной культурой, социальными и религиозными институтами. Сближение и сращивание «нормативного» ислама с духовным субстратом самобытных культур местных народов и этнических групп привели к появлению специфических черт его функционирования и формированию региональных форм бытования. В рамках единого правового и экономического пространства происходили интеграционные процессы в области общественного уклада и культуры мусульман различных регионов. Стержнем разноликого ислама на территории империи выступали общие принципы как на уровне догматического богословия — пять «столпов» ислама, религиозные обязанности, сфокусированные, главным образом, на обрядовости и нормах религиозной жизни: 1) аш-шахада — исповедание веры, содержащей в себе два основных догмата: исповедание единобожия (ат-таухид) и признание пророческой миссии Му-хаммада (ан-нубувва); 2) ас-салат (молитва); 3) ас-саум (пост); 4) аз-закят (налог в пользу бедных); 5) ал-хадж (паломничество), так и на уровне социальной практики. Мусульмане в Российской империи принадлежали к разным направлениям (сунниты и шииты), разным догматическим школам (ханафиты, шафаииты), разным суфийским братствам (накшбандийа, кадирийа, иасавийа). В этой связи опыт существования исламских институтов в целом и совершения исламского ритуала, в частности, в российских реалиях нового времени позволяет определить общее и особенное в традиционной религиозной общине. Сегодня востребована выработка методологического подхода к изучению ислама, позволяющего в историческом контексте понять механизм функционирования ислама как идеологической (в том числе религиозной) системы. В основе нового подхода лежит взгляд о догматическом, этническом и региональном равноправии внутри исламского мира; признание регионального ислама как единственно объективной формы его существования на основе идеи общности и равноценности народов, внесших вклад в исламскую культуру (Прозоров СМ. Ислам как идеологическая система / Ин-т востоковедения, С.-Петербург, филиал.— М.: Вост. лит., 2004.— С.377—380.). Интеграции мусульман в российское социокультурное пространство способствовали: развитие капиталистических отношений, отходничество, урбанизационные процессы, исполнение мусульманами воинской повинности. Правительственный прагматизм означал создание определенных условий для представителей иной культуры, прежде всего — защиту их этноконфессиональной идентичности в инородной среде от грубой ассимиляции. В процессе медленного, пусть даже деформированного, становления российского гражданского общества и правового государства на промышленных предприятиях, в правительственных учреждениях, учебно-воспитательных заведениях и в Российской армии формировалась веротерпимость. В современном обществе, в силу одностороннего и предвзятого отношения к исламу и мусульманской культуре царского самодержавия и советской власти, сформировалось устойчивое мнение о фанатизме и неполноценности исламской цивилизации. Возвращение религии в современное общество обнажило разрушительные последствия советской тоталитарной системы, изгнавшей ислам из общественной и повседневной жизни и успевшей воспитать несколько поколений россиян в атеистическом духе. Между тем поликонфессиональность России является не только ее достоинством. Она требует соблюдения принципа диалога культур, независимо от численности их представителей. Рассмотрение позитивного опыта прошлого и выявление просчетов властей в этой области, что возможно лишь при комплексном изучении вероисповедального вопроса, позволят использовать историческую информацию для создания нормативной базы государственно-церковных отношений.
| |
|