www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Воскресенье, 3 ноября 2024, 03:53

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Исламские институты в Российской империи / Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Загидуллин И.К. Мусульманская община в Санкт-Петербурге. XVIII - начало XX вв.  •  Суфизм как социокультурное явление в российской умме  •  И.К.Загидуллин. Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи (Европейская часть России и Сибирь)  •  О.Н.Сенюткина, И.К.Загидуллин. Нижегородская ярмарочная мечеть – центр общения российских и зарубежных мусульман  •  Татарские мусульманские приходы в Российской империи  •  Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.)  •  Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири  •  Источники существования исламских институтов в Российской империи  •  Гибадуллина Э.М. Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX – начале ХХ вв.  •  Саматова Ч.Х. Имперская власть и татарская школа во второй половине XIX – начале XX века  •  Особое Совещание по мусульманским делам 1914 года: Журналы  •  Оренбургское магометанское духовное собрание...  •  Мусульманские духовные лица в социальном и духовном развитии татарского народа (XVII – начало XX вв.)

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири
    Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. — 416 с. — 2000 д.
     

    Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. — 416 с. — 2000 д.

     

    В книге выделяются политико-религиозные и социально-общественные аспекты адаптации мечетей в имперское политико-административное пространство, мусульманская общественная молитва рассматривается как религиозное, общественно-политическое и культурное явление в России, определяются роль богослужебного здания в религиозной и социальной жизни уммы, степень влияния внутриполитического курса правительства на исламское культовое зодчество и особенности мусульманского храмового строительства в городах и селениях. Монография адресована студентам, преподавателям, всем тем, кто интересуется историей ислама в России.

     

    Содержание

     

    Введение

     

    Глава I. Источники и литература

    1. Источники исследования

    2. Историография проблемы

     

    Глава II. Мечети в общеимперском политико-правовом пространстве

    1. Религиозная политика правительства в отношении мусульман во второй половине XVI — первой половине XVIII в.

    2. Общественно-политическая сторона религиозного ритуала в России

    3. Социальные аспекты организации и совершения намаза

    4. Проблемы устройства молитвенных помещений в начале XX в.

     

    Глава III. Общественная молитва и место ее совершения

    1. Пятивременные и соборные (джами) мечети

    2. Мусульманский «молитвенный дом»

    3. Мечеть в религиозной и социальной жизни общины

    4. Публичные собрания и общественный намаз

     

    Глава IV. Архитектура исламских молитвенных помещений

    1. Типовое и образцовое проектирование

    2. Государственный технический надзор и попечение в сфере исламского культового строительства и реставрации

    3. Архитектурный облик мечетей в сельской местности

    4. Мусульманские культовые здания в градостроительной ситуации

    5. Джами-мечеть столицы империи: из истории возведения

     

    Заключение

     

    Приложения

    1. Российское законодательство о мечетях

    2. Циркуляры Оренбургского магометанского духовного собрания по регулированию религиозно-обрядовой жизни в махаллях

    3. Условия конкурса на эскизный проект мечети в Санкт-Петербурге

    4. Численность мечетей и приходов в округе Оренбургского магометанского духовного собрания в 1856 и 1868 гг.

     

    Список иллюстраций к тексту

    Список сокращений

     

    Введение

     

    В исламе, как и во всякой религии, важное место отводится ритуалу. Культ оказывает определенное воздействие на социальное поведение верующих, формирует особый психологический стереотип, закладывает основы их мироощущения и мировоззрения. В рамках шариата происходят регулирование публичного и частного права, закрепление правил гигиены, регламентация практически всех сторон повседневного быта. Традиционная культура татар и башкир представляет синтез народных обычаев и норм религии. Поэтому изучение повседневной жизни, ритуальной стороны религиозности народов и их трансформации как культурного феномена в условиях модернизации российского общества будет способствовать более полному воссозданию истории мусульманских народов.

    В доиндустриальных, аграрных обществах, каковой являлась Россия, религия играла важнейшую роль в формировании общественного сознания народных масс. В условиях отсутствия государственных институтов ислам стал ключевым фактором в сохранении этноконфессиональной идентичности, развитии культуры и национального возрождения. Данная проблема тесно связана с особенностями имперской идеологии и прерогативами великодержавности.

    Изучение функционирования традиционных религиозных общин — самых массовых и остававшихся вплоть до начала XX в. основной формой культурно-общественного социума мусульман во внутренних губерниях России — позволяет выделить определенные закономерности и характерные черты уммы в региональном измерении в условиях религиозного меньшинства. Они являются суннитами и последователями наиболее «либерального» из правовых мазхабов (школ) — ханафитского. Исторический опыт ислама в Российской империи углубляет наши представления о культурных и общественно-политических аспектах становления и развития мусульманских институтов в региональном и мировом измерениях. Общественная значимость изучения повседневной жизни мусульман определяется вниманием к сохранению и возрождению культурной памяти и толерантных традиций в современном обществе, этнического многообразия Российской Федерации, в которой последователи ислама составляют вторую по численности, после православных, группу верующих.

    Возможность открытого совершения мусульманского ритуала, создания соответствующих условий зависела от традиций государственно-исламских отношений. Разрешая молитвенные собрания исключительно в храме, прикрепляя к мечетям мусульманское духовенство, мектебе и медресе, российские чиновники определили мечеть главным символом устройства легальной махалли. Независимо от этого культовые здания традиционно выполняли функцию локального религиозно-духовного и образовательного центра прихожан. Их статус наглядно демонстрировал правовое положение конкретной конфессии в государстве и являлся важным элементом в реализации гражданских прав подданных.

    В российский период главной, судьбоносной проблемой для существования ислама, превращенного первоначально в «гонимую», затем в одну из «терпимых» религий, являлась интеграция его институтов в общеимперское социокультурное пространство.

    В 1894 г. известный татарский просветитель И.Гаспринский совершенно точно подметил, что национальный, татарский вопрос в Российской империи «сводится к согласованию потребностей государственной жизни с бытовыми и религиозными потребностями мусульман России. И это согласие возможно и необходимо» (Тарджеман-Переводчик.— 1894.— №22.— 12 июня.).

    Территория Российской империи представляла несколько историко-культурных регионов, в которых процесс адаптации ислама к местным условиям у народов, принявших мусульманство, происходил не одновременно и под воздействием различных внутренних (уровень общественных отношений и экономического развития) и внешних факторов (российская власть и геополитика). Европейская часть России и Сибирь изначально являлись «периферийным» мусульманским регионом, где расселялось множество этнических групп с самобытной культурой, социальными и религиозными институтами. Сближение и сращивание «нормативного» ислама с духовным субстратом самобытных культур местных народов и этнических групп привели к появлению специфических черт его функционирования и формированию региональных форм бытования. В рамках единого правового и экономического пространства происходили интеграционные процессы в области общественного уклада и культуры мусульман различных регионов.

    Стержнем разноликого ислама на территории империи выступали общие принципы как на уровне догматического богословия — пять «столпов» ислама, религиозные обязанности, сфокусированные, главным образом, на обрядовости и нормах религиозной жизни: 1) аш-шахада — исповедание веры, содержащей в себе два основных догмата: исповедание единобожия (ат-таухид) и признание пророческой миссии Му-хаммада (ан-нубувва); 2) ас-салат (молитва); 3) ас-саум (пост); 4) аз-закят (налог в пользу бедных); 5) ал-хадж (паломничество), так и на уровне социальной практики.

    Мусульмане в Российской империи принадлежали к разным направлениям (сунниты и шииты), разным догматическим школам (ханафиты, шафаииты), разным суфийским братствам (накшбандийа, кадирийа, иасавийа). В этой связи опыт существования исламских институтов в целом и совершения исламского ритуала, в частности, в российских реалиях нового времени позволяет определить общее и особенное в традиционной религиозной общине.

    Сегодня востребована выработка методологического подхода к изучению ислама, позволяющего в историческом контексте понять механизм функционирования ислама как идеологической (в том числе религиозной) системы. В основе нового подхода лежит взгляд о догматическом, этническом и региональном равноправии внутри исламского мира; признание регионального ислама как единственно объективной формы его существования на основе идеи общности и равноценности народов, внесших вклад в исламскую культуру (Прозоров СМ. Ислам как идеологическая система / Ин-т востоковедения, С.-Петербург, филиал.— М.: Вост. лит., 2004.— С.377—380.).

    Интеграции мусульман в российское социокультурное пространство способствовали: развитие капиталистических отношений, отходничество, урбанизационные процессы, исполнение мусульманами воинской повинности. Правительственный прагматизм означал создание определенных условий для представителей иной культуры, прежде всего — защиту их этноконфессиональной идентичности в инородной среде от грубой ассимиляции. В процессе медленного, пусть даже деформированного, становления российского гражданского общества и правового государства на промышленных предприятиях, в правительственных учреждениях, учебно-воспитательных заведениях и в Российской армии формировалась веротерпимость.

    В современном обществе, в силу одностороннего и предвзятого отношения к исламу и мусульманской культуре царского самодержавия и советской власти, сформировалось устойчивое мнение о фанатизме и неполноценности исламской цивилизации. Возвращение религии в современное общество обнажило разрушительные последствия советской тоталитарной системы, изгнавшей ислам из общественной и повседневной жизни и успевшей воспитать несколько поколений россиян в атеистическом духе. Между тем поликонфессиональность России является не только ее достоинством. Она требует соблюдения принципа диалога культур, независимо от численности их представителей. Рассмотрение позитивного опыта прошлого и выявление просчетов властей в этой области, что возможно лишь при комплексном изучении вероисповедального вопроса, позволят использовать историческую информацию для создания нормативной базы государственно-церковных отношений.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ