www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Среда, 17 апреля 2024, 01:34

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Исламские институты в Российской империи / Суфизм как социокультурное явление в российской умме
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Загидуллин И.К. Мусульманская община в Санкт-Петербурге. XVIII - начало XX вв.  •  Суфизм как социокультурное явление в российской умме  •  И.К.Загидуллин. Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи (Европейская часть России и Сибирь)  •  О.Н.Сенюткина, И.К.Загидуллин. Нижегородская ярмарочная мечеть – центр общения российских и зарубежных мусульман  •  Татарские мусульманские приходы в Российской империи  •  Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.)  •  Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири  •  Источники существования исламских институтов в Российской империи  •  Гибадуллина Э.М. Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX – начале ХХ вв.  •  Саматова Ч.Х. Имперская власть и татарская школа во второй половине XIX – начале XX века  •  Особое Совещание по мусульманским делам 1914 года: Журналы  •  Оренбургское магометанское духовное собрание...  •  Мусульманские духовные лица в социальном и духовном развитии татарского народа (XVII – начало XX вв.)

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Суфизм как социокультурное явление в российской умме
    Суфизм как социокультурное явление в российской умме. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 21 ноября 2006 г.) / Отв. ред. и сост. И. К. Загидуллин. – Нижний Новгород: ИД «Медина», 2007. – 268 с.
     

    Суфизм как социокультурное явление в российской умме. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 21 ноября 2006 г.) / Отв. ред. и сост. И. К. Загидуллин. – Нижний Новгород: ИД «Медина», 2007. – 268 с.

     

    Содержание

     

    Пленарное заседание

    Ильдус Загидуллин. Предисловие

    Рустам Батров. К вопросу о принадлежности Абу-Ханифы к суфийскому движению

    Ильшат Насыров. Суфизм - единство знания и действия

    Сагит Фаизов. Суфийское мироощущение в дипломатии и поэзии крымских ханов XVII в.

    Ринат Набиев. Суфизм и духовное пространство Российской Федерации

    Галина Хизриева. Вирдовые братства на Северо-Восточном Кавказе

    Дамир Мухетдинов. Традиции суфизма на Нижегородчине: истоки и эволюция

    Айдар Хабутдинов. Суфизм у татар как социальный институт

     

    Секция 1. Татарская суфийская литература: поэтика и методика изучения

    Дания Загидуллина. Художественные особенности средневековой татарской суфийской поэзии

    Илџам Гомђров. Суфый шагыйрь Гали Чокрый иќатында иляџи мђхђббђт концепциясе

    Марсель Ибрагимов. Суфизм в татарской литературе: проблемы и аспекты изучения

    Альфина Сибгатуллина. Российские паломники и османские текке

    Фђнзилђ Ќђњџђрова, Алсу Рђхмђтуллина. XII - XVII гасыр тљрки-татар шигьриятендђ суфичылык мотивлары

    Нурфия Юсупова. Габделнур Салим иќатында суфичылык мотивлары

    Венера Аминева. Суфийский код поэтики повести Г.Рахима «Идель»: к постановке проблемы

    Ђлфия Гайзатуллина. Рус мектђбендђ суфичылык хђрђкђтен џђм суфи шагыйрь Мђњлђ Колый иќатын љйрђнњ

     

    Секция 2. Языкознание и суфийское наследие

    Фђнњзђ Нуриева. Казан китапханђлђрендђ дини мирасыбыз

    Гђптрауф Нуриев. Аралашуда хисси халђткђ ирешу алымнары: хуплау, кече кућеллелек, ташлама ясау (хђтер саклау)

    Ђлфия Юсупова. XIX гасыр татарча-русча џђм русча-татарча сњзлеклђрдђ дини лексика

    Эльвира Федорова. Татар мђкальлђрендђ дини-суфичыл лексика

    Айрат Юсупов. Языковые особенности суфийских произведений у татар первой половины XIX века

     

    Секция 3. Суфизм как социокультурный Феномен: история и современность

    Наиль Гарипов. Методологические проблемы изучения суфизма

    Ильдус Загидуллин. Институты суфизма в Крыму

    Андрей Сызранов. Мусульманские мистики в Астрахани в XVIII – начале XXI вв.

    Булат Ягудин, Наиля Мамбетова. Философия суфизма и российская практика конца XX - начала XXI веков

    Анир Газеев. Суфизм и эстетические чувства

    Гузель Туймова. Суфизм и культовая практика казанских и крымских татар

    Александр Парамузов. К понятию суфизма

    Ильнур Миннуллин, Арслан Минвалеев. Суфизм в советском Татарстане: к постановке проблемы

    Алмаз Юсупов. Алтын Урда кучмђннђре исламлашуында суфыйчылыкныћ роле

    Ильсур Нафиков. Нурсизм на современном этапе

     

    Резолюция Всероссийской научно-практической конференции

    «Суфизм как социальная система в российской умме»

    Сведения об авторах

    Список сокращений

     

    Предисловие

     

    В постсоветский период появились возможности для непредвзятого изучения исторических процессов и явлений, в результате произошло и по сей день продолжается переосмысление ранее исследованного материала и формируются новые темы и целые направления в сфере гуманитарных знаний. Одной из тем, к которой существует многолетний неослабевающий интерес, является суфизм как социокультурный феномен.

     

    Влияние суфизма на развитие культуры тюркских народов выходит далеко за религиозно-догматические рамки исламского вероучения. В то же время регионально-этнические особенности развития духовной культуры мусульманских народов позволяют выделять общее и особенное в эволюции суфизма в Евразии.

     

    Одним из резервов в данной области представляется возрождение традиций национальной историографии. Достаточно вспомнить, что видный татарский ученый-энциклопедист Ризаэтдин Фахретдин в своем био-библиографическом своде «Асар» писал о принадлежности к тарикату первого оренбургского муфтия Мухамедзяна Хусаинова, видного богослова-реформатора рубежа XVIII-XIX вв. Габденнасыйра Курсави и др., четко обозначил роль дагестанских, среднеазиатских, афганских шейхов в воспитании целой плеяды мусульманских духовных лиц – указных мулл – в Приуралье, Поволжье и Сибири, влияние дагестанской и среднеазиатских моделей на содержательную сторону системы религиозного образования у татар XVIII-XIX вв., сыгравшей огромную роль в развитии национальной культуры. Востребован также свежий взгляд на наследие тюркских поэтов и прозаиков средневековья, нового и новейшего времени.

     

    Мы нуждаемся в новой методологии по исследованию суфийского учения и институтов суфизма, начиная со времени распространения ислама в евразийских просторах. Преодоление политико-территориальных рамок, сформированных современными границами бывших союзных и автономных республик, краев и областей, позволяет по новому взглянуть на эволюцию духовно-нравственных ценностей тюркских народов, на их письменное и устное творчество.

     

    Распад СССР в значительной степени осложнил проведение комплексных исследований с учетом плюрализма мнений. На современном этапе международные конференции, семинары выступают местом встречи, знакомства, дискуссий специалистов различных областей знаний, выработки общих взглядов на обсуждаемые вопросы и планирования дальнейших научных изысканий. Эти встречи содействуют укреплению межпредметных научных связей и формированию многофакторного подхода в исследовании таких многоплановых культурологических явлений как суфизм. С такой целью была организована в г.Казани на базе Российского исламского университета 21 ноября 2006 г. всероссийская научно-практическая конференция «Суфизм как социальная система в российской умме».

     

    Надеемся, что представленные в данном сборнике статьи участников научного форума, затрагивающие такие вопросы как философско-теологические аспекты суфизма, тарикаты и наследие суфиев в Нижнем и Среднем Поволжье, Крыму, Турции, на Кавказе станут началом новой традиции сосредоточения усилий специалистов, появления проектов по комплексному ведению культурологических исследований по истории и современному положению духовной культуры мусульманских народов.

    И.К. Загидуллин

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ