www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Понедельник, 14 октября 2024, 17:20 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Исламские институты в Российской империи / Суфизм как социокультурное явление в российской умме |
|
Суфизм как социокультурное явление в российской умме
Суфизм как социокультурное явление в российской умме. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 21 ноября 2006 г.) / Отв. ред. и сост. И. К. Загидуллин. – Нижний Новгород: ИД «Медина», 2007. – 268 с.
Содержание
Пленарное заседание Ильдус Загидуллин. Предисловие Рустам Батров. К вопросу о принадлежности Абу-Ханифы к суфийскому движению Ильшат Насыров. Суфизм - единство знания и действия Сагит Фаизов. Суфийское мироощущение в дипломатии и поэзии крымских ханов XVII в. Ринат Набиев. Суфизм и духовное пространство Российской Федерации Галина Хизриева. Вирдовые братства на Северо-Восточном Кавказе Дамир Мухетдинов. Традиции суфизма на Нижегородчине: истоки и эволюция Айдар Хабутдинов. Суфизм у татар как социальный институт
Секция 1. Татарская суфийская литература: поэтика и методика изучения Дания Загидуллина. Художественные особенности средневековой татарской суфийской поэзии Илџам Гомђров. Суфый шагыйрь Гали Чокрый иќатында иляџи мђхђббђт концепциясе Марсель Ибрагимов. Суфизм в татарской литературе: проблемы и аспекты изучения Альфина Сибгатуллина. Российские паломники и османские текке Фђнзилђ Ќђњџђрова, Алсу Рђхмђтуллина. XII - XVII гасыр тљрки-татар шигьриятендђ суфичылык мотивлары Нурфия Юсупова. Габделнур Салим иќатында суфичылык мотивлары Венера Аминева. Суфийский код поэтики повести Г.Рахима «Идель»: к постановке проблемы Ђлфия Гайзатуллина. Рус мектђбендђ суфичылык хђрђкђтен џђм суфи шагыйрь Мђњлђ Колый иќатын љйрђнњ
Секция 2. Языкознание и суфийское наследие Фђнњзђ Нуриева. Казан китапханђлђрендђ дини мирасыбыз Гђптрауф Нуриев. Аралашуда хисси халђткђ ирешу алымнары: хуплау, кече кућеллелек, ташлама ясау (хђтер саклау) Ђлфия Юсупова. XIX гасыр татарча-русча џђм русча-татарча сњзлеклђрдђ дини лексика Эльвира Федорова. Татар мђкальлђрендђ дини-суфичыл лексика Айрат Юсупов. Языковые особенности суфийских произведений у татар первой половины XIX века
Секция 3. Суфизм как социокультурный Феномен: история и современность Наиль Гарипов. Методологические проблемы изучения суфизма Ильдус Загидуллин. Институты суфизма в Крыму Андрей Сызранов. Мусульманские мистики в Астрахани в XVIII – начале XXI вв. Булат Ягудин, Наиля Мамбетова. Философия суфизма и российская практика конца XX - начала XXI веков Анир Газеев. Суфизм и эстетические чувства Гузель Туймова. Суфизм и культовая практика казанских и крымских татар Александр Парамузов. К понятию суфизма Ильнур Миннуллин, Арслан Минвалеев. Суфизм в советском Татарстане: к постановке проблемы Алмаз Юсупов. Алтын Урда кучмђннђре исламлашуында суфыйчылыкныћ роле Ильсур Нафиков. Нурсизм на современном этапе
Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Суфизм как социальная система в российской умме» Сведения об авторах Список сокращений
Предисловие
В постсоветский период появились возможности для непредвзятого изучения исторических процессов и явлений, в результате произошло и по сей день продолжается переосмысление ранее исследованного материала и формируются новые темы и целые направления в сфере гуманитарных знаний. Одной из тем, к которой существует многолетний неослабевающий интерес, является суфизм как социокультурный феномен.
Влияние суфизма на развитие культуры тюркских народов выходит далеко за религиозно-догматические рамки исламского вероучения. В то же время регионально-этнические особенности развития духовной культуры мусульманских народов позволяют выделять общее и особенное в эволюции суфизма в Евразии.
Одним из резервов в данной области представляется возрождение традиций национальной историографии. Достаточно вспомнить, что видный татарский ученый-энциклопедист Ризаэтдин Фахретдин в своем био-библиографическом своде «Асар» писал о принадлежности к тарикату первого оренбургского муфтия Мухамедзяна Хусаинова, видного богослова-реформатора рубежа XVIII-XIX вв. Габденнасыйра Курсави и др., четко обозначил роль дагестанских, среднеазиатских, афганских шейхов в воспитании целой плеяды мусульманских духовных лиц – указных мулл – в Приуралье, Поволжье и Сибири, влияние дагестанской и среднеазиатских моделей на содержательную сторону системы религиозного образования у татар XVIII-XIX вв., сыгравшей огромную роль в развитии национальной культуры. Востребован также свежий взгляд на наследие тюркских поэтов и прозаиков средневековья, нового и новейшего времени.
Мы нуждаемся в новой методологии по исследованию суфийского учения и институтов суфизма, начиная со времени распространения ислама в евразийских просторах. Преодоление политико-территориальных рамок, сформированных современными границами бывших союзных и автономных республик, краев и областей, позволяет по новому взглянуть на эволюцию духовно-нравственных ценностей тюркских народов, на их письменное и устное творчество.
Распад СССР в значительной степени осложнил проведение комплексных исследований с учетом плюрализма мнений. На современном этапе международные конференции, семинары выступают местом встречи, знакомства, дискуссий специалистов различных областей знаний, выработки общих взглядов на обсуждаемые вопросы и планирования дальнейших научных изысканий. Эти встречи содействуют укреплению межпредметных научных связей и формированию многофакторного подхода в исследовании таких многоплановых культурологических явлений как суфизм. С такой целью была организована в г.Казани на базе Российского исламского университета 21 ноября 2006 г. всероссийская научно-практическая конференция «Суфизм как социальная система в российской умме».
Надеемся, что представленные в данном сборнике статьи участников научного форума, затрагивающие такие вопросы как философско-теологические аспекты суфизма, тарикаты и наследие суфиев в Нижнем и Среднем Поволжье, Крыму, Турции, на Кавказе станут началом новой традиции сосредоточения усилий специалистов, появления проектов по комплексному ведению культурологических исследований по истории и современному положению духовной культуры мусульманских народов. И.К. Загидуллин
| |
|