www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 14:32 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Исламские институты в Российской империи / Татарские мусульманские приходы в Российской империи |
|
Татарские мусульманские приходы в Российской империи
Татарские мусульманские приходы в Российской империи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (27-28 сентября
Редакционная коллегия: И.К.Загидуллин (отв. редактор и составитель), Л.Ф.Байбулатова, Н.С.Хамитбаева
См. электронную версию книги (pdf)
Содержание
Предисловие Габдельбар Файзрахманов. Этнокультурная жизнь сибирских татар в XVII-XIX веках
Рамиль Хайрутдинов. Мусульманская Казань и социальные предпосылки выхода указа Радик Салихов. Социальные функции татарской махалли Завдат Миннуллин. Благотворительные общества и проблема закята у татар (конец XIX - нач. XX вв.) Марат Гибадуллин. Торговый капитал татарской буржуазии России XIX - нач. XX вв. Людмила Свердлова. О некоторых особенностях благотворительной деятельности татарского купечества Казани в XIX веке Ильдус Загидуллин. Махалля в промышленных поселениях в европейской части России и Сибири (XIX - начало XX в.)
Норихиро Наганава. Формирование мусульманского общества через царскую администрацию: махалля под юрисдикцией Оренбургского Магометанского Духовного собрания после Рафик Мухаметшин. Мусульманская община как источник и цитадель татарского традиционализма Александр Кобзев. Управление мусульманской общины Среднего Поволжья во второй половине XIX – начале XX вв.: (на материалах Симбирской губернии) Ольга Сенюткина. Особенности развития мусульманских махалля на Нижегородчине Денис Денисов. Приходские мектебе Сеитовского посада (Каргалы) Айдар Хабутдинов. Татарская махалля эпохи Оренбургского Магометанского Духовного собрания в структуре нации Ханифа Надырова. Мечети в архитектурно-пространственной структуре татарских селений Среднего Поволжья XVIII - начала XX веков Илдус Ахунов. Из опыта изучения истории прихода деревни Красная кадка Мензелинского уезда Уфимской губернии Эльза Гибадуллина. Мусульманская община Самары в начале ХХ в. Резеда Сафиуллина. Система мусульманского образования у татар в поликонфессиональной среде Дамир Мухетдинов. Исторический опыт и современное развитие махаллей Нижегородчины Наиль Гарипов. Махалля как система мусульманского самоуправления Раиф Мәрданов. Ижевск шәһәрендәге мәчетләр тарихыннан Бакый Зыятдинов. Авыллардагы татар-мөселман мәхәлләләре Зуфар Махмутов. Мечети Петропавловска Чулпан Саматова. Мусульманская община и традиционная школа татар в Среднем Поволжье в конце XIX - начале XX вв. Илнур Сафин. Освещение проблем мусульманских приходов Оренбургской губернии на страницах газеты «Вакыт» (по материалам 1906 года) Халим Абдуллин. Мусульманское военное духовенство в конце XIX - начале XX веков Марс Хабибуллин. «Татары» в трудах Михаила Александровича Машанова Радик Исхаков. Методы борьбы самодержавно-церковной власти против движения крещеных татар за возвращение в ислам 1800-1870-х гг. (на материале Казанской губернии)
Резолюция всероссийской научно-практической конференции «Татарские мусульманские приходы в Российской империи» (Казань, 27-28 сентября
Список сокращений Сведения об авторах
Предисловие
Возвращение религии в современное общество обнажило разрушительные последствия советской тоталитарной системы, изгнавшей ислам из общественной и повседневной жизни и успевшей воспитать несколько поколений россиян в атеистическом духе. Между тем поликонфессиональность России является не только ее достоинством, но и уязвимым местом, требующем соблюдения принципа диалога, культур, независимо от численности их представителей. Поэтому возрождение позитивного опыта возможно лишь при комплексном изучении вероисповедального вопроса, и оно позволит использовать историческую информацию для создании нормативной базы государственно-церковных отношений. В доиндустриальных, аграрных обществах, каковой являлась Россия, религия играла важнейшую роль в формировании общественного сознания народных масс. В условиях отсутствия государственных институтов ислам стал ключевым фактором в сохранении этноконфессиональной идентичности, развитии культуры и национального возрождения.
По нормативам традиционной исламской юриспруденции Российская империя последней трети XVIII - начала XX в. во многом олицетворяла собой «обитель мира», где правоверные жили, исполняя нормы и правила своей религии, не взирая на немусульманский характер государства. Правда, степень реализации их религиозных прав зависела от времени присоединения к России и интеграции региона в общеимперское правовое поле. Веротерпимость предполагала, прежде всего, «непрепятствование удовлетворению религиозных нужд» российских подданных в семье и общине, богослужебных зданиях и религиозных учебных заведениях. Так обстояло дело в замкнутой сельской религиозной общине, махалле.
Изучение функционирования традиционных религиозных общин - самых массовых и остававшихся вплоть до начала XX в. единственными формами культурно-общественного социума мусульман во внутренних губерниях России - позволяет выделить определенные закономерности и характерные черты уммы в региональном измерении в условиях религиозного меньшинства. Они являются суннитами и последователями наиболее «либерального» из правовых мазхабов (школ) - ханафитского. Исторический опыт ислама в Российской империи углубляет наши представления о культурных и общественно-политических аспектах становления и развития мусульманских институтов в региональном и мировом измерениях. Общественная значимость изучения повседневности мусульман определяется вниманием к сохранению и возрождению культурной памяти и толерантных традиций в современном обществе, этнического многообразия Российской Федерации, в которой последователи ислама составляют вторую по численности, после православных, группу верующих.
В исламе, как и во всякой религии, важное место отводится ритуалу. Культ оказывает определенное воздействие на социальное поведение верующих, формирует особый психологический стереотип, закладывает основы их мироощущения и мировоззрения. В рамках шариата происходит регулирование публичного и частного права, закрепление правил гигиены, регламентация практически всех сторон повседневного быта. Традиционная культура татар представляет синтез народных обычаев и норм религии. Поэтому изучение повседневной жизни, ритуальной стороны религиозности народа и их трансформации как культурного феномена в условиях модернизации российского общества, уммы и интеграции мусульман в общеимперское пространство будет способствовать более полному воссозданию истории мусульман.
Организуя всероссийскую научно-практическую конференцию «Татарские мусульманские приходы в Российской империи», которая прошла в Казани 20-21 сентября
Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Татарские мусульманские приходы в Российской империи» (Казань, 27-28 сентября
Учитывая острую потребность в современных условиях изучения позитивного опыта жизнедеятельности татарских махалля в имперский период и научную значимость проблематики, участники конференции постановили.
1) Предложить Институту истории им.Ш.Марджани АНРТ, Исполкому Всемирного конгресса татар и Совету муфтиев России сделать научно-практическую конференцию по данной тематике ежегодной, рассматривая в них различные аспекты жизнедеятельности исламских институтов в Российском государстве.
2) Через средства массовой информации активно пропагандировать позитивный опыт существования исламских институтов в царской России.
3) Предложить Институту истории им. Ш.Марджани провести семинар по созданию базы данных о мусульманских приходах Европейской части России и Сибири с привлечением всех заинтересованных сторон.
4) Обратиться к духовным управлениям республик и областей Российской Федерации с предложением о проведении совместных научных конференций по истории приходов регионов.
5) Рекомендовать Исполкому Всемирного конгресса татар активизировать работу по усилению в регионах краеведческих исследований, в том числе по истории локальных татарских общин, и по содействию охраны памятников истории и культуры татар.
6) Довести до сведения Государственного Совета и Правительства Республики Татарстан необходимость разработки государственной программы по охране и реставрации памятников истории и культуры татар в субъектах Российской Федерации и странах СНГ и на целесообразность обозначения данной проблемы в двухсторонних договорах о сотрудничестве между правительствами субъектов Российской Федерации и стран СНГ отдельной статьей.
7) Разработать на базе Института истории им. Ш.Марджани типовую анкету и предложить Совету муфтиев России, духовным управлениям республик и областей Российской Федерации провести анкетирование среди мусульманских священнослужителей для сбора информации по истории местных приходов.
8) Для усиления интереса подрастающего поколения к истории «малой родины» и стимулирования краеведческих исследований по истории махалли, мечетей, мусульманских учебных заведений предложить ученому совету Института истории им.Ш.Марджани организовать и проводить ежегодные республиканские конкурсы среди старшеклассников по данной тематике. 9) Издать материалы конференции отдельной книгой. | |
|