www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 14:32

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Исламские институты в Российской империи / Татарские мусульманские приходы в Российской империи
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Загидуллин И.К. Мусульманская община в Санкт-Петербурге. XVIII - начало XX вв.  •  Суфизм как социокультурное явление в российской умме  •  И.К.Загидуллин. Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи (Европейская часть России и Сибирь)  •  О.Н.Сенюткина, И.К.Загидуллин. Нижегородская ярмарочная мечеть – центр общения российских и зарубежных мусульман  •  Татарские мусульманские приходы в Российской империи  •  Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.)  •  Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири  •  Источники существования исламских институтов в Российской империи  •  Гибадуллина Э.М. Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX – начале ХХ вв.  •  Саматова Ч.Х. Имперская власть и татарская школа во второй половине XIX – начале XX века  •  Особое Совещание по мусульманским делам 1914 года: Журналы  •  Оренбургское магометанское духовное собрание...  •  Мусульманские духовные лица в социальном и духовном развитии татарского народа (XVII – начало XX вв.)

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Татарские мусульманские приходы в Российской империи
    Казань: Институт истории АН РТ, 2006. - 308 с.
     

    Татарские мусульманские приходы в Российской империи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (27-28 сентября 2005 г., г. Казань). Казань: Институт истории АН РТ, 2006. - 308 с.

     

    Редакционная коллегия: И.К.Загидуллин (отв. редактор и составитель), Л.Ф.Байбулатова, Н.С.Хамитбаева

     

    См. электронную версию книги  скачать в формате pdf (adobe acrobat reader) (pdf)

     

    Содержание

     

    Предисловие

    Габдельбар Файзрахманов. Этнокультурная жизнь сибирских татар в XVII-XIX веках

    Рамиль Хайрутдинов. Мусульманская Казань и социальные предпосылки выхода указа 1773 г. «О терпимости всех вероисповеданий...»

    Радик Салихов. Социальные функции татарской махалли

    Завдат Миннуллин. Благотворительные общества и проблема закята у татар (конец XIX - нач. XX вв.)

    Марат Гибадуллин. Торговый капитал татарской буржуазии России XIX - нач. XX вв.

    Людмила Свердлова. О некоторых особенностях благотворительной деятельности татарского купечества Казани в XIX веке

    Ильдус Загидуллин. Махалля в промышленных поселениях в европейской части России и Сибири (XIX - начало XX в.)

    Норихиро Наганава. Формирование мусульманского общества через царскую администрацию: махалля под юрисдикцией Оренбургского Магометанского Духовного собрания после 1905 г.

    Рафик Мухаметшин. Мусульманская община как источник и цитадель татарского традиционализма

    Александр Кобзев. Управление мусульманской общины Среднего Поволжья во второй половине XIX – начале XX вв.: (на материалах Симбирской губернии)

    Ольга Сенюткина. Особенности развития мусульманских махалля на Нижегородчине

    Денис Денисов. Приходские мектебе Сеитовского посада (Каргалы)

    Айдар Хабутдинов. Татарская махалля эпохи Оренбургского Магометанского Духовного собрания в структуре нации

    Ханифа Надырова. Мечети в архитектурно-пространственной структуре татарских селений Среднего Поволжья XVIII - начала XX веков

    Илдус Ахунов. Из опыта изучения истории прихода деревни Красная кадка Мензелинского уезда Уфимской губернии

    Эльза Гибадуллина. Мусульманская община Самары в начале ХХ в.

    Резеда Сафиуллина. Система мусульманского образования у татар в поликонфессиональной среде

    Дамир Мухетдинов. Исторический опыт и современное развитие махаллей Нижегородчины

    Наиль Гарипов. Махалля как система мусульманского самоуправления

    Раиф Мәрданов. Ижевск шәһәрендәге мәчетләр тарихыннан

    Бакый Зыятдинов. Авыллардагы татар-мөселман мәхәлләләре

    Зуфар Махмутов. Мечети Петропавловска

    Чулпан Саматова. Мусульманская община и традиционная школа татар в Среднем Поволжье в конце XIX - начале XX вв.

    Илнур Сафин. Освещение проблем мусульманских приходов Оренбургской губернии на страницах газеты «Вакыт» (по материалам 1906 года)

    Халим Абдуллин. Мусульманское военное духовенство в конце XIX - начале XX веков

    Марс Хабибуллин. «Татары» в трудах Михаила Александровича Машанова

    Радик Исхаков. Методы борьбы самодержавно-церковной власти против движения крещеных татар за возвращение в ислам 1800-1870-х гг. (на материале Казанской губернии)

     

    Резолюция всероссийской научно-практической конференции «Татарские мусульманские приходы в Российской империи» (Казань, 27-28 сентября 2005 г.)

     

    Список сокращений

    Сведения об авторах

     

     

    Предисловие

     

     

    Возвращение религии в современное общество обнажило разрушительные последствия советской тоталитарной системы, изгнавшей ислам из общественной и повседневной жизни и успевшей воспитать несколько поколений россиян в атеистическом духе. Между тем поликонфессиональность России является не только ее достоинством, но и уязвимым местом, требующем соблюдения принципа диалога, культур, независимо от численности их представителей. Поэтому возрождение позитивного опыта возможно лишь при комплексном изучении вероисповедального вопроса, и оно позволит использовать историческую информацию для создании нормативной базы государственно-церковных отношений. В доиндустриальных, аграрных обществах, каковой являлась Россия, религия играла важнейшую роль в формировании общественного сознания народных масс. В условиях отсутствия государственных институтов ислам стал ключевым фактором в сохранении этноконфессиональной идентичности, развитии культуры и национального возрождения.

     

    По нормативам традиционной исламской юриспруденции Российская империя последней трети XVIII - начала XX в. во многом олицетворяла собой «обитель мира», где правоверные жили, исполняя нормы и правила своей религии, не взирая на немусульманский характер государства. Правда, степень реализации их религиозных прав зависела от времени присоединения к России и интеграции региона в общеимперское правовое поле. Веротерпимость предполагала, прежде всего, «непрепятствование удовлетворению религиозных нужд» российских подданных в семье и общине, богослужебных зданиях и религиозных учебных заведениях. Так обстояло дело в замкнутой сельской религиозной общине, махалле.

     

    Изучение функционирования традиционных религиозных общин - самых массовых и остававшихся вплоть до начала XX в. единственными формами культурно-общественного социума мусульман во внутренних губерниях России - позволяет выделить определенные закономерности и характерные черты уммы в региональном измерении в условиях религиозного меньшинства. Они являются суннитами и последователями наиболее «либерального» из правовых мазхабов (школ) - ханафитского. Исторический опыт ислама в Российской империи углубляет наши представления о культурных и общественно-политических аспектах становления и развития мусульманских институтов в региональном и мировом измерениях. Общественная значимость изучения повседневности мусульман определяется вниманием к сохранению и возрождению культурной памяти и толерантных традиций в современном обществе, этнического многообразия Российской Федерации, в которой последователи ислама составляют вторую по численности, после православных, группу верующих.

     

    В исламе, как и во всякой религии, важное место отводится ритуалу. Культ оказывает определенное воздействие на социальное поведение верующих, формирует особый психологический стереотип, закладывает основы их мироощущения и мировоззрения. В рамках шариата происходит регулирование публичного и частного права, закрепление правил гигиены, регламентация практически всех сторон повседневного быта. Традиционная культура татар представляет синтез народных обычаев и норм религии. Поэтому изучение повседневной жизни, ритуальной стороны религиозности народа и их трансформации как культурного феномена в условиях модернизации российского общества, уммы и интеграции мусульман в общеимперское пространство будет способствовать более полному воссозданию истории мусульман.

     

    Организуя всероссийскую научно-практическую конференцию «Татарские мусульманские приходы в Российской империи», которая прошла в Казани 20-21 сентября 2005 г., учредители научного форума ставили своей задачей формирование нового направления исламоведческих исследований в отечественной историографии. В данном сборнике публикуются доклады участников данного научного форума и статьи, представленные авторами в последующие месяцы.

     

     

    Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Татарские мусульманские приходы в Российской империи» (Казань, 27-28 сентября 2005 г.)

     

    Учитывая острую потребность в современных условиях изучения позитивного опыта жизнедеятельности татарских махалля в имперский период и научную значимость проблематики, участники конференции постановили.

     

    1) Предложить Институту истории им.Ш.Марджани АНРТ, Исполкому Всемирного конгресса татар и Совету муфтиев России сделать научно-практическую конференцию по данной тематике ежегодной, рассматривая в них различные аспекты жизнедеятельности исламских институтов в Российском государстве.

     

    2) Через средства массовой информации активно пропагандировать позитивный опыт существования исламских институтов в царской России.

     

    3) Предложить Институту истории им. Ш.Марджани провести семинар по созданию базы данных о мусульманских приходах Европейской части России и Сибири с привлечением всех заинтересованных сторон.

     

    4) Обратиться к духовным управлениям республик и областей Российской Федерации с предложением о проведении совместных научных конференций по истории приходов регионов.

     

    5) Рекомендовать Исполкому Всемирного конгресса татар активизировать работу по усилению в регионах краеведческих исследований, в том числе по истории локальных татарских общин, и по содействию охраны памятников истории и культуры татар.

     

    6) Довести до сведения Государственного Совета и Правительства Республики Татарстан необходимость разработки государственной программы по охране и реставрации памятников истории и культуры татар в субъектах Российской Федерации и странах СНГ и на целесообразность обозначения данной проблемы в двухсторонних договорах о сотрудничестве между правительствами субъектов Российской Федерации и стран СНГ отдельной статьей.

     

    7) Разработать на базе Института истории им. Ш.Марджани типовую анкету и предложить Совету муфтиев России, духовным управлениям республик и областей Российской Федерации провести анкетирование среди мусульманских священнослужителей для сбора информации по истории местных приходов.

     

    8) Для усиления интереса подрастающего поколения к истории «малой родины» и стимулирования краеведческих исследований по истории махалли, мечетей, мусульманских учебных заведений предложить ученому совету Института истории им.Ш.Марджани организовать и проводить ежегодные республиканские конкурсы среди старшеклассников по данной тематике.

    9) Издать материалы конференции отдельной книгой.


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ