www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:04

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Исламские институты в Российской империи / Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.)
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Загидуллин И.К. Мусульманская община в Санкт-Петербурге. XVIII - начало XX вв.  •  Суфизм как социокультурное явление в российской умме  •  И.К.Загидуллин. Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи (Европейская часть России и Сибирь)  •  О.Н.Сенюткина, И.К.Загидуллин. Нижегородская ярмарочная мечеть – центр общения российских и зарубежных мусульман  •  Татарские мусульманские приходы в Российской империи  •  Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.)  •  Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири  •  Источники существования исламских институтов в Российской империи  •  Гибадуллина Э.М. Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX – начале ХХ вв.  •  Саматова Ч.Х. Имперская власть и татарская школа во второй половине XIX – начале XX века  •  Особое Совещание по мусульманским делам 1914 года: Журналы  •  Оренбургское магометанское духовное собрание...  •  Мусульманские духовные лица в социальном и духовном развитии татарского народа (XVII – начало XX вв.)

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.)
    Материалы Всероссийской научно-практической конференции (25 апреля 2006 г., г. Казань). Казань: Институт истории АН РТ, 2006. – 312 с.
     

    Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.). Материалы Всероссийской научно-практической конференции (25 апреля 2006 г., г. Казань). Казань: Институт истории АН РТ, 2006. – 312 с.

     

    См. электронную версию книги в формате Acrobat Reader mecheti.pdf

     

    Редакционная коллегия:

    И.К.Загидуллин (отв. редактор и составитель), Л.Ф.Байбулатова, Н.С.Хамитбаева

    Рецензенты:

    д.и.н. Г.М.Давлетшин, к.и.н. К.Г.Ахсанов

     

    ISBN 5-94981-071-6

     

    Содержание

     

    Предисловие

    Зорина Канапацкая. Мечети татар Беларуси, Литвы и Польши: история и современность

    Сергей Саначин. Выявление месторасположений мечетей Казани елизаветинского времени (40–50-е гг. XVIII в.)

    Рашид Галлям, Нурулла Гариф. «Дело по прошению Казанских мурз и татар о даровании большей свободы для магометанской веры» от 1770 г. как памятник борьбы татар в Российской империи за религиозные права и свободы

    Денис Денисов. Исторические мечети Оренбурга

    Нияз Халит. Татарская мечеть: несколько слов о типологиии и этапах развития архетипа

    Ильдус Загидуллин. Пятивременные и соборные (джами) мечети в округе Оренбургского магометанского духовного собрания

    Ильдус Загидуллин. Особенности структурирования мусульманского молитвенного дома в общеимперское правовое простанство

    Ильдус Загидуллин. Молитвенные собрания как публичные мероприятия

    Радик Салихов. Из истории мусульманских приходов города Касимова

    Габделбәр Файзрахманов. Кышкар авылының мәчет, мәдрәсә ансамбле

    Рафаэль Адутов. Условия возникновения и развития мусульманских обществ на Дальнем Востоке

    Вахат-хаджи Ибрагимов, Исмагиль-хаджи Шарипов. Роль мечети, махалли в сплочении и сохранении духовности татар, проживающих вдали от исторической родины

    Халим Абдуллин. Мечети и мусульманское духовенство для военнослужащих в Российской империи

    Эльза Гибадуллина. История строительства мусульманских культовых зданий в уездных городах Самарской губернии во 2-ой половине XIX – начале XX вв.

    Александр Кобзев. Мусульманская община как центр организации обучения и воспитания (по материалам Симбирской губернии второй половины XIX – начала XX вв.)

    Радик Салихов, Рамиль Хайрутдинов. Мусульманская община г. Буинска и Буинского уезда на рубеже XIX – начала XX в.

    Алсу Абзалетдинова. Религиозно-политические аспекты управления и взаимодействия мусульманского духовенства в Российской империи конца XIX – начала XX вв.

    Ольга Сенюткина. Мечети Нижегородского края: актуальность научного изучения

    Дамир Мухетдинов. Нижегородская Соборная мечеть

    Ханифа Надырова. Деревянное культовое зодчество Волго-Камья: истоки и традиции

     

    Список сокращений

    Сведения об авторах

     

    Предисловие

    История ислама на территории современной России подразделяется на два больших этапа. В средневековый период ислам имел статус государственной религии в Волжской Булгарии (922–1236 гг.), Джучиевом Улусе (с 1313 г.), позднезолотоордынских средневековых татарских государствах, получил распространение в Сибирском ханстве. В российский период главной, судьбоносной проблемой для существования ислама, превращенного первоначально в «гонимую», затем в одну из «терпимых» религий, являлась интеграция в общеимперское социокультурное пространство.

    Территория Российской империи представляла собой несколько историко-культурных регионов, в которых процесс адаптации ислама к местным условиям у народов, принявших мусульманство, происходил не одновременно и под воздействием различных внутренних (уровень общественных отношений и экономического развития) и внешних факторов (российская власть и геополитика). Европейская часть России и Сибирь изначально являлись «периферийным» мусульманским регионом, где расселялось множество этнических групп с самобытной культурой, социальными и религиозными институтами. В рамках единого правового и экономического пространства происходили интеграционные процессы в области общественного уклада и культуры мусульман различных регионов.

    Сегодня востребована выработка методологического подхода к изучению ислама, позволяющего в историческом контексте понять механизм функционирования ислама как идеологической (в том числе религиозной) системы. В основе нового подхода лежит взгляд о догматическом, этническом и региональном равноправии внутри исламского мира; признание регионального ислама как единственно объективной формы его существования на основе идеи общности и равноценности народов, внесших вклад в исламскую культуру1.

    В современном обществе, в силу однобокого и предвзятого отношения к исламу и мусульманской культуре царского самодержавия и советской власти, сформировалось устойчивое мнение о фанатизме и неполноценности исламской цивилизации. Между тем сегодня востребован диалог культур и цивилизаций.

    Российское законодательство определило мечеть главным символом устройства легальной махалли, разрешая молитвенные собрания исключительно в храме, утверждая при мечети мусульманское духовенство и устраивая при них мектебе и медресе. Независимо от этого культовые здания традиционно выполняли функцию локального религиозно-духовного центра прихожан. Их статус наглядно демонстрировал правовое положение конкретной конфессии в государстве и являлся важным элементом в реализации гражданских прав подданных.

    Духовно-нравственный аспект функционирования мусульманского молитвенного помещения заключался, прежде всего, в совершении пятивременных и праздничных молитв, в чтении Корана, в организации обучения подрастающего поколения основам ислама, в исполнении приходским духовенством своих обязанностей.

    Общественно-политическая сторона исламского ритуала в богослужебном помещении было обусловлена отношением государства к общественной молитве как к социальному явлению, консолидирующему мусульманское сообщество в духовном и социальном отношениях, а к мечети – как к нехристианскому общественному центру.

    Возведение культового здания и его архитектурное оформление представляют третий аспект организации молитвенного ритуала в мечети.

    Четвертый – социальный – аспект существования мечетей заключался в разделении полномочий прихожан и органов власти в организации религиозно-обрядовой жизни. Предоставив прихожанам права выбора духовных лиц, места постройки, возведения храма, определения статуса мечети и записав за ними в обязательство исправное содержание мечети и духовенства, государство оставило за собой последнее слово при определении острой необходимости в организации общественной молитвы, назначении духовенства, проверки легитимности коллективного решения прихожан, выраженного в общественном приговоре, контроля технической и противопожарной безопасности в местах общественной молитвы, вовлекая в это и Оренбургское магометанское духовное собрание. До или после намаза прихожане обсуждали «мирские», иные злободневные вопросы, не всегда связанные с делами махалли, и др.

    Пятый аспект существования мечети связан с образовательско-просветительской деятельностью духовных лиц. В молитвенном помещении читали Коран. Порой молитвенные помещения становились местом обучения шакирдов. Как правило, рядом с культовым зданием располагались медресе или мектебе, дом духовного лица.

    Всероссийская научно-практическая конференция «Мечети в духовной жизни татарского народа (XVIII в. – 1917 г.)» стала претворением в жизнь предложения, высказанного участниками всероссийского форума «Татарские мусульманские приходы в Российской империи» (Казань, 27–28 сентября 2005 г.) о необходимости проведения ежегодных конференций, посвященных истории ислама в Российской империи2.

    В выступлениях докладчиков социокультурный феномен мечети раскрывается посредством рассмотрения ее как места совершения религиозных ритуалов и собрания прихожан, центра организации обучения и воспитания, знакового элемента в соблюдении гражданских прав этноконфессионального меньшинства Российского государства в вероисповедальном измерении, объекта попечения махалли и контроля властей, общественного архитектурно-культурного памятника и др.

    И.К.Загидуллин

     

    1 Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система / С.М.Прозоров; Ин-т востоковедения, С.-Петербург. филиал. — М.: Вост. лит., 2004. – С. 377–380.

    2 Татарские мусульманские приходы Российской империи: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Казань, 27–28 сентября 2005 г. / Сост. и отв. ред. И.К. Загидуллин. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2006. – С. 302.

     


    СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ