www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:04 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Исламские институты в Российской империи / Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.) |
|
Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.)
Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. –
См. электронную версию книги в формате Acrobat Reader mecheti.pdf
Редакционная коллегия: И.К.Загидуллин (отв. редактор и составитель), Л.Ф.Байбулатова, Н.С.Хамитбаева Рецензенты: д.и.н. Г.М.Давлетшин, к.и.н. К.Г.Ахсанов
ISBN 5-94981-071-6
Содержание
Предисловие Зорина Канапацкая. Мечети татар Беларуси, Литвы и Польши: история и современность Сергей Саначин. Выявление месторасположений мечетей Казани елизаветинского времени (40–50-е гг. XVIII в.) Рашид Галлям, Нурулла Гариф. «Дело по прошению Казанских мурз и татар о даровании большей свободы для магометанской веры» от Денис Денисов. Исторические мечети Оренбурга Нияз Халит. Татарская мечеть: несколько слов о типологиии и этапах развития архетипа Ильдус Загидуллин. Пятивременные и соборные (джами) мечети в округе Оренбургского магометанского духовного собрания Ильдус Загидуллин. Особенности структурирования мусульманского молитвенного дома в общеимперское правовое простанство Ильдус Загидуллин. Молитвенные собрания как публичные мероприятия Радик Салихов. Из истории мусульманских приходов города Касимова Габделбәр Файзрахманов. Кышкар авылының мәчет, мәдрәсә ансамбле Рафаэль Адутов. Условия возникновения и развития мусульманских обществ на Дальнем Востоке Вахат-хаджи Ибрагимов, Исмагиль-хаджи Шарипов. Роль мечети, махалли в сплочении и сохранении духовности татар, проживающих вдали от исторической родины Халим Абдуллин. Мечети и мусульманское духовенство для военнослужащих в Российской империи Эльза Гибадуллина. История строительства мусульманских культовых зданий в уездных городах Самарской губернии во 2-ой половине XIX – начале XX вв. Александр Кобзев. Мусульманская община как центр организации обучения и воспитания (по материалам Симбирской губернии второй половины XIX – начала XX вв.) Радик Салихов, Рамиль Хайрутдинов. Мусульманская община г. Буинска и Буинского уезда на рубеже XIX – начала XX в. Алсу Абзалетдинова. Религиозно-политические аспекты управления и взаимодействия мусульманского духовенства в Российской империи конца XIX – начала XX вв. Ольга Сенюткина. Мечети Нижегородского края: актуальность научного изучения Дамир Мухетдинов. Нижегородская Соборная мечеть Ханифа Надырова. Деревянное культовое зодчество Волго-Камья: истоки и традиции
Список сокращений Сведения об авторах
Предисловие История ислама на территории современной России подразделяется на два больших этапа. В средневековый период ислам имел статус государственной религии в Волжской Булгарии (922–1236 гг.), Джучиевом Улусе (с Территория Российской империи представляла собой несколько историко-культурных регионов, в которых процесс адаптации ислама к местным условиям у народов, принявших мусульманство, происходил не одновременно и под воздействием различных внутренних (уровень общественных отношений и экономического развития) и внешних факторов (российская власть и геополитика). Европейская часть России и Сибирь изначально являлись «периферийным» мусульманским регионом, где расселялось множество этнических групп с самобытной культурой, социальными и религиозными институтами. В рамках единого правового и экономического пространства происходили интеграционные процессы в области общественного уклада и культуры мусульман различных регионов. Сегодня востребована выработка методологического подхода к изучению ислама, позволяющего в историческом контексте понять механизм функционирования ислама как идеологической (в том числе религиозной) системы. В основе нового подхода лежит взгляд о догматическом, этническом и региональном равноправии внутри исламского мира; признание регионального ислама как единственно объективной формы его существования на основе идеи общности и равноценности народов, внесших вклад в исламскую культуру1. В современном обществе, в силу однобокого и предвзятого отношения к исламу и мусульманской культуре царского самодержавия и советской власти, сформировалось устойчивое мнение о фанатизме и неполноценности исламской цивилизации. Между тем сегодня востребован диалог культур и цивилизаций. Российское законодательство определило мечеть главным символом устройства легальной махалли, разрешая молитвенные собрания исключительно в храме, утверждая при мечети мусульманское духовенство и устраивая при них мектебе и медресе. Независимо от этого культовые здания традиционно выполняли функцию локального религиозно-духовного центра прихожан. Их статус наглядно демонстрировал правовое положение конкретной конфессии в государстве и являлся важным элементом в реализации гражданских прав подданных. Духовно-нравственный аспект функционирования мусульманского молитвенного помещения заключался, прежде всего, в совершении пятивременных и праздничных молитв, в чтении Корана, в организации обучения подрастающего поколения основам ислама, в исполнении приходским духовенством своих обязанностей. Общественно-политическая сторона исламского ритуала в богослужебном помещении было обусловлена отношением государства к общественной молитве как к социальному явлению, консолидирующему мусульманское сообщество в духовном и социальном отношениях, а к мечети – как к нехристианскому общественному центру. Возведение культового здания и его архитектурное оформление представляют третий аспект организации молитвенного ритуала в мечети. Четвертый – социальный – аспект существования мечетей заключался в разделении полномочий прихожан и органов власти в организации религиозно-обрядовой жизни. Предоставив прихожанам права выбора духовных лиц, места постройки, возведения храма, определения статуса мечети и записав за ними в обязательство исправное содержание мечети и духовенства, государство оставило за собой последнее слово при определении острой необходимости в организации общественной молитвы, назначении духовенства, проверки легитимности коллективного решения прихожан, выраженного в общественном приговоре, контроля технической и противопожарной безопасности в местах общественной молитвы, вовлекая в это и Оренбургское магометанское духовное собрание. До или после намаза прихожане обсуждали «мирские», иные злободневные вопросы, не всегда связанные с делами махалли, и др. Пятый аспект существования мечети связан с образовательско-просветительской деятельностью духовных лиц. В молитвенном помещении читали Коран. Порой молитвенные помещения становились местом обучения шакирдов. Как правило, рядом с культовым зданием располагались медресе или мектебе, дом духовного лица. Всероссийская научно-практическая конференция «Мечети в духовной жизни татарского народа (XVIII в. – В выступлениях докладчиков социокультурный феномен мечети раскрывается посредством рассмотрения ее как места совершения религиозных ритуалов и собрания прихожан, центра организации обучения и воспитания, знакового элемента в соблюдении гражданских прав этноконфессионального меньшинства Российского государства в вероисповедальном измерении, объекта попечения махалли и контроля властей, общественного архитектурно-культурного памятника и др. И.К.Загидуллин
1 Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система / С.М.Прозоров; Ин-т востоковедения, С.-Петербург. филиал. — М.: Вост. лит., 2004. – С. 377–380. 2 Татарские мусульманские приходы Российской империи: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Казань, 27–28 сентября
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: | |
|