www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:05 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Новая и новейшая история России и Татарстана / Гарипова З.Г. Татары за пределами Татарстана |
|
Гарипова З.Г. Татары за пределами Татарстана
Гарипова З.Г. Татары за пределами Татарстана. – Казань: Институт истории АН РТ, 2008. – 124 с. ISBN 978-5-94981-092-7
В данной книге освещаются административно-правовые аспекты в жизни татарского народа, проживающего за пределами Татарстана, его социально-экономическое положение, особенности культурного развития в 1920–1930-е годы. Рассматриваются процессы создания этнокультурных объединений и возрождения татарской национальной культуры в постсоветской России. Издание рассчитано на ученых-обществоведов, преподавателей вузов и общеобразовательных школ, а также для всех тех, кто интересуется историей татарского народа.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1. Расселение и численность татар в СССР в 1920–1930-е годы 17
Глава 2. Татары в условиях советской национальной политики (1920–1930-е гг.) 24 § 1. Развитие культурно-образовательного уровня татар 24 § 2. Административно-правовые аспекты положения татар Среднего и Нижнего Поволжья 53 § 3. Социально-экономические проблемы существования татарских селений 65 § 4. Уровень здравоохранения 70
Глава 3. Татарское меньшинство в постсоветское время 78 § 1. Система этнокультурного объединения 78 § 2. Проблемы возрождения национальной культуры 94
Заключение 109 Приложение 112
Введение
История татарского народа, проживающего вне своей исторической родины, относится к одной из слабоизученных тем отечественной историографии. Как отметил известный ученый и государственный деятель Р.С.Хакимов, эта история и до и после революции 1917 года была на редкость идеологизированной и необъективной. Татары – один из тех немногих народов, пишет он, – о которых легенды и откровенная ложь известны гораздо в большей степени, нежели правда[1]. Большая лакуна в научных исследованиях о татарах характерна для советского периода. Хотя в первые послереволюционные годы наблюдается возрастание интереса к национальной истории. Изучение наследия татар в этот период осуществлялось в рамках научных обществ. В В работе общества принимали участие ведущие татарские, а также многие русские ученые Казани, Москвы и Ленинграда. Общество занималось всесторонним изучением местного края, в особенности экономики, истории и культуры татарского народа. Чтобы представить масштабы работы «Научного общества татароведения» целесообразно привести его программу: I. История. 1) Разработка истории татарского народа на основе исторического материализма. 2) Собрание рукописного материала на территории ТАССР. 3) Изучение архивного материала, касающегося татар. 4) Изучение археологических памятников и составление археологической карты. II. Статистика и экономика. 1) Изучение классового состава татарского населения. 2) Изучение хозяйства, промышленности, кустарного производства и торговли татар. III. Литература. 1) Разработка истории татарской литературы и театра. 2) Изучение диалектологии и разработка татарского литературного языка. 3) Изучение народной словесности. IV. Искусство. 1) Изучение татарского декоративно-прикладного искусства. V. Этнография. 1) Изучение татарского быта сравнительно с другими тюркскими народностями. VI. Природа. 1) Изучение Татарстана в естественно-историческом отношении[5] и т.д. При Академическом центре работало также Бюро краеведения (с мая 1925 по июнь С В деятельности научных обществ было много положительных моментов: изучались актуальные проблемы истории и культуры татарского народа, проводились конференции, обсуждались интересные доклады, организовывались различного рода экспедиции. В то же время в их деятельности не было глубоко продуманной системности. Научные силы часто оказывались разобщенными. Эти явления были характерны как для «Общества изучения Татарстана», так и для «Научного общества татароведения», в деятельности которых по ряду направлений не удалось избежать дублирования и параллелизма. В этих условиях в мае Эти общества стали преемниками Научной коллегии. Вскоре эта преемственность была воплощена в деятельности Дома татарской культуры, который был открыт по постановлению Совнаркома Татарской АССР от 14 января В 1920-е годы известные ученые Газиз Губайдуллин, Михаил Худяков, Риза Фахретдинов, Хади Атласи, Николай Фирсов, С.П.Сингалевич, В.Ф.Смолин, Джамал Валиди, Галимджан Шараф, Худжа Бадиги, Галимджан Ибрагимов, Абдрахман Сагди создали ряд новых исследований по истории татар. Особо выделяется большой фундаментальный труд молодого еще тогда ученого Михаила Худякова «Очерки по истории Казанского ханства». Крупным достижением стали труды профессора В.Ф.Баллода в области изучения татар. Ф.Баллодом (в 1919–1922 гг. – профессор Казанского университета), Зайковским и другими членами экспедиции было найдено огромное количество ценных в научном отношении предметов и монет Золотой Орды. Результаты экспедиций дали ученым возможность открыть местонахождение когда-то бывшего центром торговли Восточной Европы города «Сарай Джадид» и других городов. Ученые пришли к выводу, что Баллоду удалось определить оригинальное искусство татарских мастеров, своеобразную технику кирпича и устройство печей в золотоордынских домах, выяснить классовые отношения, образ жизни бедняков и богатых в этом давно исчезнувшем татарском государстве. Благодаря этим изысканиям был поднят вопрос о пересмотре установившихся взглядов (после работ Березина и Саблукова) о Золотой Орде как кочевом и варварском государстве. Другая работа ученого по вопросу «Старый и новый Сарай» указала до того времени неизвестные места нахождения городов Кипчакской Орды[9]. Профессор Н.И.Воробьев утверждает, что в 1920-е гг. было написано немало работ, посвященных происхождению татар. В частности, исследование историка Г.Губайдуллина в книге «Татар тарихы» ( В 1930-е гг. в условиях тоталитарного режима проявление интереса к национальной культуре стало квалифицироваться как буржуазный национализм. Никто из вышеназванных исследователей не избежал репрессий. Наметившееся в 1920-е гг. оживление в исследовании истории татарского народа в 1930-е гг. не получило развития. Научные общества друг за другом стали закрываться. В Исполнителями этих тем были известные ученые и писатели, общественные деятели Г.Алпаров, Г.Шараф, С.Атнагулов, Г.Галеев, А.Рахим, Г.Тулумбайский, А.Шнаси, М.Файзуллин и др.[10] Однако и этот институт был закрыт. 27 мая И в дальнейшем из-за идеологической ситуации, политических репрессий историки были лишены возможности научно-объективного подхода к проблемам татарской истории. В послевоенное время изучением истории и культуры татарского народа занимались как центральные, так и местные научные учреждения: институты истории СССР, археологии, этнографии, философии, языковедения Академии наук СССР, гуманитарные кафедры вузов Уфы и Казани, Институт истории, языка, литературы Башкирского филиала Академии наук СССР. Основным учреждением такого рода являлся в то время Институт языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова Казанского филиала Академии наук СССР. Ученые М.К.Мухарямов и З.И.Гильманов[12], рассматривая основные итоги изучения истории татарского народа за 1945–1970-е гг., отмечают, что историками выполнены капитальные работы обобщающего характера[13]. В них и многочисленных монографических исследованиях разрабатывались следующие основные проблемы: Проблема происхождения татар. В исследование этой проблемы активно включались археологи. Раскопки Б.Тарханского, Танкеевского, Тетюшского и других могильников позволили их исследователям (В.Ф.Генинг, А.Х.Халиков, Е.П.Казаков, Е.А.Халикова) высказать ряд новых точек зрения о ранней тюркизации Среднего Поволжья, об этническом составе края в период образования Волжской Булгарии[14].
История Волжско-Камской Булгарии и Казанского ханства По этой проблеме утверждалось, что в этих государствах началось и завершилось образование татарской народности. Разработаны и вопросы булгарской истории золотоордынского периода, тесно связанные с проблемой происхождения казанских татар. В опубликованных сборниках и монографиях по этой проблеме помимо булгарских и татарских этнографических объектов, доказана тождественность эпитафий XIV–XVII вв., что особенно важно при решении вопросов этногенеза казанских татар. Еще одна проблема, которая разрабатывалась в советский период историками республики, это – «Развитие татарского народа в период социалистического и коммунистического строительства». Естественно, данная проблема – это отражение своего времени. Тем не менее, в опубликованных трудах прослеживается попытка показать роль статуса автономии в изменении правового положения республики на различных этапах ее развития, в преодолении фактического неравенства татарского народа. В этот период была также проделана большая работа по изучению самоотверженного труда и героического подвига татарского народа в годы Великой Отечественной войны. На рубеже 80–90-х гг.[15] исследование проблем истории татар сильно активизировалось. Друг за другом стали издаваться труды об истории татар, компактно проживающих за пределами Татарстана. Во многих трудах, изданных в 90-х гг., прослеживается утверждение о том, что надо следовать только исторической правде и быть последовательным в отстаивании национальных интересов в области истории. В условиях, когда огромная, преобладающая часть татарского этноса восприняла идеи национального (культурного или исламского) возрождения, историки сосредоточили много внимания на этногенезе, на древнейшем периоде истории татар, что вполне объяснимо, ибо именно эта часть татарской исторической жизни и исторических действий была изрядно искажена. Анализ тюрко-кипчакского происхождения татар-мишарей, и прежде всего татар Нижегородского Поволжья, и истории заселения ими этого края предпринимал исследователь А.М.Орлов[16]. Эта же проблема рассматривается в книге Кадир Акъегет[17], который, отдав предпочтение XVII–XVIII вв., выяснял причину появления татар в Пензенском крае. В книге «Польско-литовские татары» (Казань, 1995) Якова Гришина также уделено большое внимание вопросу о древних корнях польско-литовских татар как выходцев из Золотой Орды. Следующий цикл трудов посвящен советскому периоду. В работах М.З.Хафизова[18] и И.Б.Гарифуллина[19] освещается социально-экономическое положение татарской деревни на Нижегородчине, социально-демографическое развитие татарского населения Тюменской области. В монографии московского профессора, востоковеда Г.Г.Косача[20] впервые рассматривается история оренбургского татарского меньшинства в рамках политики Российской империи в регионе казахской степи и Средней Азии с анализом советского партийно-государственного подхода к национальным проблемам татар на территории Оренбургской области. В 90-е гг. началась разработка нового направления – проблемы истории татарской эмиграции, формирование которой оставалось долгое время вне поля зрения наших историков и публицистов. Некоторые сдвиги произошли в начале 90-х гг.[21] В научно-популярных очерках М.Усманова, М.Магдиева, А.Каримуллина, А.Тайсина, Ф.Мусина, Ф.Хакимзянова, И.Тагирова, Д.Гисметдинова, Ф.Иделле, А.Сахапова, Т.Айди, И.Надирова, М.Махмутова, опубликованных в сборнике[22], впервые рассказывается не только о жизненном пути наших соотечественников, вынужденных эмигрировать в Китай, Японию, Турцию, Германию, Францию, Финляндию, США. Представленный богатый материал свидетельствует о том, что у татар на первом плане было не материальное благополучие, а сохранение своей национальной, традиционно-конфессиональной культуры, родного языка, своего этноса. В вышеуказанных трудах впервые освещается и то, что издающаяся татарами в дальнем зарубежье периодическая печать по своему количеству намного превосходит численность вышедших в советское время газет и журналов на татарском языке. Авторы книг Р.Б.Гайнетдинов[23], А.А.Хисамутдинов[24], Н.Давлет[25], Р.Адутов[26] анализируют формирование тюрко-татарской политической эмиграции, деятельность и борьбу татарских эмигрантских центров и организаций в 20–30-е гг. на территориях Дальнего Востока, Японии, Турции, Западной Европы за развитие татарского этноса, национальной культуры. Во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. периодическая печать республики уделяет много внимания татарской диаспоре. Очерки и статьи, посвященные жизни татарского народа в российских регионах и отдельным знаменитым татарам, получившим всеобщее признание в масштабе страны, публикуются на страницах журналов: «Идел», «Мирас», «Гасырлар авазы – Эхо веков», «Научный Татарстан», «Казан утлары», «Татарстан», «Сљембикђ», а также газет как: «Ватаным Татарстан», «Мђдђни ќомга», «Шђџри Казан», «Татар иле», «Татарские края», «Татарстан яшьлђре», «Татарские новости», «Татарский мир». Жизни и деятельности известных ученых за пределами Татарстана посвящены две книги журналиста Хамзы Бадретдинова[27]. Начало ХХ в. в историографии Республики Татарстан знаменуется выходом таких крупных фундаментальных работ, как «Татары» (М., 2001), «История татар с древнейших времен» В семи томах. Т. 1. (Казань, 2002) и Т. 2 (Казань, 2006), «Татарика. Атлас» (Казань – Москва – Санкт-Петербург, 2006). Коллективная монография «Татары», подготовленная Институтом истории им. Ш.Марджани АН Татарстана представляет собой комплексное историко-этнографическое исследование, которое включает анализ социально-культурных и политических перемен последнего десятилетия ХХ века. Здесь прослеживается стремление авторов скорректировать господствующие в отечественной историографии представления. В предисловии к тому В.А.Тишков пишет: «Можно приветствовать стремление многих авторов тома уйти от явно идеологизированных оценок советской историографии политической истории Золотой Орды и Казанского ханства и их взаимоотношений с Русью, положения татарских областей в составе России»[28]. Крупным вкладом в историографию не только татарского народа, но и тюркских народов в целом стала «История татар с древнейших времен». Задача, поставленная авторами, «представить максимально объективную картину историических событий» уже определяет большую научную значимость данного труда, первой академической работы, начинающей описание истории татар с 3 тысячелетия до нашей эры. Здесь применен новый подход к истории татар, которая представляет в широком контексте мировых процессов, охватывает судьбы многих народов, а не только татар. Еще один фундаментальный труд – это Атлас[29], первое в историографии Республики Татарстан и татарского народа издание, столь целостно отражающее историю, природу, географию и исторические судьбы края во времени и пространстве. Тем не менее, несмотря на очевидные достижения в изучении проблемы, актуальность ее дальнейшего исследования не уменьшается. Национальная политика советского государства по отношению к разным национальным регионам страны, ее общие принципы и отличительные черты в 1920–1930-е гг., такие важные аспекты, как социально-экономическое и правовое положение татарского меньшинства, не являлись объектом исследований. В данной работе делается попытка показать отдельные аспекты жизни татар в Среднем и Нижнем Поволжье (вне Республики Татарстан) в 1920–1930-е гг., а также некоторых регионов России с компактным проживанием татар в постсоветское время. Конкретные задачи сводятся к обозначению расселения и численности татар, освещению деятельности местных властей по организации дела просвещения, по решению проблем социально-экономического положения, правового статуса, вопросов возрождения национальной культуры татарского населения. При решении задач, соответствующих структуре исследования, автор опирался в основном на архивные материалы. Были также использованы материалы периодической печати. По объему информации выделяются газеты «Жизнь национальностей», «Революция и национальности», издававшиеся в 1920–1930-е гг. в Москве, а также «Татарские новости» и «Татарский мир», выпускавшиеся тоже в Москве (с [1] История татар. Том. 1. – Казань, 2002. – С. 3. [2] Н.К. Информационный бюллетень ВОКС. – 1927. – № 23–25. Спец. номер о ТАССР. – С. 17. [3] Абдрашитова И.М. Из истории Научного общества татароведения (1922–1929 гг.) // Вопросы историографии и источниковедения. Сб. 7. – Казань, 1975. – С. 101–111. [4] Вестник Научного общества татароведения. – 1925. – № 1–2. – С.60. [5] Мухсинов З. Дом татарской культуры. Оттиск из I тома Трудов Дома татарской культуры. – Казань, 1930. – С. 14. [6] НА РТ. Ф.3682. Оп.1. Д.970. Л.3–4. [7] НА РТ. Ф.447. Оп.1. Д.31. Л.8. [8] Мухсимов З. Указанная работа. – С. 7. [9] Губайдуллин Г. Что сделано в области социальных наук в Татреспублике в течение пяти лет // За 5 лет. К V годовщине провозглашения Татарской республики. — Казань, 1925. – С.167–168, 170–171. [10] Гарипова З.Г. Казань. Общество. Политика. Культура. – Казань, 2004. – С.108–109. [11] Амирханов Р.У., Гарипова З.Г. Некоторые проблемы становления гуманитарных наук в Татарии в 20–30-е годы и развитие национальной культуры // Великий Октябрь и некоторые вопросы формирования татарской социалистической нации. – Казань, 1989. – С.81. [12] Мухарямов М.К., Гильманов З.И. Основные итоги изучения на современном этапе истории татарского народа // Исследования по историографии Татарии. – Казань, 1978. – С. 37–45. [13] История Татарской АССР Т.1. – Казань, 1955; История Татарской АССР. Т.II. – Казань, 1960; Татары Среднего Поволжья и Приуралья. – М., 1967; История Татарской АССР. – Казань, 1968. [14] Халиков А.Х. Происхождение татарского народа (на тат. яз.). – Казань, 1974; Генинг В.Ф., Халиков А.Х. Ранние булгары на Волге. – М., 1964; Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. – Казань, 1971. [15] Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. – Казань, 1989; Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним. – Казань, 1991; Орлов А.М. Мещера, мещеряки, мишаре. – Казань, 1992; Губогло М.Н. Крымско-татарское национальное движение. – М., 1992; Исхаков Д.М. Краткая этническая история татар. – Казань, 1993; Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. – Казань, 1994; Закиев М.З. Татары: проблемы истории и языка. – Казань, 1995; Материалы по истории татарского народа. – Казань, 1995; Хайрутдинов Р.Р., Салихов Р.Р. Республика Татарстан: памятники истории и культуры татарского народа. Конец XVIII – начало ХХ вв. – Казань, 1995; Баязитов Р.Ж., Макарихин В.П. Нижегородские татары‑мишари в новое время. – Н.Новгород, 1996; Хафизов М.З. Нижегородские татары. Очерки истории. – Н.Новгород, 1997; Косач Г.Г. Город на стыке двух континентов. Оренбургское татарское меньшинство. – М., 1998; Забиров Ш. Ложь и правда о татарах (к истории астраханских татар). – Санкт-Петербург, 1998; Татары в современном мире (Материалы международной научно-практической конференции). – Казань, 1998; Султанов Ф.М. Ислам и татарское национальное движение в российском и мировом мусульманском контексте: история и современность. – Казань, 1999; Надир Давлет. Русия тљркилђренећ милли кљрђш тарихы (1905–1917) (История национально-освободительной борьбы тюркских народов России (1905–1917). – Казань, 2000; Die Wolqa an der Spree Tataren und Baschkiren in Berlin (Татары и башкиры в Берлине). – Berlin, 2000; Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. – Казань, 2000; Татары. – М., 2001; Рашитов Ф.А. История татарского народа. С древнейших времен до наших дней. – Саратов, 2001; История татар с древнейших времен. В 7 т. Т.1. – Казань, 2002; Теляшов Р. Татарская община Санкт-Петербурга. – СПБ., 2003; Тувинские татары и башкиры. Этнографические очерки и тексты. – Пермь, 2004; Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. Нижегородские мусульмане на службе Отечеству (конец XVI – начало ХХ вв.). – Н. Новгород, 2005; Хабутдинов А.Ю., Мухетдинов Д.В. Общественное движение мусульман-татар: Итоги и перспективы. – Н. Новгород, 2005; Амирханов Р.У. Татарский народ и Татарстан в начале ХХ в. – Казань, 2005; История татар с древнейших времен. В 7 т. Т.2. – Казань, 2006; Марданов Р. Иж шђџђре татарлары тарихыннан (Из истории татар города Иж). – Казань, 2006; Мухаметдинов Р.Ф. Идейно-политические течения в постсоветском Татарстане (1991–2006 гг.). Сопоставление с опытом Турции. – Казань, 2006; Закиров Р.З. Татары в меняющемся мире. Очерки этнополитической истории в ХХ – начале XXI вв. – Казань, 2006; Татарика. Атлас. Казань–Москва–Санкт–Петербург, 2006 и др. [16] Орлов А.М. Указ. раб. [17] Кадир Акъегет. Пенза татарлары. – Казан, 2001. [18] Хафизов М.З. Нижегородские татары. Очерки истории. – Н. Новгород, 1997. [19] Гарифуллин Изиль. Тюменские татары. – Тюмень, 1998; Его же. Очерки истории татарского населения Тюменской области. – Тюмень, 2001. [20] Косач Г.Г. Город на стыке двух континентов. Оренбургское татарское меньшинство. – М., 1998. [21] Гилязов И.А. Там, в иных краях // Татарстан. – 1994. – № 3/4; Его же. На другой стороне: коллаборационисты из поволжско-приуральских татар в годы Второй мировой войны. Дисс. ... докт. ист. наук. – Казань, 1999 и др. [22] Йљртђ безне язмышлар (Вызов судьбе). – Казань, 1992. [23] Гайнетдинов Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: начало ХХ века. – 30-е годы. – Наб. Челны, 1997. [24] Хисамутдинов А.А. По странам расселения. Ч. II. Русские в Японии, Америке и Австралии. – Владивосток, 2000. [25] Надир Давлет. Русия тљркилђренећ милли кљрђш тарихы (1905–1917). – Казан, 2000. [26] Адутов Р. Татаро-башкирская эмиграция в Японии. – Наб. Челны, 2006. [27] Бадретдинов Хамза. Татарстаннан читтђге татар галимнђре (Татарские ученые за пределами Татарстана). – Йошкар-Ола, 2000 и Казань, 2006. [28] Татары. – М., 2001. – С. 7. [29] Татарика. Атлас. – Казань–Москва–Санкт-Петербург, 2006.
| |
|