www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Пятница, 29 марта 2024, 15:04

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Публицистика / Татары в России хотят перемен!
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Рафаэль Хакимов. Кто ты, татарин?  •  Пластилиновая история для служебного пользования  •  Некоронарное шунтирование «татарского вопроса»  •  Начнут ли признавать права этрусков и галлов в Европе?  •  Реформы письменности татарского языка: прошлое и настоящее  •  Господин Кириенко показывает нам язык  •  «Татарская проблема» во всероссийской переписи населения (взгляд из Москвы)  •  Взгляд на всероссийскую перепись из Татарстана  •  Незаконнорожденные дети господ журналистов или о навязчивом шумеро-булгаризаторстве истории татар  •  Татары в России хотят перемен!  •  Д.М.Исхаков. Нация и политика: татарский вектор  •  И.З.Илалдинов. Истоки нашей бедности, или Почему Россия все же не Америка?  •  Публикации о мусульманском реформаторе Р.Мангушеве  •  Нужна ли России национальная наука?

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Татары в России хотят перемен!
    Модарис Абакиров, Вице-президент Татарской национально-культурной автономии Новосибирской области
     

    Татары в России хотят перемен!

     

    Модарис Абакиров, Вице-президент Татарской национально-культурной автономии Новосибирской области

     

    Прошел третий Всемирный Конгресс татар, невольно хочется подвести какие-то итоги и определиться с новой линией стратегии в татарском движении. Как делегат третьего Всемирного Конгресса татар и член Исполкома ВКТ считаю себя обязанным находясь там внести свои предложения в целях развития татарской культуры и становления татарской нации. Предыдущие съезды, встречи, конференции очень часто вызывали чувства неудовлетворенности. Традиционная форма проведения складывалась следующим образом: от каждого региона по очереди выступали руководители общественных организаций и докладывали ситуацию на местах. Представителей приезжало много и выступления занимали такой большой объем времени, что не оставалось пространства для работы, обсуждения, выработки эффективной резолюции, технологии деятельности. Иногда эти мероприятия снимались на видеокамеру и люди на местах просматривая эти встречи говорили о том, что в них царит дух компартии. Создавалось впечатление, что руководители организаций приехали с отчетом, стараются высветить положительные стороны своей деятельности и если нет проблем значит обсуждать нечего. Уровень проблематизации никогда не достигал своей критической точки и вообще наверное делать это не считалось этичным. Затем снова возвращались в свои родные края и разгребали накопившиеся дела и проблемы. При этом сами не ощущали как медленно формируется двойная мораль. Пожалуй самое отрицательное в нашей деятельности - это ощущение отсутствия стратегии. Спросите у любого руководителя национальной организации, он затруднится назвать какие стратегические задачи осуществляются в нашем движении. Если эти стратегические задачи знают отдельные руководители в Исполкоме ВКТ, то вряд ли можно рассчитывать на реализацию этих задач. Ведь их можно решить только сообща. Кстати по поводу духа компартии и технологии проведения съездов. Уже несколько лет как идет компьютеризация нашей страны. Вполне на современном уровне выглядели бы наши конференции и сэкономлено было бы время для творческого труда, если мы использовали бы новые формы проведения форумов. Каждый руководитель национальной организации предварительно присылает в печатном виде свой доклад с цифрами, статистикой, актуальной информацией. Эксперт в Исполкоме ВКТ обрабатывает информацию и выставляет во время пленума на экран показатели состояния культуры, языка с использованием графики, линии развития и куда идет кривая, вниз или вверх. Визуально представленная информация, дополняемая комментарием эксперта хорошо воспринимается и открывает большое пространство для работы в виде обсуждения, внесения предложений. Любители постоять у микрофона автоматически самоустраняются, ибо как правило у них конструктивных предложений просто нет. Руководителю национальной организации остается лишь отследить не искажена ли информация и внести необходимые поправки, хотя и это можно сделать заблаговременно. Дух компартии улетучивается, а в аудитории остаются работающие люди.

     

    Интересно в какой форме будет проходить четвертый Конгресс татар? Невозможно построить представление о состоянии культуры из вербально воспринимаемой информации. Недостающим звеном в работе на сегодняшний день является мониторинг по всем направлениям. Необходим мониторинг состояния языка, культуры. Мониторинг подразумевает не только измерения, но и коррекцию. Когда слышишь «ќыештырып бара ул документларны!» это не означает анализ и обработку документов с последующей презентацией данных. Пора вытащить документы из папки и показать всему татарскому народу, где мы находимся, иначе мы будем продолжать на наших встречах слушать как проходят сабантуи в регионах России. Татарам нужен мониторинг, пусть это будет неприятная, но объективная информация, для того чтобы сделать шаг вперед. При сегодняшней исламофобии в России возникает вопрос, почему в Исполкоме ВКТ нет отдела и специалиста по вопросам религии. Ведь формальное разделение религии от национальных вопросов не говорит о том, что в жизни они разделены тоже. Тем более для единения татарского народа необходимо усиление структурных связей и расширение профессиональной компетенции. Для того, чтобы извлечь положительный опыт работы за рубежом по воспитанию толерантного отношения и гармонизации межнациональных отношений необходима перспектива шире. Например, в Германии в г. Мюнхене есть Максимилиан-институт, где изучается тюркский и мусульманский менталитет, культура на научном уровне. На сайте есть информация на эту тему. В Будапеште, в Центрально-Европейском университете, готовят специалистов по национальным вопросам. Из Новосибирска, кандидат филологических наук Козырев Тимур прошел учебу в этом заведении и стал магистром по национальным вопросам. В настоящее время он преподает в Стамбульском университете казахский и татарский язык. При конкурсном отборе прошла его тема о волжских татарах. При аппарате президента России работает специальная программа по подготовке управленцев и обучению талантливых кадров, в том числе и за рубежом. Если у нас есть стратегия по развитию татарской нации, почему бы не принять подобную программу при аппарате президента РТ? А талантов у нас хватает, но государственная поддержка молодым кадрам нужна. Есть у нас ООН, Совет Европы, есть гранты для подготовки специалистов по национальным вопросам, остается этот процесс сделать не стихийным и случайным. Что касается специалистов по внешним связям, работающих в Исполкоме ВКТ, на мой взгляд, то они должны сами владеть иностранными языками.

     

    Проблема сохранения языка - стратегическая задача в татарском движении, я думаю что это ни у кого не вызывает сомнений. Однако возникает вопрос, как это осуществляется на протяжении последних лет. На мой взгляд, определенно, подвижки в этом направлении есть, но все ли мы сделали, что можно было сделать? Мне бы хотелось говорить о той так называемой целевой группе, это татары, проживающие за пределами Республики Татарстан. Именно их я представляю в лице вице-президента татарской национально-культурной автономии Новосибирской области.

     

    Если говорить о ситуации сохранения языка можно иметь в виду две группы населения: одна группа - татарское население проживающее в сельской местности. Вторая - городское татарское население. Начнем с последней. Язык взрослых представляет собой уровень бытового общения, включающий множество слов из русского языка. Это жалкое, нечто деформированное, являющееся подобием татарского образа, который со временем потускнеет и их детям невозможно будет что-то воспринять. Это словно слабовидящий ребенок, который не может узнать свою мать. Что касается молодежи, хороший пример. На татарскую дискотеку в городе Новосибирске приходят в среднем 120 человек, из них 20 могут говорить на уровне бытового общения. А остальным надо рассказывать, что представляют собой татары, ибо они уже только носители этого этнонима.

     

    Положение с сохранением языка на селе можно сравнить как победное шествие на коне (ибо мы-то еще умеем говорить!) перед пропастью. Идут тревожные сигналы, что молодежь начинает отчуждаться от языка из-за чувства неуверенности. Не хватает слов, вытесняется лексика из родного языка, начинает слабеть поддерживающий фактор- обучение в школе. Не хватает кадров в школе, учебно-методической литературы или ее вообще нет. Как следствие, не проводятся курсы повышения квалификации для учителей. В виду перегрузки учебного плана трудно внедрять этнокультурный компонент. Словом школа перестает быть инструментом эффективного влияния развития языка. Такая же проблематичная ситуация в Омской, Кемеровской областях, да и в других регионах Российской Федерации. Интересно кто думает о том, «ничек татар булмаган татарларны татарлаштырырга?», интересно кто найдет инструмент для сохранения языка татар в городах России? Ведь те инструменты, которые уже есть не решают проблему, и даже если инструменты есть, то нет условий, для того чтобы ими можно было воспользоваться. Я имею в виду в качестве инструментов учебники. Сегодня для городских татар проживающих за пределами Республики Татарстан нужны учебники на основе коммуникативного метода обучения. А если точнее учебник «Татарский язык как иностранный». Хотя у нас не проводится мониторинг по состоянию татарской культуры, можно выделить важный момент и констатировать такой факт. У нас нет хорошего учебника по татарскому языку, ориентированного на татар утративших свой язык полностью! У меня нет претензий ни к каким авторам учебников, так как каждый из них при составлении учебника ставил свои цели и рассчитывал на конкретную целевую группу. Но на нас татар, проживающих за пределами Татарстана никто не рассчитывал и никто не писал специальных учебников на основе коммуникативного метода обучения. Может быть кому-то не понравится эта суровая правда, но у нас нет морального права деликатничать с теми кто это будет оспаривать. Я просто приглашаю подискутировать на эту тему учителей – татар, интеллигенцию и всех желающих. Тогда мы не оставим за бортом татар, которые утрачивают язык и национальное самосознание. Кстати от руководителей национально-культурных автономий часто можно услышать. что чиновники, отвечающие за сохранение языка за пределами РТ ничего не видят дальше своего носа. В данном случае имеется в виду не дальше Республики Татарстан, хотя собирают с них и складывают в папки привезенные документы, статистические данные, отчеты.

     

    Статья 14 Конституции РТ обнадеживает татар в отношении сохранения языка, но сегодня побывал в Министерстве образования РТ и обозначилась другая проблема. Закон не подкреплен финансированием, можете расслабиться господа татары. Татарская общественность ставит вопросы: 1) Почему не разрабатываются учебники по татарскому языку для вышеупомянутой категории населения? 2) Если разрабатываются, то почему такого низкого качества? Или это стихийный процесс? Или же отдается предпочтение учебникам, которые имеют непонятные, случайные приоритеты при издании? Чтобы решить проблему издания хороших учебников, как минимум при Министерстве народного образования РТ и Исполкоме ВКТ должен выделяться грант, а лучше всего создан фонд для издания лучших учебников и поддержки талантливых авторов, стимулирования развития прогрессивной методики обучения. Подобный фонд должен работать постоянно, даже после того, как мы создали хорошие учебники, ибо нет предела совершенству и то что сегодня хорошо, завтра может устареть. Пока подобные меры не осуществляются. При этом фонде может быть создан экспертный совет, хотя иногда и советы не помогают. Представьте себе, что создан фонд, выделяется грант, но бывает, что помощь оказана не по адресу. Этот случай говорит о том, что действия совета тоже носят случайный характер. Чтобы избежать этого, в среде учителей необходимо создать общественное мнение, дабы определить какое учебное пособие является передовым. Здесь должны активно поработать и средства массовой информации, должна идти постоянная дискуссия среди преподавателей, в том числе и в интернете. Ведь пока любая прогрессивная мысль не стала феноменом общественного сознания, энтузиасты и талантливые одиночки не способны реализовать такую стратегическую задачу, как сохранение и развитие языка.

     

    Автоматически роль Министерства образования РТ с учетом этой стратегической задачи сохранения и развития языка становится великой, ведь теперь ее миссия заключается не только исполнение своих функций в рамках республики но и реализация положения в Конституции РТ. Поэтому хочется понять какие есть представления у Президента РТ и Исполкома ВКТ о том, как предполагается реализация этой стратегической задачи. И вообще продвинулись ли мы вперед в деле сохранения языка, когда наряду с нашими мероприятиями есть стремительный процесс утраты языка. Если есть стратегия значит должен быть информационный центр, обслуживающий все татарские организации. В качестве примера могу привести случай. Я обращаюсь в Исполком ВКТ с просьбой дать образец устава, концепции школы, детского сада с этнокультурным компонентом в содержании образования. Предлагается обратиться в Министерство образования. И там безуспешно. Спрашивается как строить национальное образование? И где информационный центр? Между прочим подобные предложения не раз звучали на наших встречах. Видно утонуло это в рутине второстепенных задач. Поддержка татар проживающих за пределам республики Татарстан тоже должна быть одной из стратегических задач. Необходимо понимать, что невозможно становление и развития государственности и татарской нации без татар за пределами РТ. А татары в регионах России хотят перемен! Хотят сохранить язык, хотят знать свою историю и ощущать реальную поддержку исторической Родины и духовной столицы.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ