www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Понедельник, 21 августа 2017, 01:57

Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ


Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Территориальные отделения / Саратовское отделение / Публикации / Итоги и задачи изучения Укека и его округи
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КНИЖНЫЙ КИОСК  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Об Институте истории АН РТ  •  Администрация  •  Отдел новой истории  •  Отдел новейшей истории  •  Отдел этнологических исследований  •  Отдел истории общественной мысли и исламоведения  •  Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова  •  Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова  •  Центр иранистики  •  Центр изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков  •  Отдел информационных технологий  •  Крымский научный центр  •  Северо-Западный научный центр им. Л.Н. Гумилева  •  Центр этносоциологических исследований  •  Аспирантура Института истории АН РТ  •  Территориальные отделения  •  Архив
Саратовское отделение
Кадры  •  Общественный научный совет отделения  •  Рашитов Фрид Айниевич  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Отчеты
Этнический аспект в изучении отечественной истории: нерешенные проблемы  •  Укекский период в истории городской цивилизации в Саратовском Поволжье  •  Археологические объекты и историческая топография золотоордынского города Укек  •  Монетный двор Укека  •  Укек в системе городской цивилизации Золотой Орды  •  Итоги и задачи изучения Укека и его округи  •  От Укека до Саратова  •  Туристический проект «древний город Укек»: сохранение культурного объекта и экономическое развитие города Саратова  •  Увекское городище: правовой статус, проблемы охраны и исследования  •  Введение и резолюция

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Итоги и задачи изучения Укека и его округи
    Недашковский Л.Ф. (г. Казань). Межрегиональная научно-практическая конференция «Средневековому городу Укеку семь с половиной столетий (середина ХIII-ХХ вв.)» г. Саратов, 22 марта 2002 года
     

    Л.Ф.Недашковский (Казань).

     

    Итоги и задачи изучения Укека и его округи [1].

     

    В истории изучения Увекского городища мы выделяем четыре основных этапа[2].

    Первый этап хронологически относится ко 2-й половине XVI - первой трети XVII в.

    В 1558 г. английский путешественник Антоний Дженкинсон застал на Увеке холм, где раньше располагался "замок".

     

    В 1579 и 1581 гг. Увек дважды проезжала группа английских купцов, торговавших на побережье Каспийского моря. Один из этих купцов, Христофор Бэрроу, оставил сведения об Увекском городище. Бэрроу рассказывает об остатках города с каменным замком и описывает надгробия, "изображение коня с сидящим на нем всадником, с луком в руке и со стрелами, привязанными к его боку".

     

    На "городище Увешенское" или "Увешино" близ Саратова указывает широко известная "Книга Большому Чертежу".

    Скорее всего, именно Увекское городище следует понимать под "Саратовским городищем", упоминаемым в переписке воевод князя И.Н.Одоевского и окольничего С.В.Головина со стрелецким головой В.Хохловым в мае 1614 г.

    Второй этап изучения городища относится ко времени с 60-х гг. XVIII в. по 80-е гг. XIX в. включительно. Этот период характеризуется началом научного обследования памятника.

    В 1769 г. Увек исследовался знаменитыми российскими академиками И.И.Лепехиным и И.П.Фальком. В своих записках Лепехин и Фальк описали ров и вал городища, имевшие тогда длину около 400 саж., упомянули о находимых на памятнике монетах, керамике и металлических изделиях и о еще сохранившихся кирпичных сооружениях.

    В первой четверти XIX в. Увек посетил И.Ф.Эрдманн, кратко описавший памятник и указавший, что это могут быть развалины Укека, упоминаемого у арабских авторов.

    Выдающийся востоковед академик Х.М.Френ в 1826 г. впервые дал описание монеты, чеканенной в Укеке - серебряного дирхема 706 г.х. (1306-1307 гг.), выпущенного от имени хана Токты. В другой своей знаменитой работе по золотоордынской нумизматике Френ, публикуя данный монетный тип, отметил, что город Укек располагался "в восьми верстах ниже Саратова", на месте Увекского городища.

     

    В 1834 г. вышла в свет на немецком языке первая научная работа об Укеке - статья Френа. Х.М.Френ охарактеризовал все известные ему сведения письменных источников об Укеке и Увекском городище, а также описал некоторые находки с памятника. Френ, опираясь на самые разнообразные источники, доказал, что город Укек письменных и нумизматических источников следует отождествлять с Увекским городищем.

     

    Вскоре после Х.М.Френа Увеком заинтересовались и саратовские краеведы (А.Ф.Леопольдов).

    В 40-е годы XIX в. памятник изучал известный ориенталист Г.С.Саблуков. В 1846 г. он написал статью об Увекском городище. В своем очерке Г.С.Саблуков подробно описал местность Увека, само городище и находки, сделанные на нем.

    С 60-х гг. XIX в. на городище проводятся работы разведочного характера.

    В 1864 г. Увекское городище осматривалось В.Г.Тизенгаузеном.

    В 1877 г. петербургские профессора Кесслер и Грим впервые произвели шурфовку памятника; им удалось выявить остатки древнего водопровода.

    В 1878 и 1879 гг. развалины Укека посещал казанский археолог П.А.Пономарев. П.А.Пономарев обобщил некоторые сведения о коллекциях вещей и монет, собранных на Увеке.

    В 1878 году городище осматривал С.М.Шпилевский. В 1879 году на Увеке побывал и Н.А.Толмачев.

    В августе 1879 года на городище побывали саратовские краеведы А.Н.Минх, А.И.Соколов, А.И.Шахматов и др. А.Н.Минх опубликовал подробный очерк об Увеке, выделяющийся широким охватом литературы и источников.

    В 1884 г. памятник осмотрел А.А.Васильчиков, впоследствии также написавший статью о поездке.

     

    Большую роль в охране городища и скупке вещей сыграла СУАК, созданная в 1886 г. С первых лет своего существования комиссия занялась сбором предметов, найденных на Увеке. Комиссия и выступила организатором широких археологических исследований на Увекском городище, начавшихся в 90-х гг. XIX века.

    Третий этап исследований на городище Увек занимает 90-е гг. XIX в. - первую четверть XX в. В это время велись основные археологические работы на развалинах Укека.

    В 1891 г. проводились первые крупномасштабные раскопки Увекского городища - под наблюдением С.С.Краснодубровского и общим руководством Л.Л.Голицына; в работах принимал участие П.А.Пономарев. Раскопками изучались остатки четырех кирпичных построек, не все из которых были вскрыты полностью, и очага.

     

    В 1892-93 гг. Ф.В.Духовниковым и А.А.Лебедевым велось наблюдение за строительством Рязанско-Уральской железной дороги; тогда была собрана большая коллекция предметов, выявлена мощность культурного слоя на различных участках городища и исследован ряд погребений. Летом 1893 г. Увек осматривал по поручению Археологической комиссии А.А.Спицын, один из крупнейших русских археологов.

    Осенью 1895 г. при участии французского археолога барона де Бая было исследовано одно из кирпичных зданий с остатками печи, украшенное мозаикой, и обследованы остатки других кирпичных и каменных сооружений в центральной части городища.

    В конце XIX - начале XX в. на городище осуществлялись регулярные сборы и скупка находок (С.А.Щеглов, Б.В.Зайковский, А.А.Кротков и др.).

     

    Ко второму десятилетию XX в. разведочные работы на Увеке участились и стали сопровождаться вскрытием отдельных археологических объектов.

    В 1910 г. производились небольшие раскопки культурного слоя городища на северо-восточной окраине складов товарищества "Нобель"; тогда на памятнике был раскопан и гончарный горн.

    Наиболее известны раскопки, произведенные в 1913 г., когда под наблюдением члена СУАК П.Н.Шишкина был вскрыт кирпичный мавзолей первой половины XIV в.

    После вышеуказанных исследований раскопки Увекского городища возобновились только в 1919 г. под общим руководством профессора Ф.В.Баллода. Была раскопана часть кирпичного здания с примыкавшими к нему двумя склепами, 2 горна для обжига изразцов и сосудов, а также одиночное детское погребение в склепе. Все исследованные объекты располагались близ изученного в 1913 г. мавзолея.

     

    Небольшие раскопки производились на Увекском городище в 1921 и 1923 гг.

    Раскопками 1923 г., проводившимися под руководством П.Н.Шишкина, было довскрыто кирпичное здание 1919 г., в котором было обнаружено два склепа с погребениями в гробах.

    После 1923 г. на городище продолжался лишь сбор подъемного материала, отдельные разведки и экскурсии.

    Четвертый этап хронологически относится к периоду с середины 1920-х гг. до наших дней. Он характеризуется попытками теоретического осмысления уже имевшихся материалов. Исследователей в этот период интересовали лишь определенные категории материала или отдельные предметы; комплексного изучения культуры золотоордынского Укека не производилось.

     

    В последние десятилетия музейные коллекции, собранные в разные годы на Увекском городище, начинают все чаще привлекать внимание исследователей. Частично исследовались поливная и неполивная керамика Укека, мозаики и майолики, стеклянные изделия, антропологические материалы и типы погребального обряда, вещи русского происхождения, знаки на керамике и украшения, изготовленные из камня, костяные орнаментированные обкладки колчанов, металлические изделия, литейные формы, кочевнические древности и другие источники. Изучался и монетный чекан города Укека.

    Менее изученной, несмотря на активные исследования последних двух десятилетий, остается округа Укека - ее изучение началось лишь на рубеже XIX-XX вв. и наиболее активно велось в последние десятилетия.

     

    Хотелось бы остановиться сейчас лишь на одном моменте анализа данных наших раскопок 2001 г. на поселении Широкий Буерак и Хмелевском I селище в Саратовском районе Саратовской области ‑ общей характеристике палеоботанических макроостатков, позволяющих судить о земледелии золотоордынской эпохи.

    Из нижнего, нераспаханного горизонта культурного слоя и из заполнения выявленных сооружений раскопа I на поселении Широкий Буерак были взяты 20 образцов для палеоботанических исследований, полученных в результате флотации. Из предматериковых напластований раскопа III на Хмелевском I селище были взяты еще 6 образцов. Анализ был проведен в лаборатории естественно-научных методов Института археологии РАН[3]. Зафиксированное абсолютное преобладание в образцах проса (61,3% всех злаков) ‑ превосходящего мягкую пшеницу (15%), рожь (12,4%) и ячмень (11,3%), взятые вместе ‑ думается, не является случайным. Зернышки проса были зафиксированы нами на Хмелевском I селище и в заполнении ямы 2 раскопа I-1999, представлявшей собой хозяйственное сооружение сложной подвосьмеркообразной формы; восточная часть ямы, где были найдены зерна, являлась наиболее глубокой и видимо служила колоколовидным в сечении погребом со ступенчатым спуском в него.

     

    О возделывании проса в Золотой Орде сообщают средневековые авторы. Еще Плано Карпини и Гильом Рубрук в середине XIII в. указывали на употребление в пищу проса в Монгольской империи (упоминая при этом из других злаков только рис и ячмень, служившие для приготовления напитков)[4]. Просо, ячмень, горох и мак упоминаются в словаре Codex Cumanicus (начало XIV в.), составленном для итальянцев, приезжавших в Улус Джучи[5]. В географической работе ал-Омари (700-749 гг.х. / 1300/01-1348/49 гг.) сообщается о земледелии в Золотой Орде: “Посевов у них мало, и меньше всего пшеницы и ячменя, бобов же почти нельзя отыскать. Чаще всего встречаются у них посевы проса; им они питаются и по части произведений земли в нем (заключается главная) еда их”[6]. По словам того же ал-Омари, пшеница, ячмень, просо двух видов ‑ говорится о просе (дохн) и “джаверсе (род проса), похожем на зерно трилистника” (возможно, что в последнем случае имеется в виду итальянское просо, зафиксированное, в частности, в образцах с селища Широкий Буерак) ‑ и чечевица, продавались на базарах Сарая[7]. Иосафат Барбаро, живший с 1436 по 1452 г. в Тане, венецианской колонии в устье Дона, в своем “Путешествии в Тану” также упоминает об употреблении ордынцами проса в пищу и для жертвоприношений; кроме проса он упоминает только пшеницу и овес, которым кормили лошадей[8]. Барбаро сообщает сведения о земледелии у кочевников, появляющихся на своих полях лишь во время посева и жатвы, а также приводит весьма впечатляющие данные об урожайности: “Земли там плодородны и приносят урожай пшеницы сам-пятьдесят ‑ причем она высотой равна падуанской пшенице, ‑ а урожай проса сам-сто. Иногда получают урожай настолько обильный, что оставляют его в степи”[9]. Амброджо Контарини, проезжавший через Нижнее Поволжье в 1476 г., упоминает уже только о рисе и сухарях “из довольно хорошей пшеничной муки”[10].

     

    Несмотря на значительную работу, проделанную исследователями в деле изучения Увекского городища, значительная часть всех археологических коллекций с этого интереснейшего памятника так и остается не введенной в научный оборот. Эту работу по изучению увекских материалов из собраний музеев Саратова, Казани, Москвы и Санкт-Петербурга (кроме того, имеются архивные данные о передаче небольших коллекций с Увека в бакинское общество обследования и изучения Азербайджана и в Витебскую ученую архивную комиссию) следует считать одной из основных назревших задач в изучении золотоордынского Укека. Необходимо также популяризировать наследие золотоордынского Укека и памятников его округи.

     

    Другой не менее важной задачей является возобновление на Увекском городище квалифицированных археологических раскопок, прекратившихся почти 80 лет назад. Раскопки могут помочь выяснить историческую и социальную топографию города, время возведения его укреплений и т.п.

     

    Третьей, но думается первоочередной, задачей должно стать постоянное наблюдение за любым строительством, ведущимся в районе станций Правобережный и Нефтяная, а в будущем и полное запрещение всех строительных работ на территории городища. Идеальным вариантом, на мой взгляд, было бы создание на Увекском городище историко-культурного заповедника.

     

    И, наконец, можно выделить четвертую задачу - исследование окрестностей Укека, которые пока, к сожалению, остаются еще недостаточно изученными.

     

    Методика полевых археологических исследований Укека и его округи должна позволять получить максимум информации. Необходимо использовать комплексный подход с активным применением естественно-научных методов (определение остеологических материалов, флотация культурного слоя, использование спорово-пыльцевого анализа, изучение химического состава бронзовых и стеклянных изделий, микроструктуры железных и чугунных предметов и др.).

    Для осуществления выделенных задач представляется необходимым выделение целевого бюджетного финансирования на областном или федеральном уровне.



    [1] This work was supported by the Research Support Scheme of the Open Society Support Foundation, grant No: 1001/2000.

    [2] Подробнее об истории изучения Увекского городища и отдельных памятников его округи см. Недашковский Л.Ф. Золотоордынский город Укек и его округа.- М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН,2000.- 224 с.

    [3] Автор благодарит кандидата исторических наук Е.Ю.Лебедеву за исследование всех палеоботанических образцов, полученных флотацией, из раскопок 2001 года.

    [4] Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны / Редакция, вступительная статья и примечания Н.П.Шастиной.- М.: Географгиз,1957.- С.36, 95, 124, 138, 146, 148, 154.

    [5] Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды.- Саранск: Мордовское кн. изд-во,1960.- С.74.

    [6] Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.- СПб.,1884.- Т.I / Извлечения из сочинений арабских.- С.230.

    [7] Там же.- С.242.

    [8] Барбаро и Контарини о России: К истории итало-русских связей в XV в. / Вступительные статьи, подготовка текста, перевод и комментарий Е.Ч.Скржинской.- Л.: “Наука”,1971.- С.142, 146, 149-150.

    [9] Там же.- С.150.

    [10] Там же.- С.221. См. также с.224.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКНИЖНЫЙ КИОСККАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ