www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 31 октября 2024, 09:38 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Отдел истории общественной мысли и исламоведения / Публикации сотрудников на сайте / Взгляды мусульманских теологов Ш.Марджани и Р.Фахрутдинова на проблему этногенеза татарского народа |
|
Взгляды мусульманских теологов Ш.Марджани и Р.Фахрутдинова на проблему этногенеза татарского народа
Бикмухаметов Р.Р.
Взгляды мусульманских теологов Ш.Марджани и Р.Фахрутдинова на проблему этногенеза татарского народа
Будучи религиозными реформаторами и просветителями, Ш.Марджани и Р.Фахрутдинов не могли обойти стороной в своем творчестве проблему этногенеза татарского народа, поскольку татарские ученые-мыслители выступали так же, как и западноевропейские просветители-классики за признание прав наций, имея в виду и признание прав человека. Эпоха Нового времени (XIX — начало XX вв.) пронизывает все сферы духовной жизни татарского общества. Именно в этот период происходит процесс становления и развития татарской нации. Буржуазные отношения в Поволжье и Приуралье оказывают воздействие на формирование самосознания татарского народа. Среди татар появляются предприниматели - меценаты, осознающие единство со своим народом. Само время диктовало необходимость определения места татарского народа среди других цивилизованных народов мира.
В конце XIX — начале XX вв. уже существовали определенные трактовки проблемы этногенеза татарского народа. Например, часть татарского духовенства считала, что татарский народ - это мусульманская нация, и тем самым лишала коренных жителей Поволжья своей национальной идентичности. Другое толкование этой проблемы сводилось к тому, что современные татары - потомки чингизидов, т.е. «татаро-монгол». Среди русских историков того времени также не было единства в решении этой проблемы. Отождествляя поволжских татар с татарами Золотой Орды, они одновременно признавали родство татар и булгар. В свою очередь татарские просветители при исследовании истории татарского народа, полностью осознавали всю сложность научного и социального характера, возникавшую при ответе на вопрос: кто они — татары и какова этимология этого слова? И надо отдать должное татарским ученым, создавшим научные теории по проблеме происхождения татарского народа.
Несмотря на то, что Фахрутдинов и Марджани творили в разное время, Р.Фахрутдинов выступил не только идейным последователем Марджани, но и продолжил его научную работу, в частности по проблеме этногенеза татарского народа. В 1886 г. Р.Фахрутдинов, еще будучи шакирдом медресе, приезжает в Казань с единственной целью — встретиться с широко известным и знаменитым на Востоке и Западе ученым-мыслителем Марджани, слава о котором уже сияла, по словам выдающегося просветителя и поэта татарского, башкирского и казахского народов Акмуллы (1831-1895), словно «полярная звезда Востока». Сам Р.Фахрутдинов писал по этому поводу: «Мое представление о свидании было: поприветствовать (Ш.Марджани — Р.Б.) при встрече и посидеть, послушать его урок»1. И эта встреча состоялась, но не так, как ее представлял Фахрутдинов. Действительно, Марджани поздоровался, но из-за занятости не смог продолжить беседу. «После этого, — с сожалением признается Р.Фахрутдинов, — я не смог поехать в Казань, когда он еще был жив, и мне не посчастливилось написать ему письмо».2 Правда, к этому времени Фахрутдинов был уже знаком с Ш.Марджани, но несколько в другом отношении. Причиной тому послужил трактат, составленный группой известных улемов-традиционалистов под названием «Джаруда», написанный в качестве опровержения на произведение Ш.Марджани «Назурат аль-хакк фи фардият ал-аша ва аж лям ягиб ш-шафак» (Обозрение истины относительно необходимости вечерней молитвы, когда не наступают сумерки). Фахрутдинов считает, что «Джаруда» значительно уступает в религиозно-философских вопросах книге Марджани, и что именно «Назура ...» способствовала переосмыслению им многих проблем религиозной философии и новому пониманию религии в соответствии с велениями Нового времени, т.е. формированию его реформаторских взглядов.
Марджани (исследования Х.Фаизханова, к сожалению, до нас не дошли3), практически первым научно обосновал происхождение татар от волжских булгар и написал об этом в книге «Мустафад адь-ахбар...», которую посвятил истории Волжской Булгарии и Казанского ханства и некоторым вопросам духовной культуры татарского народа. Бесспорно, «Мустафад аль-ахбар...» — историческое сочинение, в котором Марджани, исходя из письменных источников, археологических и этнографических данных, показал, что этноним «татары» связан с частью монгол. И поэтому он употребляет нисбу «ат-татари» только применительно к крымским татарам. Но он не призывает отказываться от этнонима татары. «Некоторые (из наших соплеменников) считают пороком называться татарином, избегая этого имени, и заявляют, что мы не татары...! Если ты не татарин и не араб, не таджик, ногаец, и не китаец, русский, француз, прусак или немец, то кто же ты?»4 — писал Марджани.
Риза ад-дин Фахрутдинов вслед за своим духовным наставником разрабатывает концепцию происхождения татарского народа, в принципе сходную с концепцией Марджани. В своем труде «Булгарские и казанские тюрки»5 он научно обосновывает, что Казанское ханство является преемником Волжской Булгарии, заключая, что «так как последней столицей булгар был город Казань, то после присоединения Казанского ханства к Руси, — Иван Грозный присваивает титул «царя Булгарии». Позже этот почетный титул, — пишет Фахрутдинов, — присваивался всем русским царям и императорам. Даже у последнего императора Николая, в официальном титуле значилось «царь Булгарии». Митрополит Иосиф, живший в Казани с 1675 по 1686 гг., назывался подобно императорам «митрополит Казанский и Булгарский» 6
Тщательно изучив и проанализировав многочисленные источники, как арабо-мусульманские, так и западноевропейские и русские, Фахрутдинов приходит к выводу: булгары — это тюрки. Фазрутдинов в подтверждение этого тезиса ссылается и на Карамзина: «Хyнны, которые переселились от сибирской реки Уртун (Хунн) к Дону, а затем на Волгу и Урал, были тюрками. После переселения в эти места они смешались с местными тюрками и обосновали сильное государство Булгарию».7 Фахрутдинов подробно описывает процесс формирования булгарского этноса, в котором, по его мнению, участвовали тюркские и фино-угорские народы. Историк подтверждает вывод, сделанный Марджани: булгарский этнос многокомпонентен. Об этом же пишут некоторые современные исследователи. Так, С.Плетнева пишет, что «это большая (широко распространенная по лесостепи) и богатая культура (булгарская — Р.Б.) полиэтнична. В нее входили и «черняховцы», и какие-то угорские этносы, и родственные уграм и болгарам тюркоязычные кутригуры и сами болгары».8
Что касается этнонима «татары», то Фахрутдинов, как и Марджани, не считает его самоназванием современного татарского народа. Он пишет, что «слово «татар», будучи специальным названием воинского подразделения монгол, движущегося в авангарде войск Чингиз-хана, не является этнонимом, т.е. именем, которым называют род или племя. Подобно «казачьим» полкам у русских, военное подразделение у Чингиза называлось «татар». Между «татарами» и «монголами», — продолжает ученый, — существуют свои отличия. Слово «татары» употребляется для названия высших слоев общества, а «монголы» — для названия «черного люда». Поэтому называть людей, живущих со времен Ноя в этом государстве «татарами» (тюрков в России — Р.Б.) все равно, что называть персов «русскими», арабов «итальянцами», черемисов «пастухами»... Вероятно, в Монголии, — дополняет свою мысль Р.Фахрутдинов, — и есть какой-либо род или племя под названием «татар», но где Монголия, — вопрошает ученый, — а где Булгария?».9 Таким образом, Р.Фахрутдинов считает, что этноним «татары» используется как самоназвание народа ошибочно и вынужденно. Но он не призывает отказаться от этого этнонима.
В данном случае, как уже отмечалось, он следует идейной концепции Ш.Марджани. Но, в отличие от своего духовного наставника, Фахрутдинов избегает употреблять этноним «татары». Поэтому применительно к коренным жителям Казанского края он употребляет слово «тюрк». «Подобно тому, как есть в мире нации под именем «арабы», «персы», «индусы», «афганцы», «китайцы», «японцы», «французы», ... «русские», — пишет ученый, — ecть также нация, которая называется «тюрки». Тюркская нация, — восклицает Фахрутдинов, — наша собственная нация. Мы из тюркской нации».10 Да и название исторического труда мыслителя - «Булгарские и казанские тюрки» говорит само за себя. Подобная позиция Фахрутдинова, на наш взгляд, связана с тем, что в начале XX века часть татарской интеллигенции, (Ш.Саттаров, Н.Думави)11 с новой силой начала воспевать идею величия татар, отождествляя их с чингизидами. Появились литературные произведения на эту тему, финансируемые определенными татарскими предпринимателями, стремившимися иметь свою героическую и «славную» историю, подобную истории некоторых народов мира.
С одной стороны, Фахрутдинов употребляет термин «тюрки» как этноним татар Поволжья, чтобы рельефнее показать отсутствие связи между сегодняшними татарами и монголами. С другой, — термин «тюрки», а не «турк» или «турки», ученый употребляет для названия именно современных татар, которые, имея свою, отличную от других, тюркских народов идентичность, свою материальную и духовную культуру, являются самостоятельной нацией. Подобная трактовка самоназвания народа носила исторический и культурологический характер, но не политический — «пантюркистский», в чем пытались обвинить ученого. Иногда Р.Фахрутдинов употребляет и словосочетание «мусульмане-тюрки». В этом случае под «мусульманами», подразумеваются татары, которые как выразители своих многовековых духовных традиций являются частью мусульманской цивилизации и имеют определенную духовную близость с народами стран арабо-мусульманского Востока, т.е. слово «мусульмане» для ученого данный период развития татарского общества не являет этнонимом.
В целом, и Марджани, и Фахрутдинов объективно осветили проблему происхождения татарского народа, что содействовало пробуждению самосознания народа и осознанию им своего национального единства. Современные исследования ученых, подтвердили правоту татарских мыслителей по многим вопросам этногенеза татарского народа Научная сессия по этногенезу казанских татар, проведенная в 1946 году, в Москве, во многом подтвердила концепции Марджани и Р.Фахрутдинова. Изучение истории татарского народа было одним из проявлений гуманистическо-просветительских устремлений Марджани и Фахрутдинова. Доказывая преемственность культур Волжской Булгарии и Казанского ханства, они призывали татарский народ к усвоению своего культурного прошлого, адекватному восприятию своего настоящего в соответствии с потребностями современной действительности. Между тем, Марджани и Фахрутдинов, будучи просветителями, не ограничивали себя узкими рамками национального самосознания, прилагая всю творческую энергию, обширные знания для приобщения татарского народа к современным достижениям и общечеловеческим ценностям мировой культуры.
Примечания 1. Фахрутдинов Р. Марджани // Марджани. — Казань, 1915. — С.372-416. 2. Там же. 3. Усманов М. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. — Казань, 1980. — С.182. 4. Юзеев А. Марджани. — Казань, 1997. — С.ЗЗ. 5. Фахрутдинов Р. Болгар ва Казан тореклэре. — Казан, 1993. — 287 б. 6. Там же. 7. Там же. 8. Плетнева С. Древние Булгары в Восточноевропейских степях. // Татарская Археология. № 1. – Казань, 1997. – С.31-61. 9. Фахрутдинов Р. Болгар ва Казан тореклэре. — Казан, 1993. — 287 б. 10. Там же. 11. Гимадеев У. Риза Фахретдинов – редактор журнала «Шура». // Творчество Ризы Фахретдинова. – Уфа, 1988. – С.136.
| |
|