www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 14:39 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Отдел истории общественной мысли и исламоведения / Публикации сотрудников на сайте / Джадидизм в Среднем Поволжье: распространение и формы проявления |
|
Джадидизм в Среднем Поволжье: распространение и формы проявления
Мухаметшин Р.М.
Джадидизм в Среднем Поволжье: распространение и формы проявления
В последние годы интерес к джадидизму значительно возрос. Это в первую очередь, связано с тем, что до сих пор нет единого понимания сущности этого сложного явления. Во-вторых, отсутствие общепринятой трактовки джадидизма во многом затрудняет написание национальной истории татар, поскольку без четкого определения его сущности, довольно сложно анализировать духовную жизнь татарского общества в XIX-начале ХХвв. В третьих, современное мусульманское возрождение, особенно в сфере системы религиозного образования нуждается в серьезном осмыслении сущности джадидизма, его места в жизни татарского общества, поскольку сегодня необходимо создание учебных заведений по образцу джадидских медресе, которые наряду с богословским образованием, своим выпускникам давали и светское образование, чтобы они могли адаптироваться к российской действительности.
Отсутствие единого понимания джадидизма, в какой-то степени, создает определенный идеологический барьер между современной светской интеллигенцией и духовенством, которые придерживаются если и не противоположных, то, по крайней мере, сильно отличающихся друг от друга представлений о нем основная часть светской интеллигенции перспективу религиозного обновления связывает с возрождением традиций джадидизма. А для основной части духовенства джадидизм является явлением светского содержания, который внес большой вклад в разрушение традиционных основ мусульманского общества у татар в XIX-начале ХХ вв. и как следствие, татары, потеряли механизмы сопротивления советской власти и больше, чем другие мусульманские народы СССР был подвержены атеизации.
Возвращаясь к определению джадидизма можно сказать, что у каждого исследователя свое представление о нем. Различные точки зрения, если и не отличаются по принципиальным позициям, но в любом случае имеют свои нюансы. Наиболее интересные подходы к джадидизму в последние годы представлены в исследованиях Айша Рорлих Ибрагима Мараша, Ахмета Канлыдери, Дамира Исхакова и др. Одним из самых принципиальных моментов в определении сущности джадидизма является выявление его отношения к мусульманскому реформизму, точнее ответ на вопрос: является мусульманский реформизм составной частью джадидизма или он выступает только одним из его теоретических источников.
Принципиальным этот вопрос является потому, что от ответа на него зависит в целом вся характеристика джадидизма. Если его рассматривать как дальнейшая эволюция идей мусульманского реформизма в татарских обществе, то ему приписывается в целом религиозное содержание, в которое в силу обыкновенных обстоятельств вкрапливались светские компоненты. Отделение джадидизма от мусульманского реформизма предполагает признание его как принципиально нового явления, в основном, светского содержания, но со значительным религиозным компонентом.
Именно в этом вопросе проходит водораздел во всех определениях джадидизма. Если рассматривать ситуацию, которая сложилась в конце XVIII-XIX в татарском обществе, то нельзя не обратить внимания, что определяющими были две тенденции: реформизм; модернизм.
Сущность реформизма проявляется в том, что он направлен на защиту мусульманского общества путем стимулирования в исламе тех процессов, которые делают это общество способной отбирать и адаптировать к своим ценностным нормативам не характерные для него элементы культуры, поведения, психологии, политической жизни. Исходная посылка второго направления - модернизма сводилась к следующему: социально-политическая ситуация в России и духовное состояние самого татарского общества показали острую необходимость восстановления интеллектуальной и политической силы мусульманского сообщества. Это, в свою очередь, требовало модернизации экономических отношений, системы образования, объединение политических сил. Ислам в данной ситуации был необходим для формирования новых отношений, но уже на основе рациональности и национализма.
Эти направления между собой были тесным образом связаны. Переплетение реформистского и модернистского направлений в татарском обществе было связано с тем, что в условиях отсутствия возможности возрождения каких-либо политических институтов у татар роль социокультурной интеграции выполнял ислам. Религия в татарском обществе была формой коллективного сознания и в силу этого она создала общие представления, санкции и нормы, которые сплачивали общество вопреки всем факторам разделенности. Более того, ислам сам стал “фигуральным” выражением общества, трансформированной сущностью общественной мысли. Поэтому любое течение, возникшее в татарском обществе, тем более в XVIII-XIX вв., а также и в начале ХХ в., несмотря на его определенную социальную и иную дифференциацию, находилось в рамках единой системы духовной регуляции.
В связи с этим довольно сложно выявить грани между различными течениями, поскольку все они развивались в рамках единой религиозной универсальности. Тем не менее, реформизм и модернизм - два различных направления, отражающие интересы различных социальных групп и слоев. Мусульманский реформизм - это сфера богословия, религиозных кругов, главными проблемами которых являются религиозное сознание и религиозная община.
Модернизм - направление, выдвигающие на первое место этнополитические интересы того же мусульманского сообщества. Джадидизм стал татарским вариантом модернизма. Мусульманский реформизм в татарском обществе берет свое начало от Г.Курсави, Утыз-Имяни.
Мусульманский модернизм - от муллы-Мурата и Батырши, которые во главу угла ставили проблему политического обустройства татарского общества. Но более целостное воплощение он находит в деятельности и трудах И.Гаспринского. Становление джадидизма совершенно справедливо связывают с реформой системы образования. Но при этом необходимо верно расставить акценты и иметь в виду, что мусульманское образование стало центром модернизма, благодаря той общественно-политической ситуации, в которой оказались мусульмане России. Система мусульманского образования центром модернизма стала, в первую очередь, потому, что она оказалась единственно возможной формой духовного обновления и воспроизводства интеллектуального потенциала общества в условиях Х1Х века. До революции 1905 г., действительно, кроме системы образования не было иных структур или институтов, которые, если и не полноценно, но хоть в какой-то форме могли функционировать. Поэтому бесспорно, что эта система, действительно, оказалась основой и центром интеллектуального обновления. Но она не могла бы функционировать полноценно, если бы в обществе не было сил, которые были заинтересованы в модернизации общества. Мне кажется, до сих пор есть определенная недооценка роли других факторов, способствовавших становлению джадидизма. Например, экономическая основа функционирования новометодной системы образования. Система попечителей в татарских махалля, деятельность благотворительных организаций и фондов, вклад национальной буржуазии в финансовое обеспечение этой системы, свидетельствует о том, что джадидизм изначально формировался как многогранное явление. Потому что реформу системы образования, которая проводилась только за счет внутренних ресурсов самого татарского общества, невозможно было проводить без понимания перспектив и конечных результатов этих реформ. Возрождающаяся татарская буржуазия, купечество, естественно, были заинтересованы в конечных результатах этой реформы: новые социальные силы нуждались в кадрах, способных адекватно воспринимать происходящие в России процессы, найти в новых социально-экономических условиях свое место, определять реальные перспективы татарского общества, т.е. системы образования не ради совершенствования методов обучения, а ради получения реальных результатов. Таким образом, джадидизм XIX в. как общественно-политическое и идеологическое явление функционирует и развивается в тех жестких рамках, в которые он был поставлен Российской империей - в рамках системы конфессионального образования. Но он уже тогда имел и иные свои формы проявления, которые его выводили за пределы этой системы, т.е. можно сказать, что в обществе уже до начала ХХ в. постепенно формируются понимание необходимости кардинальных изменений.
В начале ХХ в. в татарском обществе появились новые возможности для реализации тех идей, которые были изначально заложены в татарском модернизме - джадидизме. Это – стремление к созданию политической базы для обновления татарского общества. Активное участие практически всех интеллектуальных сил в политических процессах и организациях свидетельствует о том, что татарское общество созрело для более масштабного и кардинального решения социально-политических проблем. В этих условиях светско-национальный компонент настолько оказался востребованным, что модернизм превращается в ведущее направление в татарском обществе.
Итак, джадидизм можно рассматривать как один из этапов татарского модернизма, который формировался одновременно с мусульманским реформизмом в XVIII в. и до ХХ в. функционировало с ним параллельно.
А что касается судеб мусульманского реформизма, то ветвь Г.Утыз-Имяни постепенно трансформировалась в татарский традиционализм, а линия Г.Курсави- в мусульманский национализм, став составной частью по сути дела, того же татарского модернизма. Водоразделом этой трансформации стал Ш.Марджани, который своими трудами и деятельностью доказывал целесообразность и востребованность именно модернизма.
| |
|