8 декабря 2012 г. на V cъезде Всемирного Конгресса татар была принята Концепция сохранения этнической идентичности татарского народа, подготовленная рабочей группой в составе:
Габдрахманова Г.Ф. – доктор социологических наук, доцент, заведующая отделом этнологии Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (научный руководитель);
Гибатдинов М.М. – кандидат педагогических наук, руководитель Центра истории и теории национального образования Института истории им. Ш.Марджани АН РТ;
Исхаков Д.М. – доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш.Марджани, руководитель Центра этнологического мониторинга Исполкома ВКТ;
Макарова Г.И. – кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани АН РТ;
Мусина Р.Н. – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, руководитель Центра этносоциологических исследований ИИ АН РТ;
Мухаметшин Р.М. – доктор политических наук, ректор Российского исламского университета, директор Центра исламоведческих исследований АН РТ;
Сагитова Л.В. – кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани АН РТ.
* * *
ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС ТАТАР
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИМ.Ш.МАРДЖАНИ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КОНЦЕПЦИЯ СОХРАНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ТАТАРСКОГО НАРОДА
(Проект)
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Российской Федерации насчитывалось 5,3 млн. татар. Динамика становления и развития этой этнической группы в условиях России свидетельствует о высокой степени ее адаптивности к складывающимся социально-политическим и социально-экономическим условиям, а также о высоком потенциале интегративности в контексте формирования общероссийской гражданской общности. Татары обладают многовековым культурным наследием, самобытной традиционной культурой и сложившейся высокой культурой на основе профессионального искусства мирового значения (театрального, музыкального, изобразительного и др.). Все это культурное богатство требует своего сохранения и развития.
Для татарской этнической общности характерно дисперсное расселение, сложившееся в силу исторических причин. Лишь 1/3 татар проживает в Республике Татарстан. Значительная часть татар сосредоточена в республиках и областях Волго-Уральского региона, в Сибири, а также в других регионах страны. Татары имеют и значительную зарубежную диаспору, сосредоточенную в основном в странах СНГ.
Современные процессы глобализации и унификации, приводящие к размыванию культуры, разрушению традиций, масштабное внедрение информационных технологий, заставляют искать новые, адекватные современным условиям формы сохранения и трансляции этнических ценностей, предъявляют особые требования к мотивационному полю этногрупповой принадлежности. Кроме того, у татар, как и у ряда других народов Российской Федерации, на эти процессы накладываются тенденции снижения их численности и этноязыковой ассимиляции. Одновременно специфическими для татарской этнической общности являются проблемы незавершенности национальной консолидации, сокращение доступности профессиональной культуры за пределами Республики Татарстан, частичного вытеснения этнической татарской идентичности религиозной мусульманской.
Потребность в воспроизводстве и развитии языка, традиционной и профессиональной татарской культуры в новейших условиях стимулировали татарскую общественность к созданию организации, призванной артикулировать и решать возникающие задачи в названном направлении. Созданный таким образом, Всемирный конгресс татар (ВКТ) явился легитимной общественной организацией, эффективно реализующей потребности татар как этнокультурной общности. На протяжении двадцати лет, основной целью ВКТ являлось: содействие развитию татарского народа в различных регионах его проживания, сохранение его культуры и языка; координация деятельности национально-культурных организаций и татарских общин регионов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.
Динамика социальных изменений последних лет требует переосмысления итогов деятельности ВКТ и выработки новых подходов в реализации стоящих перед ней задач, согласно новым вызовам времени. Задача Концепции - определить основные направления и задачи деятельности Всемирного конгресса татар в новейших условиях глобализации. Залогом действенности и эффективности разработанной Концепции является тесное взаимодействие с органами власти и управления Республики Татарстан разных уровней, с органами власти и управления Российской Федерации разных уровней, и с иными национальными общественными организациями, в сфере создания и обеспечения условий для сохранения и развития этнической идентичности татарского народа, проживающего в Республике Татарстан и за ее пределами, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
В Российской Федерации общественные организации и национальные объединения являются важным социальным институтом, участвующим в реализации национальной политики страны. Их деятельность направлена на поддержку демократических ценностей, развитие гражданского общества, укрепление национально-гражданской идентичности, сохранение межэтнического согласия, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, независимо от территорий проживания.
I. Общие положения
1. Концепция сохранения этнической идентичности татарского народа – это система принципов, целей и задач, направленных на создание условий для поддержания и развития самобытности, культуры и языка татар, проживающих в Республике Татарстан и за ее пределами. Она строится в соответствии с основополагающими приоритетами национальной политики Российской Федерации и призвана способствовать укреплению единства многонационального российского народа (российской нации) при сохранении её этнокультурного многообразия.
2. Концепция направлена на:
- обеспечение реализации этнокультурных потребностей и интересов татарского народа, его устойчивого развития и роста общего благосостояния;
- укрепление единства татарской этнической общности;
- обеспечение межэтнического мира и согласия путем создания условий для сохранения культуры и языка татарского народа, согласование общегосударственных интересов и интересов татарской этнической общности;
- сохранение единства и целостности Российской Федерации.
3. Концепция опирается на следующую политико-правовую базу:
в сфере международного права
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.)
Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.)
Европейская хартия региональных языков или языков национальных меньшинств (1992г.)
Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.)
в сфере федерального законодательства
Конституция Российской Федерации (2012 г.)
Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (2002 г.)
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (1995 г.)
Закон Российской Федерации «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 10.11.2003 № 136-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.11.2005 № 146-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 09.02.2009 № 11-ФЗ, от 09.02.2009 № 14-ФЗ)
Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.)
Закон Российской Федерации «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (1999 г.)
Закон Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 г.)
Закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» (2005 г.)
в сфере законодательства Республики Татарстан
Конституция Республики Татарстан (2012 г.)
Закон «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» (2004 г.)
Закон «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан» (2003 г.)
Закон Республики Татарстан «Об образовании» (2006 г.)
Концепция национальной политики Республики Татарстан (2007 г.)
Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (2012 г.)
Концепция также основывается на ряде других документов, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Президентом Республики Татарстан, Правительством Республики Татарстан в сфере национальной политики, долгосрочного социально-экономического развития, внешней политики и внешнеполитической деятельности, образования и культуры, включая Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (2007 г.).
4. Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия:
идентичность – самоотожествление с татарской этнической общностью и представления о ней, ее культуре, языке и территории;
этническая общность – исторически возникшая устойчивая группа людей, обладающая отличительным самосознанием и имеющая единые интересы, сформировавшаяся на основе общей территории, языка и культуры.
II. Современное состояние этнической идентичности татарского народа
С конца 1980-х гг. наблюдаются процессы возрождения этнического самосознания татарского народа. Знаковым событием стала отмена автономного статуса ТАССР и приобретение ею в результате подписания с Федеральным Центром Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ особого политического статуса и связанных с ним полномочий в политической, социально-экономической, образовательной и этнокультурной сферах. Принятие Конституции Республики Татарстан, Закона «О языках народов РТ» закрепили государственный статус татарского языка в республике, стимулировали возрождение национального образования и культуры, а также впервые определили консолидацию и развитие татарской нации как особое направление деятельности Татарстана.
Знаковым этнополитическим событием стало принятие в 2008 г. «Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан». В данном документе подчеркнут особый статус Республики Татарстан как «исторического, духовного и этнокультурного центра всего татарского народа», показана необходимость осуществления государственной национальной политики республики «с учетом этнокультурных интересов, запросов и потребностей татар, живущих за пределами республики».
Благодаря поддержке государственных органов Республики Татарстан, усилиям Всемирного конгресса татар и других татарских общественных объединений, созданы и активно действуют целый ряд институтов и механизмов сохранения и развития этнической идентичности татар. Это система национальной гуманитарной науки, образования, профессиональной культуры (музеи, театры, художественные и музыкальные творческие коллективы), татарские СМИ, фольклорные мероприятия, конкурсы, выставки, турниры, народные и религиозные праздники (Сабантуй, Курбан-байрам, Ураза-байрам и др.). Однако, наряду с этим имеются и проблемы, связанные как с качеством и эффективностью деятельности институтов и механизмов сохранения идентичности татарского народа, их адекватности требованиям современной жизни, так и с возникающими новыми негативными тенденциями в татарской среде.
Татарский язык, оставаясь главным маркером этнической идентичности у татар, в последние годы теряет свои позиции за пределами Республики Татарстан: снижается уровень владения, мотивация к его изучению, сокращаются сферы использования, в том числе в процессе повседневного общения населения на работе и в быту. Намечается тенденция дальнейшего уменьшения его применения в качестве главного языка коммуникации в семье, включая и село. Одной из главных причин этих процессов в последние годы стало уменьшение численности школ с обучением на татарском языке, потеря политико-правовых и институциональных возможностей функционирования системы национального образования, прежде всего, за пределами Республики Татарстан.
Снижается интерес представителей татарского народа к национальной профессиональной культуре. Утрачиваются знания о народной духовной культуре. Одновременно наблюдается рост интереса татар к этническим и религиозным обрядам и праздникам, усиление их роли в повседневной практике. Но мусульманские обряды зачастую проводятся без знания основ традиционной обрядности и закономерностей бытования обряда, ритуала как социально-культурного явления. В этих условиях происходит разрушение особенно среди молодежи многовековых традиций языка и культуры татарского народа, в том числе в результате действия глобализационных процессов.
Наблюдается слабость современных форм информационной поддержки татарской культуры, что уводит ее на информационную периферию. Это чревато постепенной деградацией и исчезновением татарской культуры и языка.
В последние годы наблюдались попытки разрушения единства татарской этнонации путем выделения самостоятельных этнических образований, реализовавшиеся лишь частично, тем не менее, потребность в продолжении внутриэтнической консолидации в рамках татарской этнической общности существует.
III. Принципы реализации Концепции сохранения этнической идентичности татарского народа
Основными принципами реализации Концепции сохранения этнической идентичности татарского народа являются:
- соблюдение гражданских прав личности и групп на свободное этническое самоопределение;
- бережное отношение к историческому материальному и духовному наследию татар, сохранение традиционной материальной и духовной культуры;
- стремление к модернизации татарской культуры, адекватной современным требованиям, к расширению инструментальной функции татарского языка;
- признание этнокультурного и этноконфессионального многообразия единой татарской нации;
- позиционирование Татарстана как исторического, духовного и этнокультурного центра всего татарского народа, консолидирующего интеллектуальный и социально-экономический потенциал российских татар и зарубежной татарской диаспоры;
- партнерская деятельность общественных и государственных структур, татарского предпринимательства в сохранении этнической идентичности татар и обеспечении этнокультурных потребностей татарского народа;
- гражданская самоорганизация в области сохранения и развития традиций, обычаев, языка и культуры татарского народа;
- поддержка татар, проживающих за пределами Республики Татарстан и за пределами Российской Федерации, укрепление их внутриэтнических связей и связей с Республикой Татарстан;
- рассмотрение этнической идентичности татарского народа как части российской национально-гражданской идентичности, непротиворечащей целостности Российской Федерации.
IV. Задачи Концепции
В ходе реализации Концепции сохранения этнической идентичности татарского народа должны быть решены следующие задачи:
1) в социально-политической сфере:
- поддержка статуса Республики Татарстан как части федеративного государства, социально-политического и этнокультурного центра татарского народа;
- подготовка мер по оптимизации государственно-правовой основы сохранения и развития этнической идентичности татарского народа, поддержания традиционной и профессиональной культуры, языка, национального образования, материального и духовного наследия татар;
- инициирование подготовки федеральных целевых программ социально-экономического и этнокультурного развития татарского народа.
2) в социально-экономической сфере:
- идейная поддержка устойчивого демографического воспроизводства татарской этнической общности, пропаганда здорового образа жизни, реализация проектов, направленных на возрождение традиционных татарских ценностей семьи и детства;
- содействие в повышении образовательного уровня молодого поколения представителей татарской этнической общности, качества образования, стимулирование татар к освоению инновационных ресурсов социально-экономического развития;
- поддержка социально-экономического и социокультурного развития татарского села как института воспроизводства этнической идентичности, сохранения традиционной культуры и языка;
- усиление роли татарских общественных объединений в расширении международных экономических связей между Российской Федерацией и странами Евразийского пространства, а также исламского мира;
- участие в укреплении взаимовыгодного экономического сотрудничества Республики Татарстан и регионов Российской Федерации, в которых проживают татары;
- усиление социально-экономического сотрудничества татарских предпринимателей, создание условий для их благотворительной и спонсорской деятельности;
- поддержка развития в Республике Татарстан и в регионах компактного проживания татар этнического туризма с татарской этнокультурной составляющей;
- оказание помощи в возрождении и развитии татарских народных промыслов и ремесел, промысловых объединений и мастерских прикладного художественного творчества;
- стимулирование и регулирование инновационного и инфраструктурного финансирования проектов, направленных на этнокультурное развитие татарского народа.
3) в научной сфере:
- оказание помощи в разработке специальной программы по развитию татарской гуманитарной науки и в подготовке ее высококвалифицированных кадров из числа молодежи;
- содействие в создании научного гуманитарного фонда с участием татарских предпринимателей для обеспечения финансовой поддержки научных проектов по истории и культуре татар;
- содействие в реализации комплексной Программы по аккумулированию духовного наследия татарского народа и введение его в научный оборот в Республике Татарстан и за ее пределами;
- поддержка международных связей для постоянного повышения квалификации научных кадров, занятых в сфере татароведческой гуманитарной науки;
- пропаганда вклада татарских ученых в мировую науку, содействие повышению престижа гуманитарной науки и научной деятельности в Республике Татарстан и в татарском сообществе;
- расширение деятельности в организации научных мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов), археологических, этнографических экспедиций и других научных исследований в области истории, культуры, языка, фольклора, национального образования и воспитания татарского народа;
- проведение этносоциологических исследований, направленных на изучение этнической идентичности татарского народа;
- содействие музеефикации этноисторических памятников татарского народа, их реставрации, реконструкции и использованию при организации культурно-познавательного туризма;
- разработка новых интерактивных форм работы этнокультурных музеев с привлечением мирового опыта;
- активизация краеведческих исследований, популяризация книг по истории татарских населенных пунктов;
- способствовать изучению, сохранению и популяризации материального и нематериального культурного наследия татарского народа;
- оказание помощи в подготовке, издании и распространении научно-популярной литературы по истории, культуре, языку, фольклору татарского народа.
4) в образовательной сфере:
- организация мониторинга соблюдения прав татарского народа на изучение и сохранение родного языка, на свободу выбора и использования языка общения, воспитания и обучения в Республике Татарстан, в субъектах Российской Федерации и за рубежом;
- содействие сохранению и развитию системы национального образования, расширению сети образовательных учреждений с преподаванием на татарском языке в Республике Татарстан и в регионах Российской Федерации, их участию в возрождении морально-этических норм, характерных для народных традиций воспитания и в формировании общероссийской идентичности;
- способствовать популяризации традиционных семейных ценностей и татарской этнопедагогики;
- стимулирование создания единого конкурентоспособного татарского национально-образовательного пространства, включающего дошкольное, школьное, профессиональное и послевузовское образование;
- способствовать распространению инновационных технологий в национальном образовании;
- оказание помощи в обеспечении высокого качества преподавания татарского языка, литературы, истории и культуры татарского народа и конкурентоспособности выпускников учреждений системы национального образования;
- инициировать организацию издания и грифования федеральными органами образования региональных учебников, учебных пособий разных уровней по языку и литературе, истории и культуре татарского народа, его локально-территориальных образований;
- участие в совершенствовании системы обучения и подготовки высокопрофессиональных специалистов по татарскому языку и культуре в высших и средне-специальных учебных заведениях Республики Татарстан, а также в субъектах Российской Федерации;
- поддержка этнокультурного татарского компонента в сфере высшего образования в Российской Федерации;
- разработка законодательных инициатив, направленных на совершенствование правовой базы национального образования;
- реализация проектов, направленных на повышение престижа профессии педагога – преподавателя татарского языка и литературы;
- развитие и укрепление межэтнической толерантности через систему национального образования;
- создание сети образовательных учреждений для особо одаренных детей и молодежи.
5) в этнокультурной сфере:
- актуализация и введение в максимально широкий оборот материального и духовного наследия татар с использованием новейших образовательных и коммуникационных технологий;
- поддержка развития современной татарской художественной культуры;
- воспитание уважения к национальным культурным традициям, сохранение самобытности, исторического и культурного наследия татарского народа;
- повышение интереса молодежи к историческому и культурному наследию, к традиционной и профессиональной художественной культуре татарского народа;
- реализация этнокультурных проектов в Республике Татарстан и в регионах компактного расселения татар, направленных на развитие традиционной и профессиональной культуры татар, а также на ее интеграцию в общемировое культурное пространство;
- стимулирование участия татар в формировании и развитии культурных связей Российской Федерации со странами Евразийского пространства и исламского мира;
- поддержка учреждений культуры, занимающихся сохранением материального и нематериального культурного наследия татар, развитием современной профессиональной национальной культуры;
- оказание помощи в подготовке специалистов учреждений культуры, поддержка носителей и хранителей традиций материального и нематериального культурного наследия татар в Республике Татарстан и за ее пределами;
- поддержка детских и молодежных конкурсов, направленных на сохранение традиционной и профессиональной культуры;
6) в информационной сфере:
- внедрение новых технологий для воспроизводства и трансляции культурных ценностей татарского народа, развитие интерактивных форм внутриэтнического сетевого общения;
- наращивание модернизационного потенциала мультимедийных средств, направленных на пропаганду татарской культуры;
- создание общероссийского печатного издания на татарском и русском языках с высокими полиграфическими и содержательными стандартами;
- создание интернет-проектов разной направленности по распространению культурного наследия татарского народа и обсуждению существующих проблем его современного развития;
- участие в создании новой системы подбора и обучения кадров для татарской информационной сферы, в том числе в повышении их профессиональной компетенции.
7) в этнорелигиозной сфере:
- участие в создании реальных и эффективных механизмов и моделей адаптации ислама к условиям современного российского общества;
- содействие в популяризации духовного, интеллектуального и общественного опыта татарского богословского наследия;
- оказание помощи в организации мусульманского образования на татарском языке с опорой на национальное богословское наследие и специальных курсов по истории, культуре и этнорелигиозным традициям татарского народа;
- поддержка социальных и этнокультурных проектов, инициированных духовными структурами татар-мусульман и татар-кряшен в регионах их компактного проживания.
8) в сфере этнической консолидации и интеграции зарубежной татарской диаспоры:
- обеспечение совместной деятельности Всемирного конгресса татар и других татарских национально-культурных объединений в сохранении этнической идентичности;
- совершенствование форм взаимодействия республиканских государственных и общественных структур Республики Татарстан с институциями татар в регионах РФ и за рубежом;
- разработка эффективных моделей и механизмов консолидации этнических групп татар, направленных на развитие общетатарской идентичности при сохранении локально-территориальных и этноконфессиональных типов самосознания.
V. Механизмы реализации Концепции сохранения этнической идентичности татарского народа
1. Осуществление принципов и задач, заложенных в Концепции сохранения этнической идентичности татарского народа, координируется Всемирным конгрессом татар и реализуется в тесном взаимодействии с органами государственной власти Республики Татарстан, Российской Федерации, зарубежных стран.
2. На основе настоящей Концепции Всемирным конгрессом татар при участии других национальных общественных объединений разрабатывается Программа сохранения этнической идентичности татарского народа, включающая комплекс мер и конкретных мероприятий, направленных на реализацию этнокультурных потребностей и интересов татарского народа, его устойчивого развития.
3. В реализации Концепции сохранения этнической идентичности татарского народа и мероприятий Программы Всемирный конгресс татар сотрудничает с органами государственной власти Республики Татарстан, Российской Федерации и зарубежных стран, с органами местного самоуправления, общественными объединениями, религиозными структурами, татарскими предпринимателями, привлекает экспертное сообщество.
4. В ходе реализации Концепции и Программы Всемирным конгрессом татар используется потенциал статьи 14 Конституции РТ, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, заключенных двусторонних договоров Республики Татарстан с субъектами Российской Федерации и с зарубежными странами, с международными, российскими и региональными научными, образовательными, культурными и общественными организациями.