www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:12 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Территориальные отделения / Саратовское отделение / Публикации / Укекский период в истории городской цивилизации в Саратовском Поволжье |
|
Укекский период в истории городской цивилизации в Саратовском Поволжье
Рашитов Фрид Айниевич, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедры гуманитарных дисциплин в Саратовском институте (филиале) РГТЭУ.
Укекский период в истории городской цивилизации в Саратовском Поволжье
Обращение к данной теме вызвано, прежде всего, тем обстоятельством, что в нынешнем, 2003 году исполняется 750 лет средневековому городу Укеку, являвшемуся, по мнению ряда историков-краеведов, предшественником Саратова. Об этом более подробно будет сказано позже. Сейчас же хочется привлечь внимание участников конференции еще к одному обстоятельству, имеющему, как мне представляется, общеисторическое, концептуальное значение. Дело в том, что в рамках разрабатываемой новой концепции отечественной истории особое звучание приобретает идея преемственности, непрерывности процесса формирования и развития российской государственности и российской цивилизации. Не менее важное значение имеет идея сотрудничества, соучастия в указанном процессе всех населяющих территорию России народов, принадлежащих к разным этноязыковым группам: славянской, тюркской, финно-угорской, иберийско-кавказской. Каждый народ самостоятельно занимался историческим творчеством и тем самым вносил посильный вклад в социальный прогресс.
Таким образом, в новой парадигме российской истории на смену господствовавшему доныне славяноцентризму приходит принцип полицентризма и полиэтничности. Если до этого исторический процесс на огромной территории Евразии, которую последовательно занимали Российская империя и Советский Союз, понимался как постоянное расширение и распространение славянского культурно-политического ядра с постепенным вовлечением в этот процесс неславянских народов, то в новой концепции речь должна идти о выявлении и учете результатов самостоятельного социального творчества всех народов в разных частях этой территории. В этом историческом творчестве, точнее, сотворчестве инициатива переходила от одного народа к другому: были скифы и их царство, были государства древних тюрков - Аварский, Тюркский, Хазарский каганаты, было древнерусское государство Киевская Русь, была тюркоязычная, мусульманская Волжская Булгария, была монгольская по формально-юридическим признакам, но кипчакско-татарская, по сути, Золотая Орда, были постордынские татарские ханства и, наконец, сложилось единое Российское государство, воспринявшее все это огромное историческое наследие.
В ходе разработки названной концепции особое внимание привлекает проблема взаимоотношений тюрко-татарского и славянского миров, государственных образований, созданных этими великими народами. Именно славяно-тюркские отношения определяли ход исторического развития в прошлом; эти отношения сохраняют свое решающее значение и на современном этапе. Как недавно написал советник Президента Республики Татарстан, директор Института истории АНТ Р. С. Хакимов, "истоками России являются как православие, так и ислам, как славянское, так и тюркское начало. Это ее генетический код, от которого не уйти и не избавиться. Он будет определять будущее страны"1. Эти слова заслуживают внимания.
Их значение и глубинный смысл особенно понятны нам, волжанам. Ведь именно здесь, в Поволжье, находится узел славяно-тюркского исторического взаимодействия и сотворчества. Яркое подтверждение данный тезис находит в истории становления городской агломерации "Большой Саратов", растянувшегося на несколько столетий. Золотоордынский город Укек - начальный и весьма важный этап указанного процесса. Укек был построен Бату-ханом на правом берегу Волги, под горой Каланча, у удобной переправы через реку. Этот "новый поселок" в августе 1253 года посетил посланник французского короля Гильом де Рубрук, направлявшийся к ставке Бату, находившейся на левом берегу. В 1262 году Укек посетили отец и дядя знаменитого итальянского путешественника Марко Поло2. В пору своего расцвета, в первой половине 14 века, при Узбек-хане, Укек представлял собой весьма благоустроенный, красивый город средней величины с населением 9 - 10 тысяч человек3. Это был крупный ремесленно-торговый центр на Великом Волжском пути. О политическом значении Укека говорит тот факт, что здесь на протяжении почти 100 лет, с 70-х годов 13 до 60-х годов 14 в. чеканились джучидские монеты. Важно отметить, что вокруг Укека, в Саратовской котловине, по обоим берегам Волги, располагалось несколько десятков больших и малых поселений4. Здесь сложился своеобразный симбиоз городского ремесленно-торгового мира и мира степных кочевников.
Все это говорит о том, что в 13-14 вв. усилиями ряда этнических групп, среди которых были тюрки-татары и славяне, был создан мощный очаг городской цивилизации, занявший свое место в истории освоения нашего края. К сожалению, укекский период региональной истории не находит должного отражения ни в научных трудах, ни в учебниках. Он плохо изучен, а история Саратова искусственно отрывается от истории Укека; отсутствует понимание преемственной связи между Укеком и Саратовом. Это - крайне архаичный и неразумный подход. Результатом такого подхода является удручающее положение, сложившееся с охраной и использованием Увекского городища, с научным изучением археологии и истории Укека. Мы, саратовцы, являемся владельцами наследства огромного историко-культурного значения, но относимся к этому богатству неразумно, явно не по-хозяйски.
Желая как-то исправить создавшееся положение, Региональная национально-культурная автономия татар Саратовской области, совместно с истфаком Университета, областным музеем краеведения и торгово-промышленной палатой, провела в марте 2002 году научно-практическую конференцию "Золотоордынскому городу Укеку семь с половиной столетий". Участники конференции, среди которых были крупные специалисты из Казани, Москвы и Саратова, единодушно постановили активизировать научные исследования и охранные мероприятия на Увекском городище, провести в 2003 году юбилейные торжества, в перспективе - создать на Увекском городище историко-археологический и туристический центр5. Юбилейные мероприятия предполагается провести в сентябре 2003 года.
Примечания
1. Хакимов Р.С. Кто ты, татарин? Казань, 2002. С.13. 2. См.; Горгунг М.Г. Джиованни дель Плано Карпини. История монголов. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. Книги Марко Поло. М., 1997. 3. Вот что писал арабский путешественник Ибн Баттута, посетивший Укек в 1334 году: «Мы направились к городу Укаку – городу средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей» (Из глубины столетий. /Сост., вступительные статьи и комм. Б.Л. Хамидуллина. - Казань, 2000. С.199). 4. Более подробно см. об этом: Недашковский Л.Ф. Золотоордынский город Укек и его округа. М., 2000. 5. См.: Золотоордынскому городу Укеку семь с половиной столетий. Саратов, 2003. С.80-81.
| |
|