www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 31 октября 2024, 09:38 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Территориальные отделения / Саратовское отделение / Публикации / Введение и резолюция |
|
Введение и резолюция
ВВЕДЕНИЕ Индус Тагиров, академик Академии наук Татарстана, заслуженный деятель науки Российской федерации и республики Татарстан
Долгое время в историографии господствовала традиция представлять Золотую орду как государство варваров и дикарей. Естественно, без сколь либо существенных городов, а людей, живущими в кибитках или в первобытных жилищах. Это было связано с известным постановлением ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г., наложивший табу на изучение истории Золотой орды. Состоявшийся после этого Пленум Татарского Обкома ВКП(б) решил, что изучение этой истории вбивает клин в дружбу татарского и русского народов.
Начавшаяся в стране перестройка позволила вернуться к изучению истории одного из могущественных государств средних веков. Мероприятия, связанные с 750-летием Золотой орды, конференции и труды, посвященные этой дате, открыли просторы для воссоздания богатейшей культуры татарского народа, для более полного и всестороннего раскрытия роли татар в становлении государства Российского. Очень важно, что инициатива изучения истории Золотой орды во многих отношениях принадлежит саратовским историкам. В этом отношении необходимо указать на экспонаты по истории Золотой орды краеведческого музея, в корне меняющие старые представления о Золотой орде. Несомненно, на одно из первых мест выступают экспонаты, свидетельствующие о высокой культуре градостроительства. Столь же важны и ценны и экспонаты по истории Золотой орды Волгоградского краеведческого музея. К сожалению, они до настоящего времени не введены в надлежащий научный оборот. Между тем, именно материалы этих двух музеев, как результат многолетних археологических исследований ученых, дают ценнейший, достоверный материал для изучения культуры градостроительства в Золотой орде. Громадная империя, возникшая на глазах одного поколения, требовала и быстрого создания пунктов управления, каковыми должны стать и стали города. Их появление соответствовало принципам административного устройства, реализовавшегося на основе введения феодального законодательства. Установлено, что в Золотой орде было не менее 150 городов.
В 1246-1247 годах территорию Золотой орды пересек итальянец Плано Карпини, который в пути не встретил ни одного города или даже поселка. Однако, проделавший примерно такой же путь через 6 лет после него, Гильом Рубрук увидел картину повсеместного градостроительства. О справедливости сведений, сообщенных им фактов, свидетельствует, и картина увиденная в прошлом веке саратовским краеведом А. Леопольдовым на левом берегу Ахтубы. Вот что он писал: “замечательные развалины каменных зданий. Начинаясь подле селения Безродного или Верхне-Ахтубинского, они тянутся верст на 70. Развалины сии часты, то редки, то обширны и велики, то малы и незначительны, однако везде выказывают кирпич, глину, известь. Далее от с. Пришибы до деревни Колобощины на 15 верст видны развалины почти сплошные и большею частью огромные”.
Особого успеха градостроительство достигает в первой половине XIV века при ханах Узбеке и Джанибеке. Тогда все побережье Волги застраивается городами и поселками. “В степях, особенно у переправ через крупные реки, появляются небольшие поселки, населенные пригнанными сюда русскими и булгарами” - писал В.Л. Егоров. Это дало возможность назвать район “Волжские Помпеи”. Становлению городов способствовало и введение ханом Узбеком в Золотой орде Ислама как официальной религии. В силу этого города приобретают соответствующий вид. Первой столицей государства был Великий Булгар с максимальными для того времени удобствами. Канализация, водопроводы, бани по примеру этого города появлялись и в других городах Золотой орды. Великий Булгар стал образцом градостроительства. Можно, в какой то мере говорить о том, что в Золотой Орде города тиражировались по его образу и подобию. В них появляются многочисленные мечети с красивыми куполами. В последующем главным городом становится Сарай, основанный ханом Батыем примерно в 1250 году примерно в 150 километрах выше от современной Астрахани. За короткое время он стал огромным городом с населением в 70 тысяч человек. Если иметь в виду, что в XIV веке город с населением в 5-10 тысяч человек считался большим, то Сарай был действительно гигантом. Видимо это был самый крупный город не только в Европе, но и в Азии. В Сарае, как и во всех городах, действовал водопровод системы городских бассейнов и фонтанов. В городе была также проложены канализационные трубы. Имелись бани, и даже общественный туалет, разделенный на мужскую и женскую половины.
Значение Сарая определялось не только как крупного административного центра, откуда шли нити управления огромной империей. Он был центром ремесленного производства, где целые кварталы были заняты ремесленниками, специализировавшимися на металлургической, керамической, ювелирной, стекольной, косторезной и других отраслях. Абульфед, французский автор, писавший свою работу в 1840 году, называл Сарай, основанный ханом Батыем в 1840 году, “городом великим, столицей татарского государства”.
Ибн-Арабшах писал, что это “один из величайших городов по положению и населеннейший по количеству народа”. Ибн-Батута, совершивший свое путешествие по Востоку с 1324 по 1353 годы, писал, что “город Сарай из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. В нем 13 мечетей для соборной службы”. Эль-Омари писал: “Сарай-город великий, заключавший в себе рынки, бани и заведения благочестия, куда направляются товары... о середине его пруд, вода которого из этой реки (Итиля)”. В последующем города повторяли облик Сарая. Именно он стал эталоном градостроительства.
История Укека находится в полном соответствие с историей градостроительства Золотой орды. Укек занимал важное место среди городов этой стране. Удобное расположение превратило его в важный форпост на Волге. Кроме того, - это был крупнейший торговый центр, связывавший Запад с Востоком на линии Китай - Западная Европа. Этот торговый путь продолжал функционировать вплоть до середины ХV века. "Северные татары господствовали на всех торговых путях между Европой и Азией и захватили в свои руки всю торговлю", писал Амин аль-Холи. Об особых при этом отношениях между Золотой Ордой и Египтом свидетельствует тот факт, что грамоты, выдаваемые с тугрой султана, освобождали арабских купцов от пошлин на товары, продаваемые ими в Поволжье. В 1266 году ярлыки на создание факторий в Крыму получили генуэзские купцы. Свободно торговали на территории Золотой Орды венецианские и другие европейские и азиатские купцы. Велико значение Укека как важнейшего центра обороны страны. Его удобное расположение давало возможность не только для развития торговых отношений между Востоком и Западом, между Севером и Югом, но и выдвигало на особое место как важнейшего военного центра страны.
Исследователи сделали много для выявления Укека как одного из важнейших городов Золотой орды. Однако предстоит сделать еще больше. Материалы данной конференции послужат этой задаче. А это в свою очередь станет несомненным шагом по пути воссоздания подлинной истории Золотой орды.
Не приходится сомневаться и в том, что это будет вклад в изучение истории России, ибо история Золотой орды является и ее неотъемлемой составной частью. “Ордынский излом русской истории - один из самых богатых, если не самый богатый по обилию пород”, - писали Юрий Пивоваров и Андрей Фурсов. Материалы конференции будут способствовать всестороннему выявлению этого “излома”.
Литература: Франс Баллод. Старый и Новый Сарай, столицы Золотой Орды(результаты археологических работ летом 1922 года) В книге Татарская археология. № 1. Институт истории АНТ. Казань, 1998, с.15,18. Амин аль Холи. Связи между Нилом и Волгой в ХII-ХIV вв. Сокращенный перевод с арабского. Издательство Восточной литературы, М.,1962, с.17.
РЕЗОЛЮЦИЯ В работе научно-практической конференции, проводившейся в рамках Дней татарской и башкирской культур в Саратовской области, приняли участие исследователи из Москвы, Казани, Волгограда, Тольятти, Балашова и Саратова. Были заслушаны и обсуждены доклады, посвященные различным аспектам историографии Укека и проблеме охраны и использования Увекского городища как объекта особой историко-культурной ценности. Результаты конференции еще раз подтверждают высказывавшееся в науке мнение о том, что основание Укека относится к начальному периоду истории Золотой Орды, а именно, концу 40-х - началу 50-х годов ХIII века. Следовательно, с момента основания города прошло семь с половиной столетий. Эта юбилейная дата достойна того, чтобы быть широко и торжественно отмеченной.
Представленные на конференции научные материалы, указывают на огромную роль золотоордынского Укека вместе с его округой в становлении городской агломерации "Большой Саратов" на протяжении ряда столетий. В этой связи выявляется актуальность рассмотрения истории Саратова, как длительного и единого естественно - исторического процесса становления и совершенствования городской цивилизации, с учетом вклада различных этносов тюрко-татар, славян и угро-финнов в данный процесс. В центре внимания участников конференции были также проблемы, связанные с охраной Увекского городища, интенсификацией научных исследований на нем, использования его как объекта историко-культурного наследия и сферы туризма. Участники конференции считают необходимым: 1. Рекомендовать научным организациям активизировать работу по археологическому мониторингу на территории современного поселка Увек. 2. Просить органы государственной власти и местного самоуправления принять неотложные меры по охране остатков Увекского городища как объекта особой историко-культурной ценности. 3. Просить правительство РФ ускорить решение вопроса о придании Увекскому городищу статуса охраняемого историко-культурного памятника федерального значения. 4. Предложить правительству Саратовской области, мэрии г. Саратова осуществить в 2003 году комплекс научных, организационных, историко-культурных и общественных мероприятий, посвященных 750-летию со времен основания Укека. 5. Организовать в дальнейшей перспективе на месте Увекского городища историко-культурный и туристический центр. 6. Поручить оргкомитету издать научный сборник материалов конференции.
| |
|