www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:19 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Территориальные отделения / Саратовское отделение / Публикации / Увекское городище: правовой статус, проблемы охраны и исследования |
|
Увекское городище: правовой статус, проблемы охраны и исследования
А.И. Юдин (г. Саратов)
Увекское городище: правовой статус, проблемы охраны и исследования
«Здесь, как и повсюду в мире, калеченые окружающей среды обусловлено отсутствием последовательной градостроительнойполитики, при которой предусматривались бы, с одной стороны, быстрый рост застраиваемых районов, порождаемый увеличением населения, появлением крупных индустриальных комплексов, бурным развитием дорожной сети, о с другой - охрана природных и исторических достопримечательностей». Вито Сансоне.
Приведенная цитата относится к остаткам Карфагена, но справедлива по отношению ко многим древним городам. Карфаген, город-государство в Северной Африке пережил бурную и многовековую историю. Основанный 825 году до н. э. финикийцами, к началу III века он превратился в могущественную державу Средиземноморья и соперничал с Римом. В 146 г. до н. э. Карфаген был разрушен римлянами. В 29 году н.э. Карфаген возрождается как римская колония и достигает наивысшего расцвета в IV веке. Но последовавшая затем череда войн с вандалами, Византией сильно ослабили город и в 696 году он был вновь стерт с лица земля арабами.
Историческая судьба небольшого волжского города Укек (или Увек в современной транскрипции) во многом схожа с далеким средиземноморским городом. На первый взгляд, Карфаген и Увек - величины мало сопоставимые. История Увека, возникшего в середине XIII века, не столь продолжительна, он не являлся столицей средневекового государства Золотая Орда, хотя был там не последним городом. Но он тоже пережил период своего расцвета, был разрушен в результате похода Тимура в 1395 году.
Карфаген после падения на многие века был превращен арабскими завоевателями в каменоломню, где добывался строительный материал для городов побережья, в том числе и для ближайшего - Туниса, который к середине XX века, застраиваясь и расширяясь, поглотил остатки Карфагена. В 1972 году ЮНЕСКО организовал международную кампанию по проведению археологических исследований на 371 гектаре незастроенных остатков великого города Древности. Французские, итальянские, немецкие, английские и американские археологи поделили бывший город на сектора и приступили к многолетним раскопкам. Именно последнее обстоятельство, то есть судьба древних остатков в настоящее время и привлекает внимание в качестве возможного примера для Увека.
Саратов ведет отсчет своей официальной истории с 1590 года - интересы Русского государства диктовали необходимость строительства крепостей для охраны Волжского пути через приблизительно равные отрезки течения реки. Волею судьбы Саратов был основан неподалеку от бывшего Укека, но до второй половины XIX века его остаткам мало что угрожало. Сведения о развалинах Увека несколько раз попадаются в записках иностранных купцов, в русских государственных документах и Книге Большому чертежу в начале XVII века.
По мнению Ф.В. Баллода, после нашествия Тимура Увек продолжает существовать, так как там «найдены монеты русские XV - XVI также XVII ст., зап.-европейские XVII ст., «мордовки» и крымские».[1] Трудно говорить на основании этих косвенных свидетельств, било ли действительно там какое-нибудь постоянное население, однако весьма интересные сведения о новых насельниках на месте средневекового города (хотя и без начальной даты) приводятся членами СУАК С.А. Щегловым и А.И. Шахматовым: «...С давних лет до конца XVII столетия в 7 верстах ниже гор. Саратова, около Увека, до которого доходили еще в XV столетии рыболовы от Московских монастырей, между Яблоновым и Терновым буераками находилась монастырская обитель во имя 4-х московских святителей чудотворцев Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Считалась она самой древней обителью по южному Поволжью и крайнею к татарской столице Сараю, принадлежала к Сарайско-Подонской епископии, учрежденной в пределах Ордынских властителей в 1261 году Велик. Князем Александром Невским и существовавшей до 1466 года. ...Время основания обители неизвестно, но в 1693 году она сгорела до основания...»[2]. Монастырь был возобновлен не на Увеке, а в Саратове, однако «... у него при речке Увековке в 7 верстах от города был двор».
По сведениям академика И.И. Лепехина, в 1768 году на Увеке сохранилось ветхое строение Четырехпресвятского монастыря. «В нем нет ныне никакой братии, но единственно служит хутором Саратовскому мужскому монастырю»[3]. Вероятно, это был достаточно глухой уголок в окрестностях Саратова. В 1774 году, когда город был захвачен Пугачевым, настоятель Четырехсвятского монастыря «...архим. Иероним, за два часа до вступления в город пугачевцев, забрав церковные драгоценности, уехал на Увек, где и скрывался во все время пребывания Пугачева в Саратове»[4].
Совершенно точно известно, что с конца XVIII века на развалинах существуют русские населенные пункты, наследовавшие имя города - Береговой Увек, Ивановский Увек, хотя, как видно, эта местность была населена и ранее.
Но с середины XIX века Увек постигает судьба многих древних городов - на его территории начинают ломать камень для нужд растущего Саратова. Наибольший урон приносит строительство Рязано-Уральской железной дороги в 1892-1893 гг. и рост поселка на месте Увека, который стимулировался в дальнейшем строительством моста и промышленных предприятий в окрестностях. К середине XX века Увек был окончательно поглощен Саратовом.
Археологические исследования на Увеке начались еще в 1877 году, но они не приобрели большого размаха, ограничиваясь шурфовкой, сборами и покупками находок у местного населения. Первые раскопки были организованы по инициативе СУАК в 1891 году, самые существенные находки были сделаны экспедицией Ф. В. Баллода в 1919-1923 годах и на этом полевые исследования Увека практически закончились. В отличие от других городов Золотой Орды, исследователи Увека не располагают археологическими источниками, полученными при вскрытии культурного слоя на большой площади с соблюдением научной методики полевых раскопок. Все достижения археологии и смежных дисциплин XX века мало коснулись материалов Увекского городища.
Даже границы древнего города определяются по описаниям конца XIX - нач. XX века и более ранних источников, но не по результатам разведочного вскрытия культурного слоя. Активное антропогенное воздействие на Увекское городище - сооружение железной дороги, городская застройка, строительство инфраструктуры, привело не только к гибели значительной части культурных отложений, но и создало иллюзию полной утраты памятника как среди исследователей, так и органов государственной власти. Иначе чем объяснить полное отсутствие археологических исследований с 1923 года и каких-либо мер по охране древнего городища? Не последнюю роль в отсутствии охраны Увека, вероятно, сыграл и тот факт, что в советское время с большим трудом вообще утверждалось понимание факта наличия археологического наследия как такового[5], и уж тем более признание тезиса, что любой археологический памятник является общечеловеческим достоянием. Охрана памятников государством в подавляющем большинстве случаев носила откровенно декларативный характер. Впрочем, и сейчас она, при убогом финансировании остается, в общем-то, такой же.
Укоренившееся еще в довоенное время мнение о безвозвратной гибели культурного слоя Увека привело к тому, что он не стал объектом первостепенной важности среди памятников культурного наследия Саратовской области и в те годы, когда активизировалась забота по сохранению археологического наследия.
Учет памятников истории и культуры Саратовской области на государственном уровне был начат в 1960 году, когда Постановлением (№ 1327 от 30.08.1960 г.) Совета министров РСФСР был утвержден список памятников Саратовской области. Увека в этом списке не было. Правда, сохранилось неопубликованное предисловие к одной из краеведческих работ, написанное известным саратовским археологом В.Г. Мироновым (1938-1996), в котором утверждается, что «...в 1971 году начальник Управления культуры Саратовского облисполкома (по закону РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» — специально уполномоченный орган охраны памятников истории и культуры в области) и председатель Саратовского отделения ВООПиК без ведома и санкции Министерства культуры и Совмина РСФСР в угоду Саратовскому горисполкому своими подписями исключили Увек из списков охраняемых памятников, не поставив в известность об этом специалистов-археологов, что позволило развернуть на площади древнего города массовое строительство хозяйственных и жилых строений. Тайком же, ввиду протестов общественности, Увек был восстановлен в списках памятников только в 1986 году. За это время территории его была практически полностью застроена». Но в архиве Госоргана по охране историко-культурного наследия эта история документально никак не подтверждается.
Все памятники истории и культуры, в том числе и археологии, к которым относится Увекское городище, подлежат постановке на государственный учет и охрану. Система учета памятников, после распада СССР, претерпела некоторые изменения. Если раньше памятники были разделены на три категории охраны - всесоюзную, республиканскую и местную, то в настоящее время осталось всего две - местная и федеральная. По состоянию на 1 апреля 2002 года в Саратовской области на местном учете состоят 609 памятников и 53 на федеральном. Еще 2271 объект занесен в список вновь выявленных объектов, на которые также распространяется охранное законодательство. Все вновь выявленные объекты в рабочем порядке, по мере оформления документов, переводятся в разряд местных или федеральных памятников. В свою очередь статус памятника может изменяться - местные переводятся в федеральные, если в процессе их исследования выявляется их уникальный характер и наоборот (последнее бывает в исключительных случаях).
В настоящее время Увек поставлен на учет как памятник местного значения (Решение облисполкома № 40 от 09.02.1989 г.). В официальном списке памятников истории и культуры Саратовской области территория Увекского городища строго не определена, так как при постановке на учет никаких работ по определению границ культурного слоя не проводилось.
Увек является памятником археологии, который отличается от других своей уникальностью среди остальных археологических объектов Саратовского края. Во-первых, это единственный древний город на территории области. Во-вторых, этот памятник археологии почти полностью перекрыт современным городом, функционирование которого приводит к постепенному уничтожению древних остатков. Городские власти не всегда учитывают факт существования буквально у них под ногами средневекового города. Сложная городская инфраструктура приводит к тому, что охрана культурного слоя памятника приводит к необходимости взаимодействия со многими ведомствами и организациями, которые ведут строительные, дорожные и иные земляные работы. Если на других памятниках археологии орган охраны историко-культурного наследия имеет дело обычно с одним владельцем земельного участка, на котором расположен археологический объект, то здесь таких владельцев сотни.
Выделение земельных участков и производство земляных работ, при которых вероятно разрушение культурного слоя регулируется здесь уже не только комитетом по земельным ресурсам л землеустройству, как на остальных памятниках археологии, но и рядом других областных организаций: комитетом по строительству и архитектуре, министерством транспорта и связи, министерством жилищно-коммунального хозяйства. Наличие охраняемого культурного слоя - памятника археологии - это лишние заботы по согласованию строительства, прокладке линий коммуникаций и связи, которое (согласование) зачастую по времени и так превышает время собственно строительства. И здесь интересы городских властей пересекаются с интересами Госоргана по охране памятников истории и куль туры и на этой основе возникают многочисленные конфликты. Проблема эта давняя, постоянная и носит интернациональный характер.
Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) признает, что в настоящее время исторические города «находятся под угрозой повреждения, разрушения и даже уничтожения из-за воздействия системы градостроительства, порожденной индустриальной эрой, которая сегодня свойственна всем обществам». ИКОМОС принимает Международную хартию по охране исторических городов, где в общих чертах определяются основные принципы сохранения древнего ядра города, а в каждой стране ищут свой путь установления баланса интересов между необходимостью сохранения культурного наследия и возможностью развития современного города.
В нашем конкретном случае можно констатировать, что включение Увекского городища в список местных памятников фактически мало отразилось на состоянии его охраны и, поэтому, по инициативе археологов Саратовского госуниверситета, специалистов Дирекции охраны памятников и Саратовского отделения ВООПиК 14 ноября 1991 года совместно с Постоянной комиссией по науке, образованию, культуре, национальным традициям и охране исторического наследия при Администрации г. Саратова было принято «Решение об охранных мероприятиях средневекового археологического памятника Увек». Этот небольшой по объему документ определил основные возможные направления работы по охране памятника: «Обязать строящие организации изыскать средства для проведения необходимых археологических исследований на застраиваемых территориях. До проведения изысканий никаких новых земляных работ не начинать
Запретить любое новое строительство на Увеке до утверждения концепции Генерального плана развития г. Саратова на сессии Горсовета. Главному архитектору города ... при разработке Генплана г. Саратова предусмотреть создание охранной зоны археологического памятника Увек. Рекомендовать горисполкому выступить» заказчиком проекта, предусматривающего постепенный перенос поселка Увек на верхнюю террасу».
Это Решение является действующим до настоящего времени. Но законодательства, детально регулирующего сосуществования современного и древнего города на одной территории попросту нет, регулирование отношений происходит на основе закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в редакции 1985 года) и, естественно, уже не отражающего всех современных проблем в связи с изменившимся экономическим укладом. Поэтому, в Саратовской области охрана археологических памятников также регулируется местными законодательными актами: «Основными положениями об охране и использовании памятников археологии Саратовской области» (октябрь 1995 года) и «Положением об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры местного значения» (май 2001 года), в которых уже отражены реалии новых экономических отношений.
Большую помощь в охране Увекского городища могла бы оказать нормативно-правовая база, связанная с архитектурой и градостроительством. Но, к сожалению, архитектурные остатки или земляные сооружения на поверхности Увека не сохранились, поэтому, все мероприятия по сохранению исторического облика Саратова, инициируемые архитекторами, не затрагивают территорию Увекского городища.
Например, Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР Президиума Центрального Совета ВООПиК от 28.02.90 г. «Об утверждении нового Списка исторических населенных мест РСФСР» Саратов отнесен к исторически населенным местам, или – в обиходе – историческим городам. На этом основании Институтом проектирования городов НИИ «Гипрогор» (г. Москва) в 1993 году были разработаны зоны охраны памятников истории и культуры г. Саратова и утверждены Решением Малого совета Саратовского городского Совета народных депутатов № 329 от 09.07.93 г.
Начиная с 1993 года все проектные и строительные работы в г. Саратове должны производиться на основании утвержденных зон охраны памятников. Но относится это исключительно к центральному планировочному району, т.е. это город в границах конца XIX века и территория Увека в этом документе не фигурирует.
Создание охранной зоны для Увека предусматривается в процитированном выше «Решении об охранных мероприятиях средневекового археологического памятника Увек», но при разработке Генплана г. Саратова, однако Генплана развития г. Саратова все еще нет, есть только концепция развития г. Саратова. По этой концепции на территории Увека не планируется новое строительство и реконструкция. Это, с одной стороны, означает отсутствие перспектив в создании охранных зон (в смысле отсутствия бюджетного финансирования), а с другой - это не самый худший вариант для памятника в плане его сохранности в данных условиях. Стоит только вспомнить судьбу дома В.А. Акимова (Московская, 5, построен в 1803 году), федерального памятника, разрушенного в одночасье, как сразу становится понятно, что и охранная зона не всегда в состоянии сохранить памятник историко-культурного наследия от произвола.
Но Увекское городище - памятник далеко не рядовой, и поэтому используется все механизмы для организации его охраны. После того, как Госорган столкнулся попыткой проведения незаконного строительства на Увеке, им были подготовлены и в 1996 отправлены в Министерство культуры РФ предложения о постановке на федеральный учет четырех памятников (в том числе и Увека), общероссийская культурная значимость которых не вызывала сомнений[6]. Но в силу ряда факторов объективного характера эти предложения пока не получили законодательного закрепления. В апреле 2002 года документы со списком памятников, предлагаемых к постановке на федеральную охрану, вновь отправлены в Москву.
Несомненно, что существующий правовой статус Увекского городища должен быть изменен. Историко-культурная значимость Увека еще раз отчетливо проявилась после выхода в свет книги Л.Ф. Недашковского, где собранные с наибольшей полнотой и систематизированные находки с Увека наглядно показывают какими ценными историческими источниками богат культурный слой памятника[7].
Почему необходим федеральный статус для Увека? Федеральный статус предполагает более строгий контроль за согласованием земельных отводов и всех работ на территории памятника. Кроме того, это федеральное финансирование, пускай небольшое, но оно в последнее время стало поступать целевым назначением и на эти деньги есть возможность начать работы по научному определению границ памятника, по определению охранной зоны, зоны регулируемой застройки и т.д. В первую же очередь необходимо провести «инвентаризацию» сохранившихся участков культурного слоя и провести их картографирование.
Это позволит в дальнейшем развернуть спасательные археологические исследования, предваряющие любые земляные работы, как это уже давно практикуется во многих исторических городах. Например, в Азове, расположенном на территории средневекового Азака-Таны, строительство каждого нового дома в обязательном порядке начинается археологическими исследованиями. Причем спасательные археологические раскопки проводятся не только на месте крупных строек, но и в котлованах под частные домовладения[8] и даже «на используемых площадях внутри помещения музея» в процессе реконструкции Азовского краеведческою музея[9]. Подобные примеры оказывают, что на Увеке, несомненно, вполне можно поставить дело охраны культурного слоя таким же образом и производить археологические раскопки перед проведением любых земляных работ.
Создание такой системы должно начинаться с пропаганды необходимости охраны культурного слоя средневекового Увека. Это один из принципов уже упоминавшейся Международной хартии по охране исторических городов: «Участие и привлечение жителей всего города необходимы для успеха его охраны. Следовательно, оно должно осуществляться при любых обстоятельствах и содействовать осознанию важности этого дела всеми поколениями, что будет активно способствовать успеху охраны. Никогда нельзя забывать, что охрана исторических городов и кварталов прежде всего касается их обитателей».
Увек как памятник археологии в настоящее время находится в таком удручающем состоянии, что только административными мерами что-либо изменить к лучшему уже не удастся. Только постепенное осознание жителями города, что они постоянно соприкасаются с частью общенационального культурно-исторического наследия поможет изучить и сохранить Увек. Аналогичные проблемы стоят и перед нашими коллегами в соседней Пензенской области, которые пытаются спасти для потомков остатки золотоордынского города Мохши. Как и в случае с Увеком, на месте города существует современный населенный пункт - районный центр Наровчат.
Для сохранения этого памятника, известного тем, что именно там хан Узбек принял ислам в качестве государственной религии Золотой Орды, предлагается создать историко-археологический и природный музей-заповедник. В состав этого музея заповедника предлагается включить помимо Наровчатского городища - бывшего города Мохши еще ряд археологических, исторических, архитектурных и природных объектов, в том числе энеолитическую стоянку Озименки (IV тыс. до н.э.), Скановский пещерный монастырь (XVII-XX вв.), дом-музей А.И. Куприна. Примечательно, что создание этого музея-заповедника начато с издания сборника материалов, в котором рассматривается история культурных объектов, программа создания музея и проекты нормативных документов[10].
Для нас подобный проект может быть интересен тем, что подсказывает еще одно направление в популяризации и охране Увека – максимально использовать потенциал других археологических памятников, окружающих Увек. У них есть одно преимущество - они не столь сильно подверглись антропогенному воздействию, на их территории в будущем можно будет создать макеты исторических архитектурных построек, в том числе и аналогичных Увекским, где они будут смотреться более органично, чем в зоне плотной городской застройки. Памятники округи Увека несомненно будут привлекательными туристическими объектами, так как они расположены в естественном природном окружении. Стоит признать, что Увек с его броскими приметами индустриальной городской окраины в этом плане им значительно проигрывает.
Имеются в виду такие археологические памятники округи Увека, как Алексеевское городище и Хмелевское селище на правом берегу, поселение Подгорное и Шумейское городище - на левом. Ко всем памятникам есть удобные подъезды, в том числе и по Волге; все они относительно хорошо сохранились. Кроме того, на Алексеевском и Шумейском городищах есть культурные слои не только средневекового времени, но и более ранние отложения, что добавляет им привлекательности в плане культурного туризма. Эти средневековые памятники расположены в ближайших окрестностях Увека, что позволяет объединить их в один туристический маршрут. Организация такого маршрута послужила бы хорошей пропагандой делу сохранности памятников, так как эти участки земли постоянно пытаются получить в частную собственность и застроить. Особенно это касается Шумейского городища в Энгельсском районе, которое находится всего в двух километрах от нового моста и его территория многим не дает покоя.
Но вернемся к Увеку. Если мы хотим сохранить памятник и получать с него ценную историческую и культурную информацию, то нам предстоит найти свою формулу сосуществования города древнего и современного. Здесь, в Заводском районе это особенно трудно, так как населению не ясно с чем здесь соседствовать - ведь от Увека ничего зримого не сохранилось. В наше же время пока ничего не воссоздано, не реконструировано в том виде, который наглядно мог бы продемонстрировать существование здесь в средние века города Укека. Несомненно, что пропаганда сохранности Увека уже не может ограничиваться только средствами печати и информации, настало время поиска возможных в данных условиях вариантов пропаганды и популяризации в каких-то зримых и осязаемых формах, будь это законсервированный и подготовленный к показу участок раскопа древнего слоя, реконструкция древнего архитектурного сооружения или музейный павильон. Пока же Увек отмечен небольшой скромной стелой и вряд ли многие саратовцы знают о ее существовании.
А на месте древнего Карфагена в настоящее время, в городе Тунисе, в окружении современных зданий построен археологический парк – результат работы международной археологической экспедиции. Культурный слой там был в таком же плачевном состоянии как и на Увеке, культурный же уровень потомков завоевателей Карфагена оказался на высоте. [1] Баллод Ф. Приволжские Помпеи. М-П, 1923, с. 98 [2] Шеглов С. Ахматский и Увекский сунодики XVIII ст. и помянник Саратовской Троицкой ц. // Труды СУАК, 1911. Вып. 28, с. 36. [3] Там же, с. 38. [4] Юрьев В.П. История Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря Саратов, 1902, с. 42-43.. [5] Проблема утверждения в обществе понятия «археологическое наследие» подробно изложена в книге известного российского археолога, акад. А.Д. Пряхина «Археология и археологическое наследие». Воронеж, 1995.
[6] Юдин А.И. Охрана и исследование памятники к археологии в Саратовской области в 1995 году // Охрана и исследование памятников археологии Саратовской области в 1995 году. Саратов, 1996, с. 7-9. [7] Недашковский Л.Ф. Золотоордынский город Укек и его округа. М., 2000. [8] Гудименко И.В. Итоги исследований I Азовского отряда в 1993 году // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 1993 году. Азов, 1994. Вып. 13, с. 13-15. [9] Горбенко А.А. Донская археология и музеи. 1995-1997 гг. // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 1995-1997 гг. Азов, 1998. Вып. 15, с. 8. [10] Белорыбкин Г.Н. Наровчатский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник. Пенза, 1998. | |
|