www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Вторник, 28 марта 2017, 01:19

Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ


Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова / Публикации сотрудников на сайте / Роль Казани и Елабуги в развитии культуры, просвещения братских народов Поволжья и Приуралья
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КНИЖНЫЙ КИОСК
Об Институте истории АН РТ  •  Администрация  •  Отдел новой истории  •  Отдел новейшей истории  •  Отдел этнологических исследований  •  Отдел истории общественной мысли и исламоведения  •  Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова  •  Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова  •  Центр иранистики  •  Центр изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков  •  Отдел информационных технологий  •  Крымский научный центр  •  Северо-Западный научный центр им. Л.Н. Гумилева  •  Центр этносоциологических исследований  •  Аспирантура Института истории АН РТ  •  Территориальные отделения  •  Архив
Гибатдинов Марат Мингалиевич  •  Мухаметзянова Дина Сибагатовна  •  Муртазина Ляля Раисовна  •  Лотфуллин Марат Вазыхович  •  Ахтямова Алсу Вазиховна  •  Гимазова Рафиля Алмарисовна  •  Сафина Алия Магсумовна  •  Зиннатуллина Алсу Анваровна  •  Яруллина Ляйсан Ильсуровна  •  Абызова Резеда Равиловна  •  Садыков Шамиль Фанисович  •  Публикации сотрудников на сайте  •  Проект по созданию «Антологии татарской педагогической мысли»  •  Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме (на примере Респ. Татарстан)
Татарская женщина в зеркале истории  •  Татарки-просветительницы  •  С ВЕРОЙ В БУДУЩЕЕ (О доктрине образования в Республике Татарстан)  •  Комплексная система преподавания в системе ликбезов  •  Новые понятия в педагогике  •  Деятельность ликбезов в Татарстане  •  Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики  •  Музейная педагогика: наука и практика в условиях Республики Татарстан  •  Некоторые размышления о философии образования средствами музейной педагогики  •  Роль Казани и Елабуги в развитии культуры, просвещения братских народов Поволжья и Приуралья  •  Пути к высотам образования  •  Практика создания электронного каталога арабографических источников  •  Арабская лингвистическая традиция и ее отражение в истории татарского языкознания  •  Роль исторического образования в формировании личности в условиях гетерогенного российского социума  •  О религиозном образовании татар в трудах татарских авторов XIX века и на страницах татарской периодики конца XIX – начала ХХ вв.  •  Books in Arabic by Tatar Publishers

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Роль Казани и Елабуги в развитии культуры, просвещения братских народов Поволжья и Приуралья
    Исламов Ф.Ф. «Аргамак» №9-10, 1998.
     

    Исламов Ф.Ф.

     

    Роль Казани и Елабуги в развитии культуры, просвещения братских народов Поволжья и Приуралья.

     

    В истории народов Поволжья, Приуралья, Средней Азии и Казахстана большую прогрессивную роль сыграла Казань, город славных прогрессивных традиций, город одного из крупнейших в стране университетов. Великий русский революционер А.И.Герцен, предвидевший своеобразную миссию Казани в своих "Письмах из провинции" (1836) писал: "Вообще значение Казани велико: это встречи и свидания двух миров... Казань - главный караван-сарай на пути идей европейских в Азию и характера азиатского в Европу".

     

    Казань была известным учебным центром дореволюционной России. В школах братства святителя Гурия, в Казанской "инородческой" учительской семинарии, в Казанском императорском университете и в других учебных заведениях города обучались представители многих народностей. "Казань для инородцев такой же центр, каким является для русских Москва", - говорил видный лингвист профессор Н.Ф. Катанов.

     

    С этим городом связано создание первых азбук, букварей для луговских черемисов (марийцев), горных черемисов, чуваш, калмыков, башкир, северо-восточных и иньевенских пермяков, для вотских (удмуртских), алтайских, мордовских детей.

    В Казани издавались первые произведения, научные труды писателей и ученых удмуртского, марийского, чувашского, башкирского, мордовского, киргизского и других братских народов.

     

    Вся книгоиздательская деятельность во второй половине XIX века находилась во введении образованного в 1867 году братства св. Гурия в Казани и созданной при нем переводческой комиссии.

     

    Первым изданием братства св. Гурия был букварь на марийском языке, составленный И.Кедровым и изданный в Казани в 1867 году. Он использовался в качестве учебника для народных училищ. В 1870 году вышел букварь на луговском наречии, составленный Г.Яковлевым. В 1892 году в этом же городе появился "Букварь для горных черемис" И Удюрминского.

     

    Одним из первых пособии на удмуртском языке была книга "Азбука, составленная из российских, церковной и гражданской печати букв для обучения вотских детей чтению на их наречии (Глазовском)", изданном в Казани в 1847 году. Затем азбук и букварей для школ в XIX веке было издано двенадцать названий, в XX веке - восемь. Автором многих учебников и методических книг являлся известный удмуртский ученый и методист И.С.Михеев.

     

    В начале XVIII века в Казани была открыта Казанская архиерейская (епархиальная) школа. В ней обучались 14 мальчиков разных национальностей Поволжья, в том числе марийцы, удмурты, чуваши, мордва и другие. Епархиальная школа готовила преимущественно духовенство. В 1732 году архиерейская школа была преобразована в духовную семинарию.

    Учителей для удмуртских и марийских школ готовила Казанская центральная крещено-татарская школа, основанная в 1864 году.

     

    В деле развития просвещения нерусских народов Поволжского края, в подготовке учителей для начальных классов сельских школ Поволжья и Приуралья огромную роль сыграла открытая в 1872 году Казанская "инородческая" учительская семинария. Она внесла большую лепту не только в подготовку учительских кадров из национальных меньшинств, но и в разработку методики образования и воспитания в широком смысле. В свое время это учебное заведение являлось видным центром передовой педагогической мысли и интернационального содружества. В семинарии работали удмуртские, марийские, чувашские и мордовские группы начальной школы. Вообще, здесь обучались представители более 20 национальностей.

     

    В течение 47 лет (с 1872 по 1919 годы) ее окончили более 1500 выпускников: татар - 243, чувашей - 179, марийцев - 128, мордва - 10, удмуртов - 70, определенное количество казахов, пермяков, зырян, алтайцев, абхазцев, эстонцев.

     

    В стенах Казанской "инородческой" учительской семинарии прошли обучение такие первые удмуртские литераторы и педагоги, как И.Шкляев, Гаврил, Михаил, Максим Прокопьевы, И.Михеев, И.Яковлев, Кедра Митрей, Захар Осипов, Иоанн Васильев и другие. Известные удмуртские ученые И.Михеев и И.Яковлев впоследствии в течение многих лет вели активную педагогическую работу в этом учебном заведении. Здесь же обучались более двадцати видных сынов братского марийского народа (П.Григорьев, С.Чавайн, Г.Микай, С.Мухин, П.Глезденев и другие).

     

    Преподавателем русского языка в Казанской "инородческой" учительской семинарии работал крещеный татарин Роман Давлей, который был в близких отношениях с учащимися из мари. При его конкретной помощи в 1909 году в семинарию поступил А.Романов (Марданов), в годы гражданской войны ставший известным революционером-болшевиком. В знак благодарности к учителю он взял фамилию Романов, возникшую от личного имени Давлея - Роман.

     

    Казанский университет был центром культурной и общественной жизни края. Русские, татары, марийцы, удмурты, башкиры, чуваши и другие народы видели в нем источник света, считали его своим. Пользуясь моментом, необходимо сказать и о том, что в Казанском университете до Октября и в послеоктябрьский период обучались, получали глубокие знания и становились высококвалифицированными специалистами такие видные представители братских народов Поволжья и Приуралья, как И.Яковлев (чуваш), М.Евсевьев, В.Хохряков (мордва), Ашалчи Оки (Векшина Л.Г.), Т.Борисов (удмурт), В.Васильев, Г.Эвайн (мари) и другие.

     

    Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете внесло большой вклад в изучение истории, духовной и материальной жизни, культуры марийского, удмуртского, чувашского, мордовского народов. В этой области заслуживают особого внимания содержательные статьи В.Васильева, М.Евсевьева, И.Смирнова, В.Коршунова, опубликованные в "Записках" Общества. В 1889-1892 годах в Казани выходят историко-этнографические очерки И.Н.Смирнова под названием "Черемисы", "Вотяки", "Мордва".

    Родиной чувашского и удмуртского театров являются Казань и деревня Чепья Балтасинского района Республики Татарстан.

     

    Казань внесла определенную лепту в дело создания газет и журналов на чувашском и удмуртском языках. 8 января 1906 года был напечатан первый номер революционной газеты на чувашском языке "Хыпар" ("Известие").

     

    В 1915 году в городе Вятка П.П.Глезденевым на удмуртском, марийском и татарском языках начала печататься газета "Война увер" ("Военные вести"). Эта газета, издававшаяся на удмуртском языке, в 1917 году стала выходить под названием "Удморт".

    Первая русская революция 1905-1907 годов содействовала пробуждению самосознания братских марийского, удмуртского, чувашского, мордовского народов. В Казани выходили на удмуртском и марийском языках ежегодники "Удморт кылын календарь" ("Календарь для удмуртов") в 1904-1909 годах, "Марла календарь" ("Марийский календарь") в 1907-1912 годах, где печатались первые художественные произведения удмуртских и марийских художников слова. В начале XX века в Казани появился первый чувашский словарь, началось издание многотомного словаря чувашского языка, были выпущены первые труды по этнографии, сборники по устному народному творчеству чуваш.

     

    С первых дней Советской власти Казань еще больше стала оказывать конкретную помощь в культурном подъеме, подготовке специалистов высшей квалификации и в развитии научных исследований братских народов Поволжья. В мае 1917 года в Казани состоялся съезд представителей малых народностей Поволжья, где было принято решение начать выпуск на марийском языке газеты "Ужара" ("Заря").

     

    В конце 1917 года и в первой половине 1918 года в Казани, Елабуге и в некоторых других городах Татарстана состоялись многочисленные съезды народов Поволжья.

    В огне революционных схваток возникла и многонациональная, многоязычная печать Татарстана. К моменту образования Татарской ССР издавалось 50 различных газет и журналов, в том числе 14 - на татарском, 27 - на русском, 4 - на марийском, 4 - на чувашском, 4 - на удмуртском и одна газета на венгерском языках. Из них на чувашском: журналы "Ана" ("Нива"), "Шурампус" ("Заря"), газеты "Херле ялав" ("Красное Знамя"), "Ка-наш" ("Совет"), "Сене йал" ("Новая деревня"), "Чухансен сасси" ("Голос бедноты") и другие; на марийском: "Куралше" ("Пахарь"), "У илыш" ("Новая жизнь"), "Юк", газеты "Йошкар кече" ("Красное солнце"), "Йошкар солтак" ("Красный воин"), "Незерын шамакшы" ("Слово бедняка"), "Тор" ("Правда") и другие. В 1925 году на мордовском языке выходила газета "Валда Эрямусь" ("Светлая жизнь"), являвшаяся органом Татарстанского обкома ВКП(б).

    До Октября в первые годы Советской власти в развитии культуры, просвещения удмуртского и марийского народов большую роль сыграл также город Елабуга. В начале XX века в Елабужском училище обучался известный удмуртский публицист и ученый-филолог Т.К.Борисов. Он служил рассыльным торговой фирмы в городе Елабуге и по направлению фирмы два года учился в Казанском техническом училище. В 1900-1903 годах в Елабужской второклассной учительской школе учился известный марийский поэт, педагог, Герой Труда Г.Микай.

     

    В январе 1918 года в Елабуге состоялась удмуртская конференция, а в июне - Всероссийский съезд удмуртов с участием 78 делегатов от 9 уездов Вятской, Уфимской, Казанской и Пермской губерний. По инициативе Трофима Борисова, заведующего отделом народного образования города Елабуги, в декабре 1918 года была открыта удмуртская учительская семинария, воспитавшая немало представителей удмуртской интеллигенции, Заведующим семинарии в 1920-1922 годах работал удмуртский литератор Яков Ильин. Второй Всероссийский съезд удмуртов состоялся тоже в Елабуге в марте 1919 года. В июне 1920 года в Елабуге начинает действовать институт народного образования для нерусских национальностей Вятской и других губерний. Одновременно открываются многочисленные краткосрочные курсы по подготовке школьных работников из удмуртов. Известные удмуртские писатели и ученые М.Ильин С.Бурбуров, Т.Борисов, Г.Микай Я.Ильин, М.Коновалов, К.Яковлев и другие в разное время учились или работали в удмуртской учительской семинарии или на Вотских педагогических курсах в Елабуге.

    Известный литературный критик Степан Бурбуров тоже учился на Вотских педагогических курсах. После окончания курсов в 1919 году он избирается секретарем Елабужского горкома РКСМ. Константин Яковлев был членом Елабужской земской управы, а затем членом Елабужского уездного исполкома Советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. Издал газету "Виль синь" ("Новое око"). В этом городе выходили на удмуртском языке "Гудыри" ("Гром") (первый номер газеты "Гудыри" вышел 31 октября 1918 года под руководством Т.Борисова), "Горд солдат (Красный солдат"), "Виль синь ("Новое око"), "Сюрло" ("Серп. "Югым сюрес" ("Светлый путь на марийском "Марий коммунист , "Тул" ("Огонь"), в редакциях которых работали такие известные писатели, как И.Ижболдин, Г.Микай, К.Яковлев и другие.

     

    В 1918-1921 годах в Елабуге на удмуртском и марийском языках появились первые книги М.Ильина, Т.Борисова, Г.Микая. В 1889 году инспектором народных училищ Елабужского уезда Казанской губернии Владиславом Ислентьевым был выпущен "Учебник русского языка для вотяков Елабужского уезда" (Казань и Елабуга).

    День открытия первого в Казани рабочего факультета (1 ноября 19Г9 года) стал знаменательной страницей в истории Казанского университета. Открытый в центре многонационального края казанский рабфак с первых лет своего существования стал кузницей кадров для национальных республик Среднего Поволжья и Приуралья. Уже в октябре 1920 года из 474 студентов рабфака татар было 117, чувашей 74, марийцев 14, удмуртов 7, то есть 44,7 процентов от общего числа обучающихся, В 1924 году на рабфаке открылись удмуртские и марийские отделения, а в 1925-1926 учебном году - чувашские и мордовские группы. На удмуртском и марийском отделениях работали такие квалифицированные национальные кадры, как профессор Н.Никольский, Е.Емельянов, И.Михеев, И.Яковлев.

     

    В 1925-1927 годах в Восточном педагогическом институте работали отделения удмуртского (вотского) языка и культуры, чувашского языка и культуры, марийского языка и культуры. А в 1930-1931 годах на базе национальных отделений были Изданы самостоятельные педантические институты в городе Ижевске, Чебоксарах, Йошкар-Оле.

    Казань играла большую роль Формировании личности известных представителей культуры освещения братских народов Поволжья и Приуралья. В этой области заслуживает особого внимания жизнь и творчество таких представителей, как В.Васильев, В.Мухин, И.Яковлев, С.Чавайн, И.Михеев, М.Евсевьев, З.Дорофеев, Ф.Советкин и другие. Эти ученые, художники слова братских народов в течение многих лет учились и трудились в Казани, Елабуге, Чистополе, близко общались со своими коллегами - представителями братского татарского народа.

     

    Взаимные творческие контакты, культурные взаимообогащения между татарскими, марийскими, удмуртскими, чувашскими и мордовскими писателями, педагогами, художниками и композиторами ведут свои корни еще с дореволюционных времен. Каюм Насыри в своих трудах осветил вековую дружбу татар с марийцами. В 1900 году была опубликована его статья "Сказки казанских татар и сопоставление их со сказками других народов", в которой подробно освещаются также и сказки народа мари. Татарский ученый воспользовался марийскими сказками, представленными ему известным марийским литератором-этнографом Т.Семеновым. Ученый-энциклопедист К.Насыри не исключает даже происхождение своих предков от чуваш, утверждая, что в его родной деревне есть ветвь, происходящая от чуваш.

     

    Позже также тепло отзывался о башкирах, чувашах и марийцах народный писатель Татарстана, лауреат Государственной премии, премии имени Г.Тукая Гумер Баширов в статье "Обычаи - старше закона". Так писал аксакал татарской литературы о братском чувашском народе: "А наши ближайшие соседи и друзья чуваши! В поговорку вошли их скромность, простота и уживчивость. Никто не может упрекнуть их в зазнайстве. В вопросах чести и преданности, в дружбе они могут служить хорошим примером".

     

    Отдельные представители татарского народа уже с начала XX века с любовью служили, оказывали дружескую помощь братским народам Поволжья и Приуралья. В "Известиях Казанской епархии" в 1901-1904 годах был напечатан ряд очерков, посвященных жизни и быту народа мари, автором которых был крещеный татарин М.В.Васильев. В этом отношении интересными являются такие его статьи, как "Святки у черемис", "Черемисская масленица", "Весенние праздники у черемис" и другие.

     

    Заметный вклад в удмуртскую фольклористику в 1880-ых годах внесли члены Казанского и Вятского миссионерских обществ и местные просветители-краеведы. Среди их публикаций и работ особенно отличается сборник казанского миссионера, татарина по национальности, Бориса Гавриловича Гаврилова "Произведения народной словесности, обряды и поверия вотяков Казанской и Вятской губерний" (Казань, 1880), "Поверья, обряды и обычаи вотяков Мамадышского уезда Урясь-Учинского прихода" (1891). Этот первый труд и в наше время имеет большую научную и практическую ценность. Он переведен на венгерский и финский языки.

     

    Республика Татарстан - республика интернациональная: здесь проживают представители более 116 национальностей. Основное население республики составляют татары, чуваши, русские, марийцы, удмурты, мордва, поэтому в школах республики обучение ведется на этих шести языках.

     

    Татарстан является родиной многих чувашских, русских, удмуртских, марийских писателей, работников культуры и искусства. Среди них более 40 чувашей и более 20 удмуртов.

    С каждым днем все более углубляется и расширяется дружба между татарским народом и братскими народами, проживающими в нашей республике и за ее пределами. Об этом красноречиво говорят увеличение количества школ в республике, работающих на языках братских народов, осуществление взаимных переводов художественных произведений, создание ярких художественных образов представителей соседних народов, ведение научно-исследовательской работы по изучению вопросов взаимовлияния, взаимообогащения культур народов Поволжья и Приуралья, а также изучение учащимися татарских школ жизни и творчества писателей братских народов - своих земляков, создание посвященных им литературно-краеведческих музеев. Отрадно, что у нас издавна существуют крепкие связи между народами, проживающими в одной республике.


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКНИЖНЫЙ КИОСК