www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Четверг, 19 октября 2017, 10:03

Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ


Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова / Публикации сотрудников на сайте / С ВЕРОЙ В БУДУЩЕЕ (О доктрине образования в Республике Татарстан)
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КНИЖНЫЙ КИОСК  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Об Институте истории АН РТ  •  Администрация  •  Отдел новой истории  •  Отдел новейшей истории  •  Отдел этнологических исследований  •  Отдел истории общественной мысли и исламоведения  •  Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова  •  Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова  •  Центр иранистики  •  Центр изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков  •  Отдел информационных технологий  •  Крымский научный центр  •  Северо-Западный научный центр им. Л.Н. Гумилева  •  Центр этносоциологических исследований  •  Аспирантура Института истории АН РТ  •  Территориальные отделения  •  Архив
Гибатдинов Марат Мингалиевич  •  Мухаметзянова Дина Сибагатовна  •  Муртазина Ляля Раисовна  •  Лотфуллин Марат Вазыхович  •  Ахтямова Алсу Вазиховна  •  Гимазова Рафиля Алмарисовна  •  Сафина Алия Магсумовна  •  Зиннатуллина Алсу Анваровна  •  Яруллина Ляйсан Ильсуровна  •  Абызова Резеда Равиловна  •  Садыков Шамиль Фанисович  •  Публикации сотрудников на сайте  •  Проект по созданию «Антологии татарской педагогической мысли»  •  Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме (на примере Респ. Татарстан)
Татарская женщина в зеркале истории  •  Татарки-просветительницы  •  С ВЕРОЙ В БУДУЩЕЕ (О доктрине образования в Республике Татарстан)  •  Комплексная система преподавания в системе ликбезов  •  Новые понятия в педагогике  •  Деятельность ликбезов в Татарстане  •  Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики  •  Музейная педагогика: наука и практика в условиях Республики Татарстан  •  Некоторые размышления о философии образования средствами музейной педагогики  •  Роль Казани и Елабуги в развитии культуры, просвещения братских народов Поволжья и Приуралья  •  Пути к высотам образования  •  Практика создания электронного каталога арабографических источников  •  Арабская лингвистическая традиция и ее отражение в истории татарского языкознания  •  Роль исторического образования в формировании личности в условиях гетерогенного российского социума  •  О религиозном образовании татар в трудах татарских авторов XIX века и на страницах татарской периодики конца XIX – начала ХХ вв.  •  Books in Arabic by Tatar Publishers

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • С ВЕРОЙ В БУДУЩЕЕ (О доктрине образования в Республике Татарстан)
    Валиев М.Х. Татарские края. N 26 (387) июнь, 2000
     

    Валиев М.Х.

     

    С ВЕРОЙ В БУДУЩЕЕ (О доктрине образования в Республике Татарстан)

    Татарские края. N 26 (387) июнь, 2000

     

    См. данную статью на татарском языке valiev2.pdf

     

    В современных условиях в Татарстане (как и во всей России) идет поиск путей наиболее целесообразного устройства дела образования. Система образования, которая раньше служила интересам унитарного государства, отличалась единообразием во всей стране. Теперь же она оказалась в условиях выбора образовательного пути.

    Различные варианты и подходы совершенствования дела образования излагались в тех многих концепциях, которые появились в последние годы в России и Татарстане (в т. ч. Концепции развития татарского национального образования). Однако Республика Татарстан осуществляет свой, во многом не схожий с другими путь к цивилизованному, правовому обществу, в котором не будет места ассимиляции языка, нивелированию национальных особенностей, народно-гуманистических концепций личности; наибольшее развитие получит экономический, интеллектуальный, духовно-нравственный потенциал народа и республики. С учетом этого, в одном из своих выступлений президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев говорил, что у Татарстана должна быть своя доктрина образования.

     

    Доктрина - это высокая теория. Раньше и в России, и в Татарстане никогда не было такой научно-обоснованной доктрины образования. Необходимость в ней особенно сильна в условиях демократизации, развития плюрализма мнений и подходов. При разработке Национальной доктрины развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан учтены основные положения Законов об образовании РФ и РТ, так как этого требует единство образовательного пространства.

    Доктрина названа "национальной" в таком понимании: а) общегосударственная; б) предусматривающая реализацию образовательных потребностей отдельных народов, т. к. Татарстан является родиной многих издавна проживающих в ней народов.

    Данная доктрина не противоречит положениям "Концептуальных основ национального образования в Республике Татарстан" (проект), а наоборот, поднимает ее на более высокий, перспективный, научный уровень те идеи, которые высказывались при обсуждении данного проекта на Всетатарском курултае работников татарского просвещения (Казань, 2000г.).

     

    Национальная доктрина развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан, опубликованная на страницах всетатарской еженедельной газеты "Татарские края" ("Татар иле") (№№ 23, 24, 25 за 2000 г.) на русском и татарском языках, прошло неоднократное обсуждение с участием представителей Министерства образования Республики Татарстан, Института повышения квалификации работников образования, Казанского городского управления образования, Академии наук Татарстана, руководителей учебных заведений, Всетатарской ассоциации "Магариф" ("Просвещение"), а также средств массовой коммуникации. Их предложения учтены в доработке проекта. Это показывает, что авторский коллектив по разработке Доктрины осуществлял открытость и доступность всем заинтересованным лицам и организациям вносить свои дополнения, что усиливает жизненность и реальность изложенных в Доктрине положений.

     

    Доктрина в то же время не может ограничиваться провозглашением красивых, заманчивых лозунгов. В системе образования в целом и, в частности, татарском национальном образовании в настоящее время имеются нерешенные пока проблемы, что требует изложения перечня конкретных мероприятий для развития как теории, так и практики. Например, перечисленные в Доктрине концепции по отдельным направлениям развития образования, как предполагается, будут разрабатываться с более широким участием не только ученых-педагогов, но и руководителей отделов образования, методистов, учителей.

    Можно надеяться, что разработанная впервые научным коллективом Центра истории и теории национального образования Академии наук Татарстана Национальная доктрина развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан послужит более интенсивному развитию педагогической мысли и теории в условиях регионализации образования: даст новый импульс целенаправленному, системному планированию развития образования в Татарстане; а для практических работников - будет своеобразным ориентиром, в котором они так нуждаются в своей повседневной работе.

     

    Следует отметить, что татарстанская доктрина образования разработана раньше, чем российская. Значит, поистине: "нет в науке провинций"; и у нас в Татарстане (и, впрочем, в регионах компактного проживания татарского населения) имеется довольно большой, но пока не полностью используемый в государственной политике образования интеллектуальный потенциал.

    Разработанная доктрина ориентируется на решение самых актуальных проблем образования. Она может быть в дальнейшем основой для выработки государственной политики Республики Татарстан в области образования и для создания более практических концепций по отдельным направлениям развития образовательно-воспитательных систем.

     


    СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКНИЖНЫЙ КИОСККАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ