www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Четверг, 23 марта 2017, 03:12

Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ


Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова / Публикации сотрудников на сайте / Музейная педагогика: наука и практика в условиях Республики Татарстан
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КНИЖНЫЙ КИОСК
Об Институте истории АН РТ  •  Администрация  •  Отдел новой истории  •  Отдел новейшей истории  •  Отдел этнологических исследований  •  Отдел истории общественной мысли и исламоведения  •  Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова  •  Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова  •  Центр иранистики  •  Центр изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков  •  Отдел информационных технологий  •  Крымский научный центр  •  Северо-Западный научный центр им. Л.Н. Гумилева  •  Центр этносоциологических исследований  •  Аспирантура Института истории АН РТ  •  Территориальные отделения  •  Архив
Гибатдинов Марат Мингалиевич  •  Мухаметзянова Дина Сибагатовна  •  Муртазина Ляля Раисовна  •  Лотфуллин Марат Вазыхович  •  Ахтямова Алсу Вазиховна  •  Гимазова Рафиля Алмарисовна  •  Сафина Алия Магсумовна  •  Зиннатуллина Алсу Анваровна  •  Яруллина Ляйсан Ильсуровна  •  Абызова Резеда Равиловна  •  Садыков Шамиль Фанисович  •  Публикации сотрудников на сайте  •  Проект по созданию «Антологии татарской педагогической мысли»  •  Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме (на примере Респ. Татарстан)
Татарская женщина в зеркале истории  •  Татарки-просветительницы  •  С ВЕРОЙ В БУДУЩЕЕ (О доктрине образования в Республике Татарстан)  •  Комплексная система преподавания в системе ликбезов  •  Новые понятия в педагогике  •  Деятельность ликбезов в Татарстане  •  Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики  •  Музейная педагогика: наука и практика в условиях Республики Татарстан  •  Некоторые размышления о философии образования средствами музейной педагогики  •  Роль Казани и Елабуги в развитии культуры, просвещения братских народов Поволжья и Приуралья  •  Пути к высотам образования  •  Практика создания электронного каталога арабографических источников  •  Арабская лингвистическая традиция и ее отражение в истории татарского языкознания  •  Роль исторического образования в формировании личности в условиях гетерогенного российского социума  •  О религиозном образовании татар в трудах татарских авторов XIX века и на страницах татарской периодики конца XIX – начала ХХ вв.  •  Books in Arabic by Tatar Publishers

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Музейная педагогика: наука и практика в условиях Республики Татарстан
    Гильмутдинова Г.М.
     

    Гильмутдинова Г.М.

     

    Музейная педагогика: наука и практика в условиях Республики Татарстан

     

    Среди учреждений, призванных решать наряду с другими культурно-образовательные задачи, музеям принадлежит особое место. Только музеи, являясь сокровищницей материальной и духовной культуры народа, используя заложенный в них огромный научный потенциал, способны решать вопросы образования и воспитания подрастающего поколения.

     

    Татарстан - край уникальный во всех отношениях. Здесь был создан феномен татарской культуры, столь самобытной, что аналогов ей нет в других странах мира. На протяжении веков здесь складывались свои архитектурные, литературные и музыкальные традиции. Все это повышает нашу ответственность перед будущим поколением. И хотя интерес к прошлому сейчас достаточно велик особенно в связи с грядущим юбилеем города, но уровень знаний учащейся молодежи по истории и культуре нашего края остается низким.

     

    На помощь складывающейся ситуации приходит музейная педагогика (далее - МП) научная дисциплина, возникшая на стыке 3-х наук: психологии, педагогики и музееведения, и нашедшая в последние два десятилетия в среде музейных специалистов все большее предпочтение.

     

    Термин «музейная педагогика» пришел к нам из ГДР, однако основополагающие идеи ее были заложены еще в рамках единой Германии на рубеже XIX-XX веков и связаны с именами целого ряда немецких просветителей и музейных деятелей, таких как А.Лихтварк, Г.Кершенштейнер, Г.Фрейденталь и А.Рейхвейн. Каждый из них внес неоценимый вклад в вопросы теории и практики МП в период ее становления.

    В начале 1970-х годов известный теоретик и практик-музеевед А.М.Разгон одним из первых заявил о необходимости создания новой научной дисциплины в нашей стране.

    Перенесение термина «МП» на отечественную почву не случайно. В России он начал утверждаться потому, что возникла потребность в формировании теории культурно-образовательной деятельности музея, теории, в которой бы практика увидела свое отражение и получила новый импульс для развития.

     

    В чем же секрет притягательности этой научной дисциплины? Он кроется в специфике музейно-педагогической деятельности. В основе МП, как и в основе любого образования, лежит система - система подачи музейных знаний, которая должна удовлетворять следующим принципам: комплексности музейного подхода; непрерывности, преемственности и последовательности излагаемых знаний; многообразия и вариативности форм подачи информации; действенности и результативности проведения музейно-педагогических занятий.

     

    Какая же методика должна быть положена в основу системы музейных занятий?

    • Метод «погружения в историю».
    • Игровой метод.
    • Ролевой метод.
    • Метод театрализации.
    • Вопросно-ответный метод.

    Говоря о различных методических приемах проведения занятий важно помнить, что все они служат одной цели - созданию особого музейного пространства, способствующего образовательно-воспитательному процессу в школе и вузе. МП от любой другой педагогики, отличает также наличие музейного предмета, обладающего способностью одновременно воздействовать на эмоциональную, интеллектуальную и нравственную сферы личности, благодаря его свойствам:

    • Информативности (способности нести информацию);
    • Аттрактивности (способности привлекать внимание посетителя);
    • Экспрессивности (способности вызывать ассоциации и оказывать эмоциональное воздействие);
    • Репрезентативности (способности отражать действительность в типичных или уникальных чертах).

    Необходимо также упомянуть и о музейном педагоге, являющегося своего рода посредником между учащимся и музейным предметом. Благодаря ему осуществляется процесс общения ученика с «реальными вещами», постигается «язык вещей» и передаются знания о музейном предмете; с его помощью выстраиваются «пространственные рассказы».

     

    МП в настоящее время одинаково актуальна и как формирующаяся научная дисциплина, и как область научно-практической деятельности. Эффективность ее в том, что музейный педагог, являясь одновременно автором музейной программы, и ставя своеобразный педагогический эксперимент в классе(который мы называем контрольным), имеет возможность апробировать действенность того или иного метода и, таким образом, на добытом знании, проверенном практикой, строить свою дальнейшую  деятельность. Эта тенденция взаимодействия музея и школы, которую можно определить как стремление к партнерству складывается в последнее десятилетие.

     

    Вторая тенденция, традиционно связанная с деятельностью музеев, проходит свое становление. На наш взгляд, уже сегодня можно говорить о создании и функционировании т.н. музейно-педагогических центров в городах республики. «Первыми ласточками» по внедрению МП в нашем городе стали музеи А.М.Горького, Е.А.Боратынского, С.Сайдашева, музей изобразительных искусств, в республике - краеведческие музеи гг. Лениногорска, Менделеевска, Елабужского музея-заповедника, а также музей К. Васильева в р.п. Васильево Зеленодольского района, ведомственные музеи, такие как Музей Горьковской железной дороги в п. Юдино, Вахитовский и Ново-Савиновский районные центры детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий г.Казани, Городской Дворец детского творчества им. А.Алиша. Активный поиск методических приемов и внедрение музейно-педагогических программ ведется сегодня в Национальном музее РТ, в этом же направлении работает и музей-заповедник «Казанский Кремль».

     

    Музейно-педагогическая деятельность таит в себе и ряд проблем, с которыми так или иначе сталкиваются сегодня все музеи:

    • Проблема образовательной специфики музея.
    • Эффективность музейной коммуникации.
    • Изучение музейной аудитории.
    • Создание и апробация новых методик и программ для различных категорий посетителей.
    • Установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по совместной деятельности, и прежде всего, со школой.
    • Успешное решение этих проблем на практике доказывает жизнеспособность МП как научной дисциплины.

    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКНИЖНЫЙ КИОСК