Перепечатка с сайта «Казанский портал» http://e-kazan.ru/news/
Татарский вопрос в России
«Татарский вопрос в России» - под таким названием в Москве в Российской академии наук начал работать постоянно действующий семинар. Учредителями его выступили общественная организация «Ватаным» и редакция молодой общефедеральной газеты «Татарский мир».
Цель и задачи семинара в какой-то мере отражены в его названии: стимулировать научные изыскания по истории, культуре, государственности татарского народа, его роли в становлении российской государственности, решении современных проблем федеративного устройства в России и так далее. Заседания предполагается проводить каждый месяц. В частности, планируется обсудить такие темы: "Татарский вопрос в современной России: содержание, актуальные аспекты", "Этнос, государство и национально-культурная автономия в России и в зарубежных странах; опыт и уроки Республики Татарстан".
В апреле есть намерение вынести на обсуждение тему "Татары и ислам в культурно-историческом, политическом, геополитическом измерениях", в мае - "Татары и тюркский мир в контексте современного пантюркизма". Не обойдут участники семинара и такие острые вопросы, как "Татарское иго" в исторической памяти русских и татар, его влияние на современное состояние татарского вопроса и его решение" (июнь), "Взятие Казани" и его исторические последствия для татар, русских и других народов" (июль).
Семинар станет своего рода научным сообществом, объединяющим ученых самых разных специальностей и направлений из Москвы и других регионов - историков, этнологов, философов, культурологов, правоведов, социологов, политологов, тюркологов и востоковедов.
На первом заседании семинара, который открыли и вели президент РАН Ю.Осипов и академик Российской академии медицинских наук, президент общества "Ватаным" Р.Акчурин, обсуждались организационные и концептуальные вопросы. В нем приняли участие ученые и общественные деятели из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Саратова, Казани и других городов. Татарстан представляли председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров, президент Федеральной татарской национально-культурной автономии Римзиль Валеев, ученый-историк Дамир Исхаков, заместитель полномочного представителя Республики Татарстан в Российской Федерации Шамиль Шамсутдинов. В своих выступлениях они подчеркнули безусловную значимость семинара, который поможет закрыть многие "бреши" в татарском вопросе, преодолеть "татарофобию", даст толчок к развитию исторической науки вообще и татароведения в особенности. Вместе с тем они затронули и ряд практических вопросов, требующих безотлагательного решения. Это, в частности, развитие материальной инфраструктуры для удовлетворения стремления татар, проживающих в разных регионах, к изучению своей истории, языка, культуры, расширения информационного поля и другие. По существу, они напомнили о тех проблемах, которые поднимались перед Президентом России Владимиром Путиным во время встречи в Казани с делегатами Всемирного конгресса татар и по которым он дал конкретные поручения соответствующим правительственным структурам России, но решение их затягивается.
18 Янв 2003 г.
Татарский вопрос встает с колен
Вчера в Российской академии наук состоялся академический семинар, обсудивший перспективы татарского вопроса в России. Специальный корреспондент АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ считает, что эти перспективы без преувеличения бескрайни.
Татарский вопрос в России существует. Участников семинара, среди которых было много первых лиц академических институтов (Института востоковедения, Института этнологии и антропологии, Института, как это ни странно, США и Канады), не надо было убеждать в этом. Как высказался один из участников семинара, татарский вопрос существует наравне с еврейским и вопросом чукчей. Но некоторые отличия все-таки есть. По замечанию вице-президента РАН академика Никипелова, татары никогда еще не имели такого авторитета в мире, как сейчас.
- Татаристы сделали удивительно много,- льстиво подчеркнул он.- Многим народам, я думаю, что и русскому в том числе, остается только позавидовать.
Такое начало дискуссии нельзя было не признать дальновидным. Татарам, нации ранимой и даже, по моим многолетним наблюдениям (несколько лет жил с татаркой), мнительной, такая постановка татарского вопроса должна была понравиться. На это, видимо, очень рассчитывали организаторы дискуссии.
Поначалу так и произошло. Академик РАН Роберт Нигматулин так, показалось, расчувствовался, что, начав искать виновных в бедах татарского народа (найти виновных необходимо, но не так просто, как кажется на первый взгляд), обнаружил его в рядах самих татар. Крайним оказался не кто-нибудь, а сам основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк, который, по словам академика, решил в свое время приблизить Турцию к Европе, а в результате появились десятки тюркских письменностей. И теперь одни тюрки не понимают того, что пишут другие. А страдают от этого, как всегда, русские, на которых пытаются возложить вину за происшедшее.
Оттого-то татарам, по словам Роберта Нигматулина, и необходимо как можно скорее переходить на латиницу. В этом их единственный на сегодня выход. Но не только им придется перейти на латиницу. Если русские собираются сохранить себя как этнос, то им, по мнению академика, тоже придется перейти на латиницу с облюбованной было кириллицы.
- Да понимаю я, что кириллица как родная мама,- с досадой воскликнул академик,- но ведь надо!
Проблему было бы не так уж сложно решить, если бы не одно "но".
- Как только начинаем обсуждать татарский вопрос, сразу врывается гидра озлобленности,- из последних сил стараясь сохранять спокойствие, пояснил академик Нигматулин.- Эта гидра царствует и в научных кругах.
К глубочайшему сожалению, эта гидра, как только он закончил, ворвалась и в зал "Президентский" Академии наук, где происходило заседание. Ведь слово дали доктору исторических наук Дамиру Исхакову, профессиональному татарину. Он вернулся к одному из самых больных для политической элиты Татарии вопросу - про перепись населения. В алфавитном перечне народов России татарский народ был расчленен на несколько искусственных, как некоторые считают, образований. Перепись давно закончилась, но боль в сердце Дамира Исхакова не утихла до сих пор.
- Зачем с московской стороны это было сделано? И что же мы получили? Многие записали себя как "крещеный татарин". А в алфавитном перечне таких слов вообще нет!
Правда, господин Исхаков не сказал, что зато в перечне были кряшены, а ведь это одно и то же. Не дает ему покоя и такая историческая общность, как сибирские татары.
- Сибирских татар прежде всего интересует доступ к политической власти,- рассказал Дамир Исхаков.- Закрепив аборигенные права, они хотят пройти туда! И прежде всего в Тюменской области.
Я, честно говоря, так и не успел понять толком, хорошо это или все-таки плохо для решения проблемы самоидентификации сибирских татар, так как Дамир Исхаков уже говорил о "проблеме взятия Казани". И такая проблема, оказывается, существует. Более того, на недавнем международном симпозиуме в Тобольске Дамир Исхаков в который раз обсудил ее с коллегами во всех подробностях. И что же?
- Совершенно новая постановка! Переворачивает представления! Все было наоборот!
В регионах, таким образом, намечается, по словам Исхакова, активизация татар. Кого-то это обнадеживает, а кого-то и нет. Но всем, кому небезразлично то, что творится сейчас в душе татарина, ясно, что происходит что-то очень и очень серьезное, с чем вскоре придется считаться всем.
- Растет, растет недовольство татар тем, что нельзя пока найти доступ к ресурсам! Председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ренат Закиров поддержал коллегу Исхакова: - Татарский народ самой жизнью поставлен в самый центр событий и выходит на передний план. Эх, если бы только не эта перепись и не этот перечень...
- Представьте себе наше шоковое состояние там, в Казани... Мы еле выдерживали натиск татар по телефонам...
Но зато:
- Все потуги разделить татар привели к их консолидации! И это тоже, может быть, задумано...- заявил ученый.
В порядке самокритики Ренат Закиров между тем признал:
- Многие вопросы развития татар вызывают сомнение.
Мне показалось, правда, что этот акт национального самоуничижения был лишним. Никто в зале не требовал от него такой постановки вопроса. Более того, стоит открыть газету "Татарский мир", которая издается в Москве, и станет ясно, что развитие татарина - не самый больной вопрос этой нации. Статья под рубрикой "О татарах с любовью" так и называется: "Татары любят учиться". Из нее можно узнать, что "татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками". Так что напрасно Ренат Закиров так сказал.
Проблемы обучения татар между тем искренне, как мне показалось, задевают Рената Закирова. Так, он вдобавок упомянул о "новом подарке, который приготовили татарскому народу в Москве накануне Нового года: ввести в школе уроки православной культуры". Но эта битва (в отличие от Куликовской, которой, по консолидированному на сегодня татарскому мнению, вообще не было), по мнению Рената Закирова, еще далеко не проиграна:
- Мы будем добиваться того, чтобы в школах преподавали только историю мировых религий.
Надо сказать, что эта дискуссия, по словам ее организаторов, носила установочный академический характер. Что же начнется, когда участники семинара перейдут к обсуждению таких насущных пробл
ем, как упомянутое "Казанское взятие", "Татарское иго в исторической памяти русских и татар" и, наконец, "Татары в геополитическом измерении"?
Впрочем, может, и не стоит горячиться. Ведь, как рассказал академик Роберт Нигматулин, через 30-40 лет чистых носителей татарской крови не останется. Ведь только 20% татар женится на татарках.
- И это неизбежно! - с горечью воскликнул академик.
- Почему же? - выкрикнул кто-то из зала.
- Потому что это любовь,- тоскливо сказал Роберт Нигматулин.- Любовь - это такая вещь...
Таким образом, если его подсчеты правильны и через 30-40 лет татар уже не будет, то и татарского вопроса тоже не будет. Не о чем будет говорить.
"Коммерсантъ"
18 Янв 2003 г.