22.04.2003 г. в Институте истории АН РТ состоялся научно-практический семинар на тему: «Реформа национального образования: действительность и перспективы», организованный Центром истории и теории национального образования (рук. Султанов Ф.М.). На семинаре были обсуждены проблемы современного состояния татарской национальной школы, совершенствования методики преподавания татарского языка в русскоязычной школе, состояния и перспектив развития преподавания истории татарского народа и Татарстана, основ национального воспитания, перспектив преподавания на татарском языке. В обсуждении наряду с научными сотрудниками Центра истории и теории национального образования Института истории, приняли участие представители Министерства образования РТ (Зарипов Р.А.), Всетатарской ассоциации «Магариф» (Туктамышев Н.К.), Казанского городского управления образования (Лотфуллин М.В.), Татарского государственного гуманитарного института (Хисамова В.Н.), Казанского государственного университета (Биктагиров К.Л.), специалисты по национальному образованию районных управлений образования, директора и завучи школ г. Казани. В ходе плодотворной дискуссии были высказаны пожелания продолжить дальнейшее обсуждение актуальных проблем развития национального образования с привлечением широкого круга ученых и специалистов-практиков, в этих целях организовать постоянно действующий семинар по проблемам национального образования для руководителей татарских школ и гимназий на базе Центра истории и теории национального образования Института истории, создать в системе АН РТ Институт национального образования, в целях координации исследований по проблемам истории и теории татарского национального образования.
См. также о семинаре
Восточный экспресс № 18 (119) 25 апр.-1 мая 2003
УЧИТЬ НЕ ЯЗЫКУ, А РЕЧИ!
Во вторник прошел научно-практический семинар «Реформа национального образования: действительность и перспективы». Семинар собрал историков, чиновников городского управления образования, учителей татарского языка и истории. Три часа заседания стали подведением итогов развития татарской школы в последние десять лет. С самого начала она воспринималась и воспринимается как просто татароязычная школа, в то время как национальное образование - это не только язык, но и также национальная среда, культура. Участники семинара видят татарскую школу не просто средним учебным заведением, а как минимум классической гимназией. Вспомнили и о национальном университете, который должен готовить элиту. С критикой методики преподавания татарского языка выступил Абдулла Асадуллин:
- Ожидаемого двуязычия нет, хотя язык уже преподается 10-12 лет. Одна из главных причин неудачи кроется в том, что преподается не живая речь, а грамматика языка. Ученики заняты тем, что из урока в урок пересказывают прочитанное и услышанное. В то же время уже разработано семь пособий по татарской речи.
На семинаре был затронут и вопрос об учебниках истории Татарстана. С одной стороны, Татарстан по преподаванию национально-регионального компонента опережает многие другие регионы, с другой - учебники сильно отстали от федеральных в методическом плане. Встает вопрос: какую историю преподавать? Историю Татарстана, татарского народа, татар Поволжья, всех татар, историю татар и русских в Татарстане или историю всех народов Татарстана?
Арслан МИНВАЛЕЕВ