16 и 17 апреля 2005 г. в г. Москве, в Московском государственном гуманитарном университете прошел Российский Форум «Образование – для всех!». В работе Форума принял участие с.н.с. Центра истории и теории национального образования Института истории АН РТ М.Х. Валиев. Он поделился своими впечатлениями о Форуме.
О РОССИЙСКОМ ФОРУМЕ «ОБРАЗОВАНИЕ – ДЛЯ ВСЕХ!»
При участие представителей педагогической (и не только педагогической) общественности из многих регионов России шло обсуждение тех проблем образования, на которые (по мнению участников) в официальной образовательной политике страны и регионов в настоящее время обращается недостаточно внимания; тем самым, цель данного форума вырисовывалась так: накопление идей и мнений для создаваемого общественного движения «Образование – для всех!» как альтернатива российской государственной образовательной политике. Но в действительности, на мой взгляд, названное движение не будет альтернативой в полном смысле слова, а будет дополнять существующую образовательную политику. Это видно и по названию секций: «Социально – экономические проблемы образования», «Качество образования», «Социальные проблемы образования», «Социальные последствия реформ управления научной деятельностью», «Здоровье для всех через образование», «Образование как фактор консолидации многонационального российского общества», «Мировозренческие основы образования XXI века», «Права студентов», «Свобода убеждений в образовательном пространстве: формы реализации», «Судьба светского образования в современной России». Эти вопросы в настоящее время представляют большой интерес различных слоев населения, имеют важное научное и практическое значение. Считаю, что всяческое, в том числе в рамках российсского форума, обсуждение их будет иметь пользу в смысле развития общественного мнения и педагогической мысли в этих направлениях.
Примечательно то, что в проект декларации Форума не были включены проблемы национального образования (хотя они касаются всех народов России). На заседании секции «Образование как фактор консолидации многонационального российского общества» на это было обращено внимание. В результате обсуждения актуальных вопросов национального образования участники пришли к мнению, что проблемы национального образования следует выводить на общероссийский уровень (исходя из положения: «мы – многонациональный народ России») и принимать меры по государственной поддержке структур научного обслуживания национального образования на федеральном и региональном уровнях. На заключительном заседании Форума такие предложения были сделаны (рук. секции М.Н.Кузьмин) для включения в общую декларацию.
М.Х.Валиев,
Казань.
E-mail: history@ih.kazan.ru