www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Вторник, 19 марта 2024, 07:26

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / История и теория национального образования / Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
М.Х.Гатауллина. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985–2000 г.г.)  •  Национальная доктрина развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан  •  Милли мэктэп hэм укытунын моhим мэсьэлэлэре. Национальная школа и актуальные проблемы обучения  •  Т.А.Биктимирова. Татар хатын-кызлары мэгърифэт юлында  •  Программа по истории татарского народа и Татарстана  •  Гафарова Р.М. Пути активизации общения заикающихся детей  •  Сафиуллина Р.Р. История книгопечатания на арабском языке в России у мусульман Поволжья  •  Сафиуллина Р.Р. Арабская книга в духовной культуре татарского народа  •  Җәләлиев Ш.Ш. Милли тәрбия нигезләре  •  Гибатдинов М.М. Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе  •  Муртазина Л.Р. Педагогический анализ деятельности ликбезов (на примере Республики Татарстан)  •  Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны  •  Сборник материалов Международного конгресса (18–19 апреля 2007 г., г.Казань)  •  Мухаметзянова Д.С. Кадимистская система образования в историческом и педагогическом контекстах  •  Современные подходы к патриотическому воспитанию молодежи: опыт и инновации  •  Методические рекомендации для организации исследовательской деятельности учащихся по краеведению  •  Татар педагогик фикере антологиясе: ике томда. 1 т. (борынгы төрки чор – XX гасыр башы)  •  Исмаил Гаспралы (1851–1914) и развитие татарского просвещения

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны
    Казань: Алма-Лит, 2003. – 184 с.
     

    Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны. – Казань: Алма-Лит, 2003. – 184 с.

     

    См. электронную версию книги в формате pdf (Acrobat Reader) stupeni.pdf

     

    В монографии рассказывается об основных этапах пути, пройденного татарскими женщинами в борьбе за светское образование, за свободу и равноправие в конце XIX – начале ХХ веков.

    Книга адресована историкам, педагогам и широкому кругу читателей.

     

    Содержание

     

    Введение. Татарская женщина в зеркале истории

    История возникновения и некоторые традиции становления женского образования

    Влияние движения просветительства на просвещение татарских женщин

    Поворот к демократизации образования

    Сравнительная характеристика развития женского образования в некоторых странах Западной Европы и России в конце XIX – начале XX века

    Женские русско-татарские школы

    Начало женского движения в России и борьба за высшее женское образования

    Татарские девушки в Казанском университете

    Женское движение в России накануне и в период революций 1917 г.

    Женский вопрос на Всероссийских мусульманских форумах 1917 года

    Заключение

    Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 3

     

    Введение

     

    Татарская женщина в зеркале истории

     

    Лицо нации – женщина. С незапамятных времен прогрессивная часть человечества рассматривала совесть любого общества в связи с его отношением к женщине, ибо она то божественное создание, уникальное явление природы которое дает жизнь. Женщина – душа, опора, свет и тепло семьи. Она прежде всего мать. Любой человек любой нации и народности черпает жизненные силы из семьи, оттуда берет начало родник, ведущий в будущее. Очевидно, именно отсюда исходило в древних татарских семьях уважение и преклонение перед культом женщины – матери. Со священным именем «мать» считались все, в семье при решении многих проблем ее слово было последним. При матери нельзя было сквернословить, курить, повышать голос и т.д. Кстати, и сегодня все это сохранилось во многих благородных семействах, представляющих цвет нации.

     

    Однако только материнством не ограничивалась роль татарских женщин. Они повсеместно играли значительную роль в общественной жизни и даже с успехом овладевали царским венцом.

    До сих пор нет серьезных обобщающих работ о роли женщин татарок в истории народов нашей страны (в том числе и в истории татарского народа). За последние десятилетия появилось немало этнографических и социологических исследований, показывающих роль и место современной женщины в различных ситуациях: в деревенском быту, в различных сферах городской занятости, а также их роль на разных этапах общественного развития. Но эту мозаику фактов еще нужно сложить в общую картину.

     

    Что же касается наших знаний о женской доле в прошлом, то тут «белых пятен» гораздо больше. Это обстоятельство отчасти объясняется сложившимся мнением, что татарка прежде всего мусульманка и как мусульманка – рабыня, будто во всех перипетиях жизни она нуждалась в муже: выходила в его сопровождении, путешествовала под его защитой, думала только его умом, смотрела его глазами, слушала его ушами, жила только его волей и т.д. Здесь не учитывается тот очень важный фактор, что только мужской эгоизм (а не Ислам) породил убеждение, будто Аллах при создании мужчины дал ему ум и добродетель, а женщина по слабости ума и страстности природы должна жить в подчинении мужчине, она не достойна умственного и нравственного прогресса. К слову, это убеждение характерно не только для мусульманских мужчин.

     

    На наш взгляд нужно отказаться от крайностей в оценке положения женщин в мире Ислама. Ведь речь идет о большой исторической эпохе, длившейся более тысячи лет, на протяжении которой Ислам распространился на огромной территории от Испании и Марокко до Индокитая и Филиппин, от Поволжья и Западной Сибири до Занзибара и Уганды. Было бы наивно полагать, что положение женщин во всем исламском мире всегда и везде было одинаково.

     

    В период высшего расцвета мусульманского мира женщина могла сравнительно легко занять достойное место в обществе. Известна выдающаяся роль женщин в развитии науки в хадисах еще в ее начальном периоде. Так, большую роль в распространении и изучении хадисов сыграла жена пророка Мухаммеда Айша. С ее мнением как в правовых, так и в религиозных делах считались в сложное время правления первых трех халифов – Абу Бакера, Гумера и Усмана.

     

    Дочь шейха Таки ад-Дина ал-Васити после получения диплома читала лекции по государственному праву в мечети, находившейся около Дамаска. За комментарии к сочинению Яхьи ибн Адама «Китаб ал-харадж» («Книга о харадже») она была удостоена титула Ситт ал-Фукаха (Госпожа факихов)[1].

     

    Среди литераторов Андалусии знаменитой поэтессой считалась Хамдуна, дочь Зийада. Многие известные поэты подражали ее поэтической манере и даже присваивали ее стихи. Таких примеров можно привести очень много. Споры законоведов вызывал лишь один вопрос – вопрос о правомочности для женщины занимать должность кадия (судьи). Со временем и этот спор решился в пользу женщины. На Всероссийском мусульманском съезде (май, 1917) в Москве известная мугаллима (преподавательница) Мухлиса ханум Буби была избрана в Мусульманское Духовное Управление в качестве кадия. Ее задача заключалось в том, чтобы она отстаивала права и интересы женщин перед высшим духовным учреждением.

     

    Бесспорным кажется одно, что такое быстрое распространение ислама не предполагало существенных перемен в социальной организации, в том числе и в положении женщин. Косвенным подтверждением высказанной гипотезы является преемственность многих традиций и этических норм в жизни Ближнего и Среднего Востока. Такие правила, как необходимость повиновения женщин мужчинам, соблюдение девушкой целомудренности, а женами верности своим мужьям, уплата выкупа («калыма») за невесту, выделение большей доли наследства сыновьям, равно как и наличие системы запретов в семейно – брачной жизни, обычаев полигамии и ношения паранджи, которые нашими современниками воспринимаются как типично мусульманские, на самом деле действовали еще до появления ислама. Так, паранджу, судя по иконографическим изображениям, носили в Пальмире[2] еще в I веке нашей эры, известна она и в Византии и в других землях, вошедших позже в состав Арабского халифата. Ислам же, как считают современные исследователи, главным образом модифицировал и закреплял силой религиозного установления те нормы общественной жизни, которые застали арабы в завоеванных ими странах.

     

    Отметим и другое. На перифериях мусульманского мира, таких как Поволжье и Сибирь, влияние классических исламских институтов ощущалось слабее, зато велика была роль местных традиций и обычаев, роль местных мусульманских законодателей. Так, женщина–татарка никогда не носила чадру и паранджу, уплата выкупа (калыма) за невесту и многоженство среди татар не было распространенным явлением.

     Она играла довольно активную роль в различных сферах общественной жизни. Разумеется, объем и проявление этой деятельности были различны в деревне и городе; имущественное положение, уровень образования, принадлежность к разным социальным слоям также оказывали свое существенное влияние на активность женщин. Некоторое представление об этом дает изученные нами материалы о шариатском суде. Хотя в шариатском суде мусульманки (татарки) не обладали равными правами с мужчинами, они все же использовали суд для обеспечения своих прав на собственность, наследственность, действовали как попечители своих детей и поручители за других женщин. Некоторые из них владели значительным имуществом, вкладывали деньги в торговлю и ростовщические операции, основывали вакфы для поддержания мечетей, медресе и других религиозных и культурно – просветительных учреждений.

     

    Обратим внимание на положение женщины в Волжской Булгарии, т.к. во всей системе государственности татарского народа более-менее полно и объективно изучена лишь ее история. Женщина в Булгарии была свободной и равноправной. Она принимала участие в решении важных жизненных проблем наравне с мужчинами. На просвещенность женщин Великой Булгарии обращает внимание арабский ученый географ Ибн Руста. В XIIXIV вв. в Булгарии имелась разветвленная сеть мектебов и медресе, которые готовили деятелей, способных развивать национальную культуру на уровне передовых цивилизаций своего времени. Среди них достойное место занимало знаменитое медресе Туйбикэ абыстай, где обучались девочки из разных стран.

    Сколько прекрасных легенд сохранила людская память о прекрасных девушках Булгарии, таких, как Алтынчэч(Золотоволосая) и Каракюз(Черноокая), которые вставали рядом с мужчинами, защищая родную землю. А можно ли забыть легендарную Гайшабикэ? Она с братьями храбро сражалась против монгольских захватчиков, но попала в полон. Ее увезли в Среднюю Азию. Благодаря исключительной мудрости и решимости ей удалось бежать из плена. Гайшабикэ вернулась на родные места, вышла замуж и прожила долгую жизнь в почете и уважении. Ее имя носит татарская деревня Айша недалеко от Казани.

     

    Преемником материального и духовного наследия Волжской Булгарии стало Казанское ханство, представлявшее собой мощный экономический, политический и культурный центр. Как одно из наиболее известных средневековых государств Восточной Европы и исламского мира, Казанское ханство явилось продолжателем традиций, берущих свое начало у гуннов и древних тюрков, Булгарского царства и Золотой Орды. С каким почтением татарский народ хранит имена Нурсолтан и Сююмбикэ. Первая из них правила этим ханством (1480- 1520 гг.) и многие историки называют этот период «Эпохой Нурсолтан». О трагедии последней сегодня известно, вероятно каждому, кто хоть немного владеет историей татарского народа.

     

    Уместно здесь подчеркнуть и то, что в истории Казанского ханства нет ни одной страницы и не упоминается ни одного случая об угнетенности женщин, об их неравном положении в обществе.

     

    Процветание края было прервано завоеванием Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года. Оно на многие столетия задержало развитие экономики, культуры и всей политической жизни края. История прошлась тяжелым катком по судьбе национального просвещения, не щадя ни его подвижников, ни результатов труда нескольких поколений интеллектуальной элиты. Татары стали русскими подданными, но подданными второго сорта, не имеющих равных прав с русскими. В условиях рабства невозможно было сохранить прекрасные традиции, устоявшиеся уважительные отношения между людьми. Постепенно изменилось отношение к женщине, ее положение ухудшилось. Бесправие и бедность поставили ее в неблагоприятное положение перед произволом мужчин.

     

    Отметим, что бесправное положение женщин характерно было для всей России (в том числе и для русских женщин), а также для многих стран Запада. В своде законов Российской империи говорилось: «жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность…» Замужние женщины не имели права получать отдельный вид на жительство и вписывались в паспорт мужа. В случае ухода от мужа они могли быть принудительно возвращены обратно, как нарушительницы закона. Неравноправное положение женщин освящалось церковью.[3] Один из библийских заповедей гласит: «Да убоится жена мужа своего».

     

    Недаром великий русский поэт Н.А. Некрасов писал о тяжелой доли русской женщины:

    Три тяжкие доли имела судьба,

    И первая доля: с рабом повенчаться,

    Вторая – быть матерью сына раба,

    А третья – до гроба рабу покоряться,

    И все эти грозные доли легли

    На женщину русской земли[4].

     

    Таким образом, вопрос в том, какое место призвана занимать в обществе женщина, о возможностях и путях ее полной эмансипации и устранения всех форм дискриминации, об уравнении ее во всех гражданских, экономических и социальных правах с мужчиной, наконец, вопрос о защите специфических женских интересов – все эти проблемы появились не сегодня. Они возникли с зарождением классового общества, в котором женщине испокон веков отводилась второстепенная, а то и просто подчиненная роль. Все эти проблемы остаются актуальным и сейчас, в начале XXI столетия.



    [1] Бахрие Учок. Женщины – правительницы в мусульманских государствах. – М.: «Наука», 1982. – С.14.

    [2] Пальмира – столица одноименного античного государства, объединявшего в 1 в. до н. э. – 3 в. н. э. Сирию и Египет.

    [3] Женщины Страны Советов. Краткий исторический очерк. М., 1997, с.6.

    [4] Н.А. Некрасов. Избранные произведения. – М.: Московский рабочий, 1959. – С. 293.

     


    СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ