www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Вторник, 3 декабря 2024, 20:00

Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ


Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова / Публикации сотрудников на сайте / Татарки-просветительницы
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Об Институте истории АН РТ  •  Администрация  •  Отдел новой истории  •  Отдел новейшей истории  •  Отдел этнологических исследований  •  Отдел истории общественной мысли и исламоведения  •  Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова  •  Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова  •  Центр иранистики  •  Центр изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков  •  Отдел информационных технологий  •  Крымский научный центр  •  Северо-Западный научный центр им. Л.Н. Гумилева  •  Центр этносоциологических исследований  •  Аспирантура Института истории АН РТ  •  Территориальные отделения  •  Архив
Гибатдинов Марат Мингалиевич  •  Мухаметзянова Дина Сибагатовна  •  Муртазина Ляля Раисовна  •  Лотфуллин Марат Вазыхович  •  Ахтямова Алсу Вазиховна  •  Гимазова Рафиля Алмарисовна  •  Сафина Алия Магсумовна  •  Зиннатуллина Алсу Анваровна  •  Яруллина Ляйсан Ильсуровна  •  Абызова Резеда Равиловна  •  Садыков Шамиль Фанисович  •  Публикации сотрудников на сайте  •  Проект по созданию «Антологии татарской педагогической мысли»  •  Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме (на примере Респ. Татарстан)
Татарская женщина в зеркале истории  •  Татарки-просветительницы  •  С ВЕРОЙ В БУДУЩЕЕ (О доктрине образования в Республике Татарстан)  •  Комплексная система преподавания в системе ликбезов  •  Новые понятия в педагогике  •  Деятельность ликбезов в Татарстане  •  Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики  •  Музейная педагогика: наука и практика в условиях Республики Татарстан  •  Некоторые размышления о философии образования средствами музейной педагогики  •  Роль Казани и Елабуги в развитии культуры, просвещения братских народов Поволжья и Приуралья  •  Пути к высотам образования  •  Практика создания электронного каталога арабографических источников  •  Арабская лингвистическая традиция и ее отражение в истории татарского языкознания  •  Роль исторического образования в формировании личности в условиях гетерогенного российского социума  •  О религиозном образовании татар в трудах татарских авторов XIX века и на страницах татарской периодики конца XIX – начала ХХ вв.  •  Books in Arabic by Tatar Publishers

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Татарки-просветительницы
    Тамина БИКТЕМИРОВА, Наиля ХАМИТБАЕВА. Актуальное национально-культурное обозрение «АНКО» 3'2001
     

    Тамина БИКТЕМИРОВА, Наиля ХАМИТБАЕВА, кандидаты исторических наук

     

    Татарки-просветительницы

     

    Актуальное национально-культурное обозрение «АНКО» 3’2001

     

    Просвещение - зеркало благосостояния народа. Оно стояло, стоит и будет стоять у истоков национального, социально-экономического и духовного развития каждого государства. Великие мыслители татарского народа Махмуд Мухаммедъяр, Утыз Имяни аль-Булгари, Шигабутдин Марджани в просвещении видели путь к процветанию человечества. Быть образованным - долг каждого мусульманина и мусульманки, считали они.

    Ещё в конце IХ- начале X веков в сёлах Волжской Булгарии, по сообщению арабского учёного географа ибн-Русте, были и "мечети, и начальные школы с муэдзинами и имамами". В ХП-ХIV веках в Булгарии имелась разветвлённая сеть мектебов и медресе, которые готовили деятелей, способных развивать национальную культуру на уровне передовых цивилизаций своего времени. Среди них достойное место занимало знаменитое медресе Туйбикэ абыстай, где обучались девочки из разных стран.

     

    В последней четверти XIV и в начале XV веков материальное и духовное наследие бывшей Волжской Булгарии переходит к её преемнику - Казанскому ханству, представлявшему собой мощный экономический, политический и культурный центр. Но дальнейшее развитие края прервало завоевание Казани войсками Ивана Грозного. История прошлась тяжелым катком по судьбе национального просвещения, не щадя ни его подвижников, ни результатов труда предшествовавших поколений интеллектуальной элиты. Но, несмотря ни на что, просвещение татарского народа продолжалось. "Женский пол у татар тоже не остается без образования, - писал А.Сперанский, - и между татарками мало найдётся таких, которые не умеют надлежащим образом читать и писать. Они учатся или у жены муллы, или у своих матерей. Кроме грамотности, они обучаются шитью, вышиванию шелками и золотом".

     

    К началу XIX столетия в татарском обществе наметился серьёзный поворот к светскому образованию. Но царское правительство не давало официального разрешения на открытие светских школ, а неофициально открытые татарские светские учебные заведения, как обычно, через короткое время закрывались местной администрацией. На этой почве в конце ХIХ-начале XX веков в мусульманском мире России возникла идея преобразования мектебе и медресе. Суть её заключалась во введении в курс татарских конфессиональных учебных заведений преподавания общеобразовательных предметов. Во имя этого перекраиваются учебно-воспитательные программы, вводится азбучно-звуковой метод, который с 80-х годов XIX века стал заменять буквосложение. Нововведение используется и при обучении девочек.

     

    В 1890 году усилиями Г.М.Галиева (Баруди) и его жены Магруй была открыта в Казани первая женская новометодная школа. Позже такие школы появились и в других регионах России, где проживало татарское население. Наибольшую известность приобрели школы Лябибы Хусаиновой, Магруй Музаффарии, Рабиги Сагадат Амирхании в Казани, Ф. Гайнутдиновой в Чистополе, Фатимы Агдамовой, Махубы Рамеевой, Багбостан Мукминовой в Оренбурге, Галимателбанат Биктимеровой в Касимове, Ханифы Урмановой в Благовещенске и Агафуровых в Екатеринбурге. Открывались также школы для девочек в Рязани, Астрахани, Томске, Симбирске. Уже к середине XIX века в Пермской губернии мектебы были созданы почти во всех селениях, в которых находились мечети.

    К 1905 году только в Казанской губернии татарских мектебов и медресе насчитывалось 845, в которых обучалось 54549 учащихся, в том числе 34860 мальчиков и 19599 девочек.

     

    В 70-е годы XIX века царское правительство, исходя из своих интересов, начинает усиленно насаждать среди татарского населения русские школы для татар, русские классы при медресе, сельские русско-татарские школы. Согласно "Правилам" от 26 марта 1870 года и "Инструкций инспекторам башкирских, киргизских и татарских школ" (1878), новые мектебы и медресе могли открываться лишь при обязательстве содержать русские классы при них.

    В отличие от мектебов и медресе, где преподавание велось на основе канонов педагогики мусульманского Востока, русско-татарские школы строили свою работу, базируясь на достижениях русской и западноевропейской педагогики. Основными предметами обучения в них были русский язык, арифметика, давались начальные сведения по истории, географии, природоведению. Обучение велось на русском языке, на татарском языке преподавалось лишь вероучение. Эти школы, как отмечали современники, ставили своей целью обучение татар русскому языку - и только.

     

    Особое значение придавалось созданию женских русско-татарских школ. Так, "Оренбургские губернские ведомости" писали в 1861 году: "Пора бы убедиться и в этой непреложной истине, что образование всякого народа начинать с женщины... Влияние мужчины на семью не столь постоянно и продолжительно, как женщины. Нравственный мир в детях исключительно образуется тихою, нежною любовью матери. Женщина самою природою поставлена наставницею своих детей, тогда как влияние отца более единично". Поэтому, считала газета, необходимо в женские русско-татарские школы привлекать "как можно более дочерей инородцев".

    Некоторые татарские просветители, сторонники изучения русского языка, считали возможным использовать русско-татарские школы для развития татарского образования. Среди них был Каюм Насыри, основавший такую школу в 1871 году. Его примеру последовала вдова Коллежского регистратора Бадриджамал Абсалямова, открывшая 1872 году первую такую школу для девочек-татарок. В начале XX века количество русско-татарских школ для девочек увеличилось. Некоторые из них (№№ 3, 4, 5) открывались на средства Министерства народного просвещения, некоторые благодаря меценатам (А. Мустафину, М. Муштариеву).

     

    Татарские девушки-учительницы среди учащихся 5-го женского мектеба г. Андижана после литературного вечера. Май 1925 года

     

    Появление новометодных и русско-татарских школ породило проблему педагогических кадров. В XIX-начале XX веков процесс подготовки учителей и учительниц получил довольно широкое развитие. Педагогические знания своим ученицам давали школы Фатимы Агдамовой (Оренбург), Фатихи Аитовой, Лябибы Хусаиновой (Казань). К началу XX столетия в ведущий научный педагогический центр подготовки татарских учителей и учительниц превратилось медресе "Буби" (Вятская губерния) За три года (с 1908 по 1911) на педагогических курсах при ИжБубинском медресе получили профессию учителя 274 человека, среди них 106 женщин.

    В то же время среди девушек-татарок распространилось обучение в гимназиях и сдача экзаменов на аттестат зрелости экстерном. Этот процесс особенно усилился после революции 1905-1907 годов. Только по нашим подсчётам, в гимназиях Казанского учебного округа таковых было более 50-ти.

     

    В 1916 году вслед за уже действовавшими Уфимской и Троицкой женская гимназия была открыта в Казани. Это обеспечило татаркам путь к высшему образованию, в государственных учебных заведениях России. Одной из первых в 1898 году окончила Петербургские высшие женские медицинские курсы Амина Батыршина С 1901 по 1914 годы здесь обучались Бибизайнаб Абдрахманова, Омигульсум Асфандиярова, Марьям Резяпова, Майпарваз Давлеткильдеева, Суфия Кулахметова, Марьям Якупова, Бибиамина Яхина, Фатима Алеева, Бибизульфия Умидова и другие.

     

    В разные годы высшие женские курсы закончили Бибигайша Акчурина (Бестужевские), Зейнеб Акчурина, Аналь Асфандиярова, Магруй Мирсалимова (Стебутовские сельскохозяйственные), Диляфруз Рамеева, Магианвар Яушева (историко-литературные), Мадина Асянаева (естественно-научные курсы Лохвицкой-Скалон). Немалую лепту в просвещение татарских женщин внесли Казанские высшие женские курсы. До 1917 года их окончили Зейнеб Ахмерова, Камиля Максудова, Рабига Габитова, Мариам Мухутдинова, Зулейха Рахманкулова, Магира Юнусова, Фатима Девлеткильдеева, Мариам Губайдуллина, Сара Гафарова, Зухра Гафурова.

    В Казанском Родионовском институте благородных девиц обучались дочери надворного советника Ибрагима Абдуловича Вагапова - Зулейха и Мадина.

    Со временем татарки выходят за границы сугубо женского образования. В 1907 году медицинский факультет Казанского университета посещала вольнослушательница Амина Терегулова, а в 1915 году стали его студентками Гайша Апанаева и Амина Мухутдинова. Тремя годами раньше Мариам Акчурина поступила в Санкт-Петербургский политехнический институт.

     

    В начале XX века татарские девушки появились и в европейских университетах. В Женеве обучались Сафия Сыртланова и Марьям Габдрахманова. Выдающегося успеха достигла Сара Шакуло-ва, одна из первых татарских женщин с высшим математическим образованием. В 1913 году Шакуловой был выдан диплом об окончании факультета точных наук Сорбонского университета, а в 1915 году она стала обладательницей ещё одного диплома - об окончании физико-математического факультета Московского университета.

     

    Многие современники отмечали большую роль татар в распространении грамотности в различных регионах России. Исследователь истории края А.Ф.Рязанов писал, что уже в конце XVIII века в Оренбургской губернии проживало большое число татар, которые "играли значительную культурную роль и были более зажиточны и образованны, чем другие национальности. Они являлись распространителями в крае мусульманства и татарской грамотности". Аналогичным было положение в других регионах. В 1858 году в Пермской губернии был 51 магометанский мектеб, где обучалось 1849 мальчиков и 555 девочек В книге "Башкирия" (1925) С. Атнагулов подчёркивает, что здесь под влиянием татар появились школы под названием "Изба урока", где мальчики и девочки обучались грамоте.

     

    Не меньшую роль сыграли татары и в создании новометодных школ Автор работ по истории культурной жизни Туркестана В.В.Бартольд писал, что создателями новометодных школ в крае, в том числе и женских, были "исключительно татары, прибывшие из внутренних губерний России" Так, например, в г Верном в 1883 году был открыт женский мектеб, который в 1904 году был преобразован в новометодный с шестьюгодичным курсом обучения Попечителем школы Зейнетдином Тазетдиновым (татарин Вятской губернии) на преподавательские должности были приглашены три учительницы-татарки Заведующей учебной частью была назначена жена указного муллы Гарифа Давлекамова, татарка Казанской губернии, обучавшаяся в Казанском приходском медресе Грамотная, владеющая русским языком, она преподавала вероучение, историю пророков, хадис, коран, арифметику и географию Две другие учительницы Марьям Якупова и Мухтарама Сагадиева - татарки, обучавшиеся в уфимских приходских медресе. Первая преподавала вероучение, Коран, чтение, физику, арабский язык и историю пророков, вторая - татарский и арабский языки, вероучение, историю пророков, Коран и арифметику На 1913 год в школе обучалось 90 учениц Среди них, несмотря на запрещение царской администрации, были, кроме татарских девочек, 9 киргизок, 9 сартянок и 3 девочки других национальностей мусульманского вероисповедания.

     

    Учитель и учащиеся новометодного мектеба в г. Верный, в котором совместно обучались казахские и узбекские девочки и мальчики

    Татарская учительница А.Ф.Валиева (в центре- в белом платке) со своими учениками

     

    В г. Копале в 1870 году был открыт татарский мужской приходской мектеб. В 1905 году он был преобразован в новометодный, а в 1908 году в нем было открыто женское отделение, в котором изучались те же предметы, что и в мужском Татарский язык, вероучение, арифметику, татарскую историю и географию преподавал Зариф Шафутдинович Баширов, татарин Казанской губернии, окончивший в Уфе медресе "Галия". Татарскую азбуку и чтение, а также рукоделие преподавала Вафия Миргалиевна Баширова, уфимская татарка, окончившая Кадыровское медресе Курс обучения в школе для мальчиков был четыре года, для девочек - три года. В 1913 году здесь обучалось 39 девочек Подобные женские мектебы создавались почти в каждом более или менее значительном селении, в женских преподавали женщины татарки Количество их в Туркестане, как, собственно, и в других регионах России, точно не известно, но они имели большой успех, что были вынуждены признать даже христианские миссионеры. Русская администрация считала нежелательным распространение просветительского движения в Туркестанском крае и старалась парализовать его Один из губернаторов Ферганской области говорил, что "сохраняя положение покровителей и оставляя старую школу в рутинном положении, приобретается двойная выгода во-первых, та, что за нами останутся симпатии на селения, как за хранителями якобы мусульманских традиций и покровителями любимой ими старины, а во-вторых, устраняется опасность распространения новаторских идей, более вредных, чем безжизненный, но громкий принцип борьбы с неверными".

     

    Царская власть была обеспокоена не только распространением новометодных школ, татары открывали в разных городах благотворительные общества, издавали газеты, организовывали народные читальни, литературные вечера, сборы средств на строительство мечетей и т. д.

    В 1911 году в Туркестане ввели правила, по которым учитель мектебе должен был принадлежать к той же национальности, что и ученики "Сарт не может обучать киргиз, татарин - сартов" Началось энергичное искоренение "рассадников панисламизма" В итоге такой политики, как отмечали участники международного семинара по вопросам распространения грамотности и непрерывного образования среди женщин, "Туркестан превратился в колонию "чистейшего типа" Царское правительство превратило Туркестан в свой сырьевой придаток, продолжало задерживать развитие культуры, народного образования За 50 лет своего господства царизм не организовал в Туркестане ни одного высшего учебного заведения Царизм разбазаривал культурные ценности и уничтожал национальное достоинство народов Туркестана".

     

    Временное правительство рассматривалось мусульманами как власть, несущая идею равенства для всех народов и создающая условия для возрождения Востока и ислама. Поэтому на всех Всероссийских мусульманских съездах 1917 года всё проникновеннее звучали голоса тех делегатов Туркестана, которые просили об оказании помощи в области образования. "Нет у нас людей образованных, - говорил Гибадулла Хузиев на I Всероссийском съезде мусульман, - мы нуждаемся в помощи. Протяните нам руки, посылайте нам учителей и вообще образованных людей".

    Просветительное движение татар в Средней Азии продолжалось и после Октября. Как известно, в ноябре 1919 года при партийных комитетах были созданы женские секции. В числе их руководителей были Загида Бурнашева, Зухра Баимбетова, которые сыграли значительную роль в разработке форм и методов работы среди женщин Востока.

     

    В первые годы после Октябрьской революции главнейшая задача советской школы заключалась в ликвидации неграмотности среди женского населения. Были образованы чрезвычайные комиссии. На многочисленных краткосрочных курсах готовились учительские кадры. Открывались педагогические училища, техникумы и институты, куда в первую очередь привлекали женщин местных национальностей. Организаторами этой работы выступали такие женщины-татарки, как Марьям Бахтиярова, Муршида Исмагилова, Загида Бурнашева, Анвара, Сарвар и Зейнеб Яушевы, Салима Ахтямова, Шарифэ Халиуллина, Гыйззи Нурмухаме-това, Гаухар Галиева, Саодат Еникеева, Амина Алим-бек и другие. Благодаря их усилиям для подготовки местных кадров были открыты одногодичные и кратковременные летние курсы при женотделах. Кроме того, они проводили женские собрания и конференции, организовывали женские клубы, пропагандировали советские законы, касающиеся прав женщин, и добивались их соблюдения.

     

    Заведующая женотделом при Бухарском ЦК партии Зухра Баимбетова рассказывала, что в городах и кишлаках Узбекистана в культурно- просветительных целях использовались также красные чайханы. Примерно раз в десять дней здесь собирали женщин для бесед и чтения политической литературы. В чайхане можно было послушать радио, которое в то время в домашних условиях было делом неслыханным. Открывались и специальные женские чайханы, где работали кружки текущей политики и школы ликвидации неграмотности.

    Женские клубы, дома дехканок, женские красные уголки, лавки, чайханы и юрты провели большую политико-просветительную работу. Они вовлекли женщин Востока в общественно-политическую жизнь и подготовили тысячи женщин к участию в общественном производстве.

     

    Проведение этой работы встречало огромные трудности. Одна из активисток женского движения, учительница Валиева Амина Фазыловна пишет в своих воспоминаниях, что женорганизаторов забрасывали камнями, натравливали собак, высмеивали, фанатики даже организовывали убийства. Так, в 1932 году в кишлаке Лагман была зверски убита 16-летняя учительница Джамиля Юмаева, которая в 15 лет окончила Чистопольский педтехникум и была направлена в Узбекистан для работы в школе.

    Самоотверженная работа татарок-просветительниц несправедливо забыта. Вернуть истории их имена - наша задача.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ