www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Вторник, 3 декабря 2024, 20:36 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова / Публикации сотрудников на сайте / Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики |
|
Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики
Гильмутдинова Г.М.
Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики (зарубежный и отечественный опыт)
Процессы, происходящие ныне в нашем обществе, сложны и неоднозначны. С одной стороны, это демократизация политической и общественной жизни, освободившая музеи от давления идеологии и прямого вмешательства органов управления в музейную практику. С другой стороны, рыночная экономика, диктующая свои законы, поставила музеи перед фактом выживания. С третьей же стороны, музеи - это всегда социальный заказ самого общества, а вернее тех, кто его формирует. Таким образом, оказавшись в суровых перипетиях сегодняшнего дня, к музею предъявляются и серьезные требования - основное из них: органичное сочетание всего многообразия национальных, социальных, духовных и культурных аспектов жизни социума. Говоря о музеях вообще, нельзя не отметить, что на стыке 2-х столетий в связи с процессами неудержимой демократизации нашего общества все большее внимание прогрессивной общественности уделяется вопросам воспитания подрастающего поколения. «Издержки» демократии привели к тому, что зачастую в стремлении «жить красиво» наши дети теряют свое национальное «лицо», становятся приверженцами космополитизма. Нравственные и духовные ценности частью молодежи все больше ставятся под сомнение, переоцениваются. К сожалению, средства массовой информации сами того не осознавая, вносят свою не всегда благовидную лепту в дело воспитания детей и подростков. Что же предлагается нашим детям? Писатель Юрий Бондарев ответил на это так: «Культуру Запада сплошь загромоздили грозные символы века: преступность, мафия, рак, наркотики, террор, сексуальная революция, наконец, СПИД. Все эти «прелести» больной цивилизации постепенно импортировались к нам и «философски» встреченные плюралистами, либералами, они закрепились у нас в 80-х и 90-х годах. И произошло апокалиптическое нарастание всеобщего разврата мысли, повальное поглупение, усадочная деградация общества... Втаптывают в грязь человеческую душу, стыд, совесть, нашу великую культуру»(1). Конечно, можно с недоверием отнестись к словам уважаемого писателя-фронтовика, но на ситуацию разрушения, царящую ныне в обществе, прикрыть глаза, как говорится, невозможно... Так же, как и на ситуацию созидания, причем основу его составляет «любовь - к родному краю, родной культуре, к родной речи. Начинаясь с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе и постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». Эти слова, принадлежащие русскому просветителю Дмитрию Лихачеву, как никогда созвучны нашему времени. В условиях противостояния двух систем ценностей - российской и американской - приоритетным центром воспитания и образования подрастающего поколения детей и подростков призван стать, на наш взгляд, музей - своеобразный спутник в море жизненных ориентиров, способствующий социальному и интеллектуальному развитию, духовному росту и внутренней гармонии детей и подростков. Ситуацию последнего десятилетия музейные специалисты во всем мире определяют как детский музейный бум, вызвавший к жизни такое новое для России понятие, как «детский музей». Хотя нужно оговориться, сказав, что корни этого понятия уходят в постоктябрьский период, а именно в 20-30-е годы XX cтолетия, и связан он с появлением т.н. «авторских» музеев, поскольку во главе создания и реализации идеи детского музея стояли люди талантливые и неординарные, энтузиасты своего дела. Но в силу их неординарности, с одной стороны, и преждевременности, с другой, судьба детских музеев была драматичной и они не получили своего развития в то время. Видимо, по содержанию и форме своего воплощения эти идеи казались достаточно смелыми(2). Попытаемся кратко охарактеризовать их. Детские музеи возникли в нашей стране на волне реформ педагогической системы. Безусловно, их было трудно отделить от школьных, создание которых было направлено на удовлетворение детских потребностей в игре и детском творчестве. Они стали средством выявления инициативы личности и коллективного творчества. Эту модель музея назовем музеем-мастерской. Черты подобного музея видны в деятельности первого в России Детского клуба, созданного «Сетлементом» - обществом, основанным в 1905 году группой педагогов во главе с С.Т. Шацким, Л.К. Шлегер и А.У. Зеленко с целью ведения культурно-просветительной работы среди детей из малообеспеченных семей. Созданию клуба предшествовала поездка Александра Устиновича Зеленко, художника, архитектора и педагога в Америку, где он и познакомился с идеей «сетлементов», а также предложил собственную концепцию детского музея, не знавшую аналогов ни в то время, ни в последующие десятилетия. В клубе, также получившем название «Сетлемента» по вечерам собирались дети с окраин города Москвы для бесед с сотрудниками клуба и занятий в разнообразных кружках. Дети 8-9 лет занимались лепкой, иллюстрировали сказки. Группа мальчиков 8-11 лет пробовала свои силы в этнографических постройках. При клубе была устроена и комната, называемая «музеем», в которой собирались коллекции по ботанике и зоологии, были устроены полки для детских работ. Сам Зеленко считал, что ребенок познает мир через все органы чувств, а т.н. «чувственная грамотность» ребенка формируется «от впервые виденного, ощупанного, понюханного, испробованного». Это должно вызвать у ребенка острое желание что-нибудь сделать собственными руками. Но несмотря на то, что его идея Детского музея-дворца получила поддержку работников Наркомпроса, проект, опередивший время, так и не был реализован. В 1908 году общество «Сетлемент» было закрыто из-за попыток «проведения социализма среди маленьких детей». Своеобразным музеем детского творчества можно назвать и Музей игрушки, создателем которого стал известный художник, знаток и популяризатор народных ремесел Николай Дмитриевич Бартрам. Замечательный игрушечник и педагог, он создавал игрушки, исследуя их историю и значение в жизни ребенка, а с 1906 года возглавил художественный отдел Кустарного музея в Москве. Вместе с последователями педагогических идей Л.Н. Толстого - И.И.Горбуновым-Посадовым и К.Н.Вентцелем - принимал деятельное участие в организации и работе «Дома свободного ребенка».Как педагога Бартрама особенно интересовал вопрос синтеза творческой мысли ребенка с ручным трудом. Результатом этого явились выставки детского творчества в Кустарном музее: «Искусство в жизни ребенка» (1908), «Игрушки прошлого и настоящего» (1909), «Как делают игрушки» (1910).Сам Бартрам мыслил свой музей как собрание игрушек и как центр изучения игровой деятельности детей. Само время помогало ему. В 1918 году художнику-игрушечнику удается добиться учреждения Музея игрушки, «проект которого вынашивался и разрабатывался им во всех деталях», а национализация усадеб, игрушечных и антикварных магазинов, пополнение из фондов общественных организаций и частных коллекций художников способствовала и быстрому наполнению фондов будущего музея. В Музее Бартрама дети не только изготавливали игрушки, но и «представляли»их: драматизация стала неотъемлемой частью музея. Для игр была оборудована специальная мастерская, где дети предаваясь любимому занятию, нередко и сами становились авторами новых игр.(Одна из них - строительный набор, который, консультируясь с детьми, сделал Бартрам, - получила Почетный диплом и две золотые медали на Международной выставке в Париже в 1925 году). Как следствие этой работы, проводимой с детьми, возле Музея игрушки стали объединяться кукольные театры Москвы, создав здесь своеобразную творческую лабораторию во главе с Н.Я. и И.С. Ефимовыми и при участии Е.С. Домини, С.В. Образцова, Е.А. Хвостенко и др. Музей Бартрама со временем стал самым любимым и популярным среди детей Москвы, а по посещаемости он уступал лишь Третьяковской галерее. Музей игрушки существовал вплоть до 1931 года, когда было принято решение о его переводе в Загорск (Сергиев Посад), где он фактически потерял своего посетителя и утратил значение детского музея, а его создатель в год закрытия музея, ушел из жизни. В конце 1920-х годов в Москве появился еще один из музеев, объектом исследования которого стала детская книга. Директор Музея детской книги (с 1934 г.) Яков Петрович Мексин, педагог и музейный деятель, участник программ Зеленко, одной из главных задач музея видел ознакомление юных посетителей с детской книгой - источником знания и способом включения ребенка в игру, а через это и вовлечение его в творчество и самостоятельную работу. Основой музея стала выставка, организованная к юбилею Госиздата в 1929 году. Экспозиция музея была устроена так, что юные посетители могли участвовать в создании отдельных ее фрагментов. В типографии дети знакомились с процессом создания книги, могли самостоятельно что-либо напечатать. Библиотека стремилась развить возникший интерес к книге, а в организованных музейных кружках - литературном, газетно-редакционном, изо-полиграфическом, модельно-техническом - дети знакомились с книгой более основательно. При музее работал теневой театр, репертуар которого включал образцы мировой литературы. Таким образом, Музей детской книги был и динамичной экспозицией, и увлекательной игрой, и местом общения. Он пользовался популярностью не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Однако именно в силу своей неординарности музей плохо вписывался в свое время. Вскоре после того, как Я.П. Мексин был репрессирован, а на музей навешан ярлык аполитичности, весь его фонд был передан на хранение Музею по народному образованию АПН СССР и фактически утрачен. Все названные музеи несли черты их творцов, но вместе с тем имели много общего. Все они были спроектированы с учетом особенностей детской психологии - с опорой на чувственное восприятие и активность ребенка, который стремится познавать окружающий его мир через игру. Эту модель музея, основанную на потребности детей в свободном творчестве и в игровой деятельности, назовем игромузеем. Одновременно с ним после революции возникает еще один тип детского музея, создателем которого выступил Федор Иванович Шмит - искусствовед, музейный деятель, автор оригинальных музееведческих трудов. В представлении Шмита детский музей рассматривался как адресный и мыслился им как образовательное пространство, музей-мастерская и одновременно как центр изучения психологии детского творчества. Свои идеи Шмит воплотил в Музее детского творчества, организованном им в 1920 году в Харькове на базе Первой художественной выставки. Первостепенное значение придавалось не столько эстетическим достоинствам работ, выполненных детьми, сколько их ценности как источника изучения детского художественного творчества. На примере музея, созданного Ф.И. Шмитом можно говорить об эволюции модели музея-мастерской, с которой началась история отечественного детского музея. Но как уже упоминалось, вызванное к жизни процессами демократизации в жизни общества, реформами образования и подъемом культуры в первые годы Советской власти, и начавшись столь многообещающе и уверенно, детское музейное движение вскоре зашло в тупик. История свидетельствует, что власть, декларировавшая на словах создание детских музеев и способствовавшая их первоначальному становлению и дальнейшему развитию, в действительности же была направлена на их закрытие, уничтожение или отсутствие. Время смелых неординарных решений в области теории и практики детского музейного движения сменилось периодами «закручивания гаек», господства догматической педагогики, направленной не на развитие личности, а на формирование исполнителя чужой воли. Но труд и ценные мысли создателей первых детских музеев в нашей стране не пропали даром. Перестройка, начавшаяся в середине 1980-х годов и всеобщая демократизация жизни в России, раскрыла ценность и бессмертие идей педагогов-теоретиков, важность кропотливой работы музееведов-практиков, прежде всего, в области культурно-образовательной деятельности. Особенно в 1990-е годы, отчасти под влиянием идей зарубежных коллег, определяющих детский музей как «место сосредоточения детской культуры» и синтезирующий в себе по их понятиям качества музея, школы, детской площадки, клуба и Диснейленда, но более в силу обстоятельств, у нас начинают создаваться самостоятельные детские музеи и музеи (центры) при традиционных музеях. Теперь они существуют во многих городах: Москве, Санкт-Петербурге, Зеленограде, Владимире, Карабихе (Ярославской обл.), Смоленске, Гагарине, Новгороде, Нефтегорске (Самарской обл.), Ноябрьске (Тюменской обл.), Каргополе, Череповце, Хабаровске, Петрозаводске (Карелии). Эта тенденция ясно обозначилась благодаря проведению Первой Всероссийской конференции детских музеев, прошедшей в Ярославле в апреле 2001 года (3). Можно без преувеличения сказать, что на сегодняшний день детские музеи, пожалуй, становятся одними из самых динамичных и популярных групп, изменяющие представление и пределы традиционного музейного мира и существенно обновляющие всю систему образования - от низших ее ступеней (период дошкольного детства) - до верхних, включая образование взрослых. В то же время, идея специализированного музея для детей по-прежнему вызывает неоднозначное отношение со стороны музейщиков и в нашей стране и за рубежом. Думается, что главная причина этого - неприятие «непонятого», ибо в лице детского музея и специалисты, и посетители встречаются с явлением малознакомым и отчасти скандальным, нарушающим традиционные представления о музее как хранителе ценностей. В основу феномена «детский музей» заложено немало своеобразных «мин», подрывающих представление о нем как о музее. Во-первых, став благодаря множеству качеств - альтернативным, и при этом весьма эффективным образовательным институтом, детский музей признает возможность опираться не на подлинник (как это принято в музейной практике), а на любой предмет, коль скоро он служит целям образования. Следствием этого является второстепенное значение, вплоть до полного отсутствия, функций хранения и научного исследования коллекций, которых может просто не быть в этом своеобразном музее. Но то, что образование строится на предметной основе и в предметной среде, дает право детскому музею называться музеем. Во-вторых, наличие образовательного пространства, которое специалисты называют интерактивным или игровым. Главным инструментом познания здесь становится пространство свободы, а главным инструментом познания сам ребенок, его физические действия и движения, опыт манипулирования с предметами, его собственный эксперимент. Подобное свободное пространство апеллирует к уникальности каждого ребенка, к его индивидуальным способностям, к его предшествующему опыту, знанию и стилю обучения. Сегодня существуют две модели детского музея - американская и европейская. В американской модели акцент, безусловно, делается на первом слове - детский. Первостепенная задача американских музейных педагогов - погружение ребенка в стихию игры и приключений, помогающих незаметно для себя приобретать знания и делать открытия). (Не случайно многие американские музеи носят название «комната открытий»). Следовательно, игровые методы и игровое пространство выходят там на первый план. Примером подобного пространства может служить экспозиция одного из старейших детских музеев мира - Бостонского детского музея под названием «Дом дедушки и бабушки», а также экспозиция «Загадки истории» детского музея г. Индианаполиса, где представлены деревянная хижина переселенцев (1830), городская улица начала XX века (1900) и французский магазин для торговли пушниной. В Индианаполисе также экспонируется действующая карусель конца XIX века, на которой, естественно, можно покататься. Формы общения с подобными экспозициями различны - забраться в почтовую карету, покрутить руль старинного автомобиля, надеть платье из времен прабабушек, или костюм вождя индейского племени, изготовить самим традиционное украшение, размолоть зерно в деревянной ступке. В европейской модели акцентируется слово музей. Здесь в отличие от американской большое значение придается не только образовательной, но и музейной ценности экспоната. Интерактивность проявляется не так последовательно в экспозициях, будучи лишь сопутствующей. Далеко не все экспонаты можно трогать, а экскурсовод или музейный педагог остается порой весьма важным персонажем музейного занятия. Для музеев Европы с их приоритетом музейного предмета одной из центральных является идея погружения в определенную историческую реальность, в культурный контекст. Проекты дают возможность детям через соприкосновение с воссозданной реальностью, атмосферой «другой жизни» ощутить свою причастность к собственной истории и культуре, а также к культуре других стран и народов. Конечно, разделение всего многообразия детских музеев на американскую и европейскую модели весьма условно, тем более, что в Европе есть музеи, созданные по американскому образцу и наоборот. Обратимся к конкретному примеру, подтверждающему приверженность немецких специалистов «американской модели». Один из выставочных проектов Детского музея-мастерской «Калейдоскоп» во Франкфурте-на-Майне, возникшем в 1990 году - проект «Путешествие. Встреча с неизведанным» - опирался на собственный опыт детей, связанный с путешествиями, призванными расширить их представление о «другом» - странах, народах, культурах. Путешествие по выставке начиналось с помещения, в котором находилось 10 различных чемоданов и дорожных сумок (как старинных, так и современных) и набор всевозможных вещей, которые обычно берут в дорогу. Задачей ребенка было самостоятельно собраться в путь. На первом пункте, где выдавались «настоящие» документы с официальной печатью и заполнялась декларация, осуществлялся паспортный контроль. На следующем - дети знакомились с условиями путешествия (на примере Индии и Марокко). Далее нужно было выбрать транспорт и взять билет. В ходе продвижения по выставке дети посещали марокканский дом с подлинными предметами быта, обстановкой, одеждой. Еще одной остановкой в путешествии была мастерская, где можно было попытать свои силы в «другой» письменности (как от руки, так и на печатных машинках). И, наконец, завершалось путешествие изготовлением различных сувениров из кожи - браслетов, кошельков, поясов в традиционной индийской и марокканской манере. На наш взгляд, эта игра-путешествие в прошлое «других» стран и народов способствует воспитанию в ребенке уважительного и терпимого (толерантного) отношения к ценностям «другой» культуры, которая ничуть не хуже, чем своя собственная. Просто она «дальше» от нас во времени и в пространстве. Эта идея нашла свое удивительное воплощение в деятельности детского интерактивного музея - Дом сказок «Жили-были», учрежденного Благотворительным фондом «Русская семья» в 1995 году в Москве. Не секрет, что для детей младшего школьного возраста прочтение или слушание сказки - любимое занятие. При слушании сказки ребенок подсознательно отождествляет себя с разными героями, переживает те же чувства и решает те же проблемы, что и они, и, таким образом, принимает себя и окружающий мир таким, как есть. А это самое важное для развития личности маленького человечка. Свою задачу музей видит в том, чтобы через сказки, через народное творчество познакомить детей с традициями и обычаями разных народов, дать им возможность почувствовать причастность к своей культуре, разбудить детское любопытство и воображение, пробудить в них радость от встречи со сказкой и побудить к чтению. Основная форма работы в музее - театрализованная экскурсия-путешествие по сказкам, в которой и дети, и экскурсовод - сказочные герои. В Доме сказок есть все для такого интересного путешествия - и чердак со старинными вещами, и подвал со сказками, и горница с русской печкой. А во дворе - колодец с живой водой и яблоня с молодильными яблоками. Своим посетителям музей предлагает поучаствовать в десяти экскурсиях-путешествиях: «Сказка ложь да в ней намек» (по русским народным сказкам), «В сказочном королевстве» (по сказкам западноевропейских писателей), «Сказочный мир наших предков» (по славянской мифологии), «Черный хлебушко - калачу дедушка» (о традициях, связанных с хлебом и едой в сказках народов России и мира) и т.д. В Доме сказок можно интересно провести детский праздник или отметить День своего рождения. Интересен и богатый опыт работы Детского центра, открывшегося в 1997 году при Российском Этнографическом музее в Санкт-Петербурге (4). Это единственный в мире музей, где наиболее полно представлены собрания, рассказывающие о жизни, культуре и быте более 150 народов Европы и Азии. В игровой театрализованной форме среди подлинных этнографических предметов, путешествуя по музею со сказками, дети знакомятся с культурой и бытом разных народов - русских, украинцев, грузин, туркмен, казахов, народов Сибири и Дальнего Востока, Поволжья и Приуралья. В «Школе ремесел» ребенок приобщается к народному творчеству, создавая своими руками предметы быта или народного искусства из природных материалов (глины, бересты, лозы, дерева). В Центре устраиваются выставки детского творчества, проводятся народные праздники, конкурсы, викторины, концерты классической и народной музыки, а для самых маленьких проходят музыкальные занятия и кукольный театр разыгрывает представления по мотивам народных сказок. Для детей организованы археологический и этнографический кружки. Таким образом выполняются задачи, поставленные музейными педагогами перед Детским Центром - воспитание в подрастающем поколении национального самосознания, интернационализма, чувства гордости и уважения к культуре и традициям народа. Знание о существующих моделях и о содержании работы коллег из США и Германии поможет отечественным специалистам не только расширить представление о сущности явления детский музей, но и оценить собственный, уже наработанный опыт. В условиях суверенитета Республики Татарстан идея воспитания исторического мышления детей музейными средствами трансформируется в идею формирования национальных чувств и самосознания народов, проживающих на территории всей республики (речь идет не только о татарском народе). Национальное самосознание личности подразумевает результат ее самореализации на уровне осознания себя как носителя культуры своей нации, что выражается в знании, чувстве привязанности и уважении к родному языку, национальным обычаям и традициям, к родине своих предков, к природе своего края, этикету, национальному искусству и т.п. и является обогащающим фактором ее духовного мира. Целенаправленно формировать национальное самосознание - значит вооружать человека научными знаниями, развивать у него политические, правовые, философские и эстетические взгляды, воспитывать высокие моральные качества, присущие характеру данного этноса. Ведущая роль в этом принадлежит прежде всего музейному педагогу, который одновременно является и автором культурно-образовательных программ, ведь успех работы педагога напрямую связан не только с глубиной и широтой его кругозора, но и с его отношением к проблеме формирования исторического мышления и национального самосознания у детей и подростков. На сегодняшний день такие авторские программы существуют во многих музеях города и республики. Остановимся лишь на некоторых из них. На наш взгляд, наиболее интересными и многообещающими могут стать музейно-образовательные программы, предлагаемые Национальным музеем Республики Татарстан, ведь сегодня это не только ведущий музей Татарстана, но и Поволжья в целом. Его фондовая база (общее количество экспонатов превышает 700.000 единиц хранения) позволяет говорить о музее как о серьезной основе для развития культурно-образовательной деятельности, ведь традиции становления этой работы были положены еще в 50-60-е годы XX столетия, во времена т.н.«музейного бума». Эти добрые традиции продолжает ныне отдел культурных программ, который готовит и проводит как отдельные мероприятия, так и цикловые программы для всех возрастных категорий посетителей. Мы остановимся только на тех программах, которые способствуют формированию исторического мышления детей и адресованы учащимся школ г.Казани. Школьникам 5-8-х классов предлагается целый ряд программ, знакомящих детей с историей древних цивилизаций и историей нашего края: «Загадочная улыбка фараона»(из истории древнего Египта), «Там, где родился Геракл» (из истории древней Греции), «Волжская Булгария», «Из истории казанских гимназий», «Легенды и предания о Казани». Главная особенность всех культурно-образовательных программ - знакомство детей с экспонатами на выставках музея, возможность увидеть, попытаться понять и ощутить дух прошедших веков. Цель их - формирование у детей ценностного отношения к культурно-историческому наследию через музейный предмет. Для такой пытливой и любознательной возрастной группы, как младший школьный возраст, знания по истории нашего края представлены в форме игры по экспозиции музея. А ведет это занятие музейный педагог «с помощью» гнома Гоши (мягкая детская игрушка).( Автор - Дементьева Я.В.). Этот прием разнообразит не только форму, но и содержание занятия, ведь информация, поступающая от педагога, «интерпретируется» Гошей с учетом возрастной психологии детей. Дети, получая знания по истории древних цивилизаций - Египте, Греции, Японии, по ходу рассказа знакомятся с музейными предметами, включенными в канву повествования и становящимися на время «главными действующими лицами» этого своеобразного детского мини-спектакля. И вот, наконец, Гоша, управляемый ведущим, «подводит» детей к «Золотой кладовой», где представлены раритеты Национального музея РТ - экспонаты из серебра, золота и драгоценных камней, которые по ходу занятия играют роль «ханских сокровищ» и после осмотра кладовой, ссылаясь на «сокровища»ханской царицы Сююмбики, дети слушают легенды о Казани, о самой царице. Несколько подробнее хотелось бы остановиться на музейном занятии «Легенды и предания о Казани»(автор - Дементьева Я.В.). Мероприятие проходит на выставке «Сокровища Татарстана», у витрины, где представлен предметный ряд времен ханской Казани: ярлык хана Сахиб-Гирея XVI века, кувшин ханского времени, национальные женские украшения, портрет XIX века с изображением казанской царицы Сююмбике, написанный с копии XVII века и др. Показ сопровождается рассказом легенд о змее Зиланте, о царице Сююмбике, об иконе Казанской Божьей матери. В ходе занятия дети знакомятся с музейными терминами: легенды - исторический факт, подлинник - копия (список). В занятии используются элементы театрализации - легенду о Сююмбике представляет сотрудник в новоделе женского национального костюма периода Казанского ханства. В качестве закрепления полученных знаний дети получают листы с творческим заданием. К 1000-летию Казани также приурочена цикловая программа, из которой школьники могут узнать из истории казанских гимназий, банковских и почтовых учреждений города, из истории телефонной службы г.Казани. Для учащихся 9-11 классов предлагается проведение праздников - «Татьянин день», «Рождественские посиделки», «Как на масляной неделе в потолок блины летели», «Марийская невеста», «Свадебный обряд казанских татар», «Курбан-байрам»,цель которых - приобщение школьников к богатой копилке этнографических обрядов и национальных традиций народов, населяющих наш край. Ценно здесь то, что учащиеся наравне с ведущими участвуют в этих праздниках. Программа интересна многообразием предложенных тем, она популярна в своем изложении и несет элементы зрелищности и развлекательности, что способствует расширению общего кругозора учащегося, а участие в том или ином празднике дает ему полную возможность раскрыть свой творческий потенциал. Широта охвата тем способствует «превращению»посетителей из случайных в потенциальных, постоянных, дает посетителям музея право выбора программ. Другая музейно-образовательная программа «Знакомая мелодия из глубины веков» (автор - Мухаметшина А.В.)ведется на татарском языке и предусматривает целенаправленное изучение школьниками основных этапов зарождения и формирования национальной государственности татар - Волжской Булгарии и Казанского ханства(5). Школьники получают целостное представление по истории, архитектуре, литературе, изобразительному и другим видам искусств и ремесел, что составляет основы материальной и духовной культуры татарского народа, при чем знания даются в доступной и увлекательной форме, в строгой хронологической последовательности и комплексе представленных проблем. А значимость, целостность и глубина раскрытия исторического материала характеризуют программу как своего рода «учебный курс в музее». Без преувеличения ее можно назвать цикличной, а в основе музейных занятий лежит исторический принцип изложения. Программа состоит из 5-ти разделов и включает 38 занятий. Она ценна тем, что ставит своей целью не только усвоение конкретных знаний, но с помощью музейных средств и на основе развивающего обучения предполагает развитие творческой активности школьников, предоставляет им возможность эмоционального осмысления истории на основе первоисточников, пробуждает интерес к исследовательской деятельности. Реализуя свою программу, автор ставит перед собой такие высокие конечные задачи как воспитание музейной культуры, с одной стороны, и воспитание гражданственности и патриотизма, с другой, у школьников-татар - участников данного курса. Программа адресная, она рассчитана на учащихся средних классов татарских школ и гимназий на два учебных года. Помимо основных автор вправе включить в программу и практические занятия. Являясь дополнением к школьной программе в изучении предметного мира прошлого, она приобретает многообразные формы реализации на практике: · экскурсии по экспозиции Национального музея РТ; · экскурсии по городу; · музейные занятия с элементами самостоятельной работы учащихся; · показы фондовых коллекций; · ролевые игры, театрализованные конкурсы; · занятия с элементами исследовательской работы; · музейные уроки. Проведение музейных занятий в условиях улицы, музея и школы говорит о многообразии музейных подходов в культурно-образовательной деятельности, подчеркивает воспитательную роль музейного пространства. Такая программа, конечно, по-своему интересна, она способствует, на наш взгляд, формированию национального самосознания учащихся-татар. Не только форма и содержание музейного занятия, но и язык предков становятся самоценны и формируют уважительное отношение учащихся к истории своего края. В конце программы представлен список литературы для изучения. Автор Агишина Т.И. (Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный заповедник) работает по составленной ею программе с 1998 года(6). Программа начального музейного образования «Мир музея», рассчитанная на детей младшего и среднего возраста, построена с учетом их возрастной психологии: конкретного образного мышления, непосредственностью восприятия, что является основным при формировании музейной культуры у этой возрастной категории. В работе с детьми используются сюжетные игры, беседы, зарисовки с натуры, самостоятельная поисковая деятельность по памяти, театрализация и др. После занятий с целью закрепления информации ребенку дается домашнее задание в виде рисунков, поделок, сочинений. Цель занятий - ввести музей в сферу жизненных интересов ребенка, научить его рассматривать музей и как источник исторического знания, и как место для отдыха одновременно, где обучение с развлечением составляют две стороны одного процесса - постижения многообразия культурно-исторического наследия прошлого, дают понимание роли музея в мировой культуре, учат ребенка узнавать памятники истории и культуры. Как считает автор программы, задача музейных занятий не только в том, чтобы передавать информацию, содержащуюся в экспозиции, возбудить любопытство и интерес к обсуждаемому предмету(что тоже не маловажно),но и вызвать дальнейшую работу мысли, потребность узнавать новое в музее, школе, из других источников информации - книг, радио, телевидения. В конечном итоге занятия в музее призваны развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное мышление, чувственно-эмоциональную сферу, познавательную и творческую активность детей. Они воспитывают доброту, отзывчивость, способность к сопереживанию, чувство национальной гордости и интернационализма в процессе изучения культур разных народов. Стоит только перечислить темы занятий, чтобы понять как много нового и интересного узнают дети в музее! В первый год обучения им предлагаются темы: · «Знакомьтесь, музей». Экскурсия по экспозициям. · «Таинственный сундук». Беседа по подобранным экспонатам. · Как жили люди в древности. Знакомство с археологическими находками прошлого. · Тайны старого горшка. Рассказ о чудесных свойствах глины, о гончарном ремесле. · Путешествие по русской избе. Знакомство с убранством русской избы, домашней утварью. · Русский народный костюм. Типы традиционного костюма. · «Меняется время в часах отражаясь». Знакомство с различными видами часов. · День музеев - наш праздник. Итоговое занятие, посвященное 18 мая - Международному Дню музеев. Второй год обучения музейной грамоте больше основан на местном материале. Его темы: · «На новых землях». Беседа-знакомство с самым ранним периодом истории татарского народа. · «Волжская Булгария - самостоятельное высокоразвитое государство. X-XIV века». · Елабужское городище. История возникновения крепости. · Путешествие по татарскому жилищу. · Татарский национальный костюм. · «Рождественская елка». Игра. · «Улицы нашего города».Беседа. · Масленица в Елабужском уезде. Игра-инсценировка. · Мусульманские праздники. Игра-инсценировка «Карга боткасы» («Грачиная каша»). Анализируя авторские культурно-образовательные программы, хочется подчеркнуть, что, каждая из представленных программ интересна по-своему, выражает авторское видение проблемы воспитания исторического мышления детей, но есть нечто общее, объединяющее их. А именно - темы бесед и музейных занятий, затрагивающие древнюю и средневековую историю и культуру народов мира, и в частности, историю становления государственности народов нашей республики - Волжско-Камской Булгарии и Казанского ханства, и представляющие собой, на первый взгляд, самостоятельно разработанные темы, на самом же деле, составляют часть общемировой истории и культуры. Эти взаимосвязи музейный педагог пытается проследить достаточно ясно и осязаемо через предметный мир. В последнее время интерес к истории нашего края оказался настолько глубок, что созданный Указом Президента Республики Татарстан (№УП-47 от 22.01.94) Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»положил начало полноценному музейному освоению территории Кремля, заложил основы скоординированного и планомерного научного изучения комплекса Кремля по всем направлениям. Одно из них - культурно-образовательная деятельность, формирующаяся как неотъемлемая часть фондовой и экспозиционно-выставочной деятельности, а сам музей-заповедник рассматривается как «научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение» (7). Это означает, что вся территория музея-заповедника представляет единое целенаправленно создаваемое музейное пространство, являющееся в т.ч. пространством воспитательно-образовательным. Сегодня наиболее приемлемыми формами культурно-образовательной деятельности на территории Кремля являются традиционные музейные лекции и экскурсии, начинает формироваться система музейного обслуживания города в режиме «школа-музей». Система музейных занятий предполагает темы, непосредственно имеющие отношение к Казанскому Кремлю: · архитектура; · история и археология края; · этнография народов Поволжья; · духовная культура; · природные ценности края. В настоящее время проходит апробацию программа музейных занятий для детей младшего школьного возраста «От 7 до 10», (автор - Гильмутдинова Г.М.), приуроченная к 1000-летнему юбилею города, предлагающая следующие темы: 1. «Здравствуй, музей!» 2. Археологическое прошлое края. Каменный век. Железный век. 3. Исторические памятники. Вещественные. Письменные. Изобразительные. 4. Кремль - центр археологии края. 5. Кремль - архитектурный комплекс города. 6. Краеведческий урок «Мы с Волги, из Казани». 7. Прогулка по Кремлю «Легенды и предания старинного Кремля» ( с посещением одной из его башен). Музейно-педагогический подход позволяет полностью пересмотреть содержание традиционных экскурсий и создать музейную программу с творческими заданиями для детей и юношества по объектам Казанского Кремля. Для детей среднего и старшего возраста создается литературно-музыкальная программа «Знаменитые люди в Казанском крае», которая по форме своего воплощения близка к музейному театру. Эта образовательная программа будет состоять из отдельных театрализованных постановок: · «Г.Р. Державин: штрихи к портрету»; · «А.С. Пушкин в Казани»; · «Л.Н. Толстой - студент Казанского Императорского Университета»; · «Татарские просветители - Шигабутдин Марджани и Каюм Насыри»; · «Габдулла Тукай»; · «Знаменитые люди в Кремле и о Кремле». Сегодня созданы две литературно-музыкальные композиции, пользующиеся большим спросом в школах города - о Г.Р. Державине и А.С. Пушкине, и построенные на методических приемах, составляющих основу музейной педагогики. Во-первых, ведущие программы погружают «погружают» в «эпоху давно минувших дней», благодаря своему внешнему виду - театральным костюмам 18-19 веков. Во-вторых, этому способствуют и предметы музейного значения, являющиеся своего рода бутафорией, составляющие зрительный предметный ряд - предметы наших героев и их окружения - тех людей, о которых идет речь в постановке. Также «живая» игра на гитаре или фортепиано, исполнение романсов способствуют эмоционально-образному «вживанию» «в век минувший». Сам спектакль построен в форме разговора двух дам, якобы некогда знавших тех, о ком идет речь в спектакле; этот психологический прием «подслушивания» разговора зрителем со стороны поддерживает незатухающий интерес к происходящему на сцене, лежит в основе подачи материала. Использование этих приемов способствуют успеху постановки, ведь здесь учитывается триединство элементов - пространства, предмета и постановки. Не за горами то время, когда в музее-заповеднике «Казанский Кремль» будет поставлен вопрос о создании Детского Музейного Центра, в организации и функционировании которого новые методы работы в области музееведения будут сочетаться с последними новейшими достижениями в области информатизации и компьютеризации, а ныне существующие наработки составят часть его культурно-образовательной деятельности. Причина создания Центра - образовательно-воспитательная. Цель же организации - долговременная и систематическая работа, направленная на формирование исторического мышления детской и подростковой аудитории, воспитания музейной культуры и национального самосознания у подрастающего поколения. Если рассматривать вопрос о том, по какой модели будет создаваться детский музей в нашей республике, то, видимо, следует ожидать, что по «европейской». Но не потому, что «американская» модель «хуже». А потому, что корни нужно искать в национальном менталитете «татарстанского» народа; потому, что образовательно-воспитательные задачи опережают точку зрения на музей как на коммерческий развлекательный центр по типу Диснейленда.(Сегодня эти функции, на наш взгляд, выполняют игровые аттракционы и зрелищные цирковые представления). Несмотря на многообразие музеев, наблюдаемых сегодня в России, посетителями которых являются в т.ч. и дети, одним из важных направлений музейной работы продолжает оставаться развитие и внедрение прогрессивных форм музейной коммуникации во всех направлениях практической деятельности. Рассматривая это направление, отметим, что именно музейная коммуникация дает понимание сути музейной педагогики как научной дисциплины, проходящей этап своего становления на стыке 3-х наук: музееведения, педагогики и психологии, и направленной на решение задач активизации творческих способностей личности. Музейная педагогика начинается тогда, когда возникает эффект встречи музея с человеком, она пытается ответить на вопрос, как должен измениться характер музейной коммуникации, визуальной в своей основе, в связи с переменами в обществе, затрагивающими область культуры и образования. Исходя из этого и определяется проблематика направлений исследования в сфере музейной педагогики(8). 1. Первой по значению является проблема образовательной специфики музея. Решить ее - значит ответить на вопрос, зачем люди ходят в музей, в чем они видят смысл музейного посещения. Эта проблема имеет далеко не только теоретическое значение, т.к. только последовательное выявление специфики, уважительное отношение самого музея к своим возможностям, отказ от подмен и профанации определяет, в конечном итоге, роль музея в общественном сознании. И здесь большую помощь может оказать музейная социология. 2. Следующая проблема, тесно связанная с первой - эффективность музейной коммуникации. Вопрос «что воспринимать» и «как воспринимать» на сегодняшний день остается наименее разработанным в музееведении и актуален по сей день. Это тоже не только теоретическая проблема. Не ответив на вопрос «что» и «как», музею никогда не удастся преодолеть существующую диспропорцию между усилиями добиться того или иного эффекта и реальными результатами его воздействия на человека, в данном случае на ребенка. А для этого, как признает сегодня большинство педагогов, необходимо научиться использовать возможности музеев. Нужно повышать профессиональный и культурный уровень сотрудников музея и воспитателей. Ведь эффективность музейного воздействия в значительной степени зависит от предварительной подготовки ребенка к встрече с музеем, а также от умения закрепить усвоенный и прочувствованный в музее материал, т.е. в конечном итоге, от мастерства и уровня музейной культуры деятеля, воспитателя. 3. Вопрос о том, «что» воспринимается, неотделим от вопроса «кто» воспринимает. Отсюда еще одна проблема - изучение детской аудитории в музее, что также может стать предметом исследования музейной социологии. Без этого невозможно грамотно осуществлять музейную деятельность, ведь необходимо четко представлять ту аудиторию, к которой обращаешься, каковы ее особенности, ожидания, интересы. 4. С учетом знаний о реальной (или потенциальной) аудитории музейная педагогика подходит к решению следующей проблемы, имеющей наибольшее практическое значение - создание и апробация новых методик и программ для различных категорий посетителей, и в том числе, детей. Рассмотренные выше проблемы в той или иной степени становятся сегодня головной болью многих музейных специалистов. Так, в музейной работе с детьми ощущается дефицит творческих решений, фантазии, нестандартных подходов, новых форм общения юных посетителей с культурным наследием. По мнению сотрудников музеев, достигнуть качественных изменений в работе с подрастающим поколением возможно лишь на основе знания особенностей восприятия детьми музейного материала, расширения представлений о возрастной психологии. Специалисты глубоко осознают эту зависимость, считая, что сегодня нужно увидеть среди посетителей ребенка, изучить психологию детства, найти формы передачи знаний и чувств новому поколению. Причем, приоритетным направлением на сегодняшний день должно стать создание системы, ориентированной на целенаправленное приобщение детей к музею, т.е. речь в данном случае идет об отказе от эпизодической экскурсии в пользу форм, предполагающих длительные контакты с конкретной аудиторией: лекционно-экскурсионные циклы для дошкольников и младших школьников, семейный абонемент, кружки, а музейное образование и воспитание должны стать частью общего образования и воспитания. Поэтому центральным для музейной педагогики становится понятие музейной культуры посетителя-ребенка, трактуемое как степень его подготовленности к восприятию предметной информации музея (осознание ценности подлинника и специфичности музейного языка, умение ориентироваться в музейной среде и пр.). В широком смысле музейная культура - это наличие у ребенка музейного отношения к действительности, которое выражается в уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. В этой ситуации музей призван стать местом культурно-исторического диалога, найти новые формы общения посетителя с культурными ценностями. (9). 5. Исходя из этого, необходим переход в стадию сотрудничества со всеми организациями. Музей как социальный институт связан с самыми различными учреждениями культуры и образования. Поэтому к проблемам музейной педагогики относится установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по культурно-образовательной деятельности, укрепление контактов между музеем и детским садом, центрами по эстетическому воспитанию детей, общеобразовательной, музыкальными и художественными школами. Итак, подытоживая все вышесказанное о детском музее, можно выделить устойчивые черты и особенности, которые он приобрел в процессе своего развития как в нашей стране, так и за рубежом: · Это адресный музей, ориентированный на ребенка (а таковым считается человек, не достигший 18 лет) и семейного посетителя. Этим обуславливается его специфика и нацеленность на интересы и потребности этой аудитории. · Это образовательный музей, причем параллельно функции образования, выполняющей здесь главенствующую роль, приоритетной для детского музея решается проблема социализации подрастающего поколения. · Это интерактивный музей, который не может реализовать себя лишь в форме «витринных» экспозиций, как бы привлекательны они не были для ребенка. Создавая свои проекты, сотрудник детского музея заранее продумывает, как можно организовать взаимодействие аудитории с экспозицией. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности посетителя. Там, где этого нет, нет детского музея. А значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает музейному специалисту богатейшую палитру методологических приемов и широчайший диапазон возможностей, позволяющих осмыслить все виды деятельности музея в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень его образовательного воздействия.
Список литературы: 1. Грешневиков А. Кому нужна смена устоев?//Воспитание школьников, 2001,№1,с.64. 2. Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее, с.26-31./Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Сост. И.М. Коссова, ИПРИКТ РФ.- М.,1997.-120 с. 3. Макарова-Таман Н.Г. и др. Детские музеи в России и за рубежом.- М., 2001.-128 с. 4. Детский этнографический центр/ Сост. Е.Я. Тимофеева.- Санкт-Петербург,1999. 5. Мухаметшина А.В. Знакомая мелодия из глубины веков: Музейно-образовательная программа.- Казань, 2001. 6. Агишина Т.И. Программа начального музейного образования «Мир музея».- Елабуга, 1999. 7. Положение о Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Казанский Кремль»// Постановление Кабинета Министров РТ от 31 января 1994 г., с.2. 8. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина, с.24./ Там же - см.№ 2. 9. Музейная педагогика (Материал «Музейной энциклопедии», представленной к изданию РИК ПК РФ)/ Сост. И.М. Коссова.- Омск, 1999.
| |
|