www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:15 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова / Публикации сотрудников на сайте / Музейная педагогика: наука и практика в условиях Республики Татарстан |
|
Музейная педагогика: наука и практика в условиях Республики Татарстан
Гильмутдинова Г.М.
Музейная педагогика: наука и практика в условиях Республики Татарстан
Среди учреждений, призванных решать наряду с другими культурно-образовательные задачи, музеям принадлежит особое место. Только музеи, являясь сокровищницей материальной и духовной культуры народа, используя заложенный в них огромный научный потенциал, способны решать вопросы образования и воспитания подрастающего поколения.
Татарстан - край уникальный во всех отношениях. Здесь был создан феномен татарской культуры, столь самобытной, что аналогов ей нет в других странах мира. На протяжении веков здесь складывались свои архитектурные, литературные и музыкальные традиции. Все это повышает нашу ответственность перед будущим поколением. И хотя интерес к прошлому сейчас достаточно велик особенно в связи с грядущим юбилеем города, но уровень знаний учащейся молодежи по истории и культуре нашего края остается низким.
На помощь складывающейся ситуации приходит музейная педагогика (далее - МП) научная дисциплина, возникшая на стыке 3-х наук: психологии, педагогики и музееведения, и нашедшая в последние два десятилетия в среде музейных специалистов все большее предпочтение.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из ГДР, однако основополагающие идеи ее были заложены еще в рамках единой Германии на рубеже XIX-XX веков и связаны с именами целого ряда немецких просветителей и музейных деятелей, таких как А.Лихтварк, Г.Кершенштейнер, Г.Фрейденталь и А.Рейхвейн. Каждый из них внес неоценимый вклад в вопросы теории и практики МП в период ее становления. В начале 1970-х годов известный теоретик и практик-музеевед А.М.Разгон одним из первых заявил о необходимости создания новой научной дисциплины в нашей стране. Перенесение термина «МП» на отечественную почву не случайно. В России он начал утверждаться потому, что возникла потребность в формировании теории культурно-образовательной деятельности музея, теории, в которой бы практика увидела свое отражение и получила новый импульс для развития.
В чем же секрет притягательности этой научной дисциплины? Он кроется в специфике музейно-педагогической деятельности. В основе МП, как и в основе любого образования, лежит система - система подачи музейных знаний, которая должна удовлетворять следующим принципам: комплексности музейного подхода; непрерывности, преемственности и последовательности излагаемых знаний; многообразия и вариативности форм подачи информации; действенности и результативности проведения музейно-педагогических занятий.
Какая же методика должна быть положена в основу системы музейных занятий?
Говоря о различных методических приемах проведения занятий важно помнить, что все они служат одной цели - созданию особого музейного пространства, способствующего образовательно-воспитательному процессу в школе и вузе. МП от любой другой педагогики, отличает также наличие музейного предмета, обладающего способностью одновременно воздействовать на эмоциональную, интеллектуальную и нравственную сферы личности, благодаря его свойствам:
Необходимо также упомянуть и о музейном педагоге, являющегося своего рода посредником между учащимся и музейным предметом. Благодаря ему осуществляется процесс общения ученика с «реальными вещами», постигается «язык вещей» и передаются знания о музейном предмете; с его помощью выстраиваются «пространственные рассказы».
МП в настоящее время одинаково актуальна и как формирующаяся научная дисциплина, и как область научно-практической деятельности. Эффективность ее в том, что музейный педагог, являясь одновременно автором музейной программы, и ставя своеобразный педагогический эксперимент в классе(который мы называем контрольным), имеет возможность апробировать действенность того или иного метода и, таким образом, на добытом знании, проверенном практикой, строить свою дальнейшую деятельность. Эта тенденция взаимодействия музея и школы, которую можно определить как стремление к партнерству складывается в последнее десятилетие.
Вторая тенденция, традиционно связанная с деятельностью музеев, проходит свое становление. На наш взгляд, уже сегодня можно говорить о создании и функционировании т.н. музейно-педагогических центров в городах республики. «Первыми ласточками» по внедрению МП в нашем городе стали музеи А.М.Горького, Е.А.Боратынского, С.Сайдашева, музей изобразительных искусств, в республике - краеведческие музеи гг. Лениногорска, Менделеевска, Елабужского музея-заповедника, а также музей К. Васильева в р.п. Васильево Зеленодольского района, ведомственные музеи, такие как Музей Горьковской железной дороги в п. Юдино, Вахитовский и Ново-Савиновский районные центры детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий г.Казани, Городской Дворец детского творчества им. А.Алиша. Активный поиск методических приемов и внедрение музейно-педагогических программ ведется сегодня в Национальном музее РТ, в этом же направлении работает и музей-заповедник «Казанский Кремль».
Музейно-педагогическая деятельность таит в себе и ряд проблем, с которыми так или иначе сталкиваются сегодня все музеи:
| |
|