www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:15

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / История и теория национального образования / Гафарова Р.М. Пути активизации общения заикающихся детей
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
М.Х.Гатауллина. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985–2000 г.г.)  •  Национальная доктрина развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан  •  Милли мэктэп hэм укытунын моhим мэсьэлэлэре. Национальная школа и актуальные проблемы обучения  •  Т.А.Биктимирова. Татар хатын-кызлары мэгърифэт юлында  •  Программа по истории татарского народа и Татарстана  •  Гафарова Р.М. Пути активизации общения заикающихся детей  •  Сафиуллина Р.Р. История книгопечатания на арабском языке в России у мусульман Поволжья  •  Сафиуллина Р.Р. Арабская книга в духовной культуре татарского народа  •  Җәләлиев Ш.Ш. Милли тәрбия нигезләре  •  Гибатдинов М.М. Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе  •  Муртазина Л.Р. Педагогический анализ деятельности ликбезов (на примере Республики Татарстан)  •  Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны  •  Сборник материалов Международного конгресса (18–19 апреля 2007 г., г.Казань)  •  Мухаметзянова Д.С. Кадимистская система образования в историческом и педагогическом контекстах  •  Современные подходы к патриотическому воспитанию молодежи: опыт и инновации  •  Методические рекомендации для организации исследовательской деятельности учащихся по краеведению  •  Татар педагогик фикере антологиясе: ике томда. 1 т. (борынгы төрки чор – XX гасыр башы)  •  Исмаил Гаспралы (1851–1914) и развитие татарского просвещения

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Гафарова Р.М. Пути активизации общения заикающихся детей
    (с использованием татарских фольклорных материалов). – Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2003. – 112 с.
     

    Гафарова Р.М. Пути активизации общения заикающихся детей (с использованием татарских фольклорных материалов). – Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2003. – 112 с.

     

    См. текст книги в формате PDF (Acrobat Reader) zd.pdf

     

    В данной книге рассматриваются теоретические аспекты проблемы общения, особенности общения детей старшего дошкольного и старшего школьного возрастов, заикание как одна из проблем общения детей. Также предложена оригинальная программа активизации общения заикающихся детей, построенная на основе татарских фольклорных материалов. Книга предназначена педагогам, психологам, воспитателям, дефектологам, студентам и родителям.

     

    Оглавление

     

    Введение

    Глава 1. Теоретические аспекты проблемы общения

    1.1. Понятие «общение»

    1.2. Стороны общения

    1.3. Функции общения

    1.4. Роль общения в формировании личности

    1.5. Особенности общения старших дошкольников

    1.6. Особенности общения старших школьников

    Глава 2.  Заикание детей как одна из основных проблем их общения

    2.1. Понятие «заикание»

    2.2. Факторы заикания

    2.3. Влияние заикания на характер развития личности

    2.4. Методы коррекции заикания

    Глава 3. Татарский народный фольклор как один из основных средств активизации общения

    3.1 Педагогические принципы и возможности фольклора

    3.2. Татарское детское народное творчество

    3.3. Фольклорные жанры

    3.4. Психолого-педагогическая характеристика игр

    3.5. Психолого-педагогическая характеристика сказок

    Глава 4. Разработка программы активизации общения средствами татарского фольклора

    4.1. Цели, задачи и основные принципы программы

    4.2. Диагностика особенностей общения детей с нарушениями речи

    4.3. Методика проведения занятий

    Заключение

    Список использованной литературы

    Приложение 1. Программа активизации общения заикающихся старших дошкольников

    Приложение 2. Программа активизации общения заикающихся старшеклассников

    Приложение 3. «Перепел и лиса»

    Приложение 4. «Четыре друга»

    Приложение 5. Вопросы и татарские пословицы для обсуждения татарских народных сказок

    Приложение 6. Описание упражнений

    Приложение 7. Материалы из татарского фольклора для тренировки произношения трудных звуков

     

    Введение

     

    Особое внимание к проблеме общения обусловлено новым этапом развития науки о человеке и запросами социальной практики. Многие виды человеческой деятельности реализуются коллективными усилиями людей и опосредуются процессом их общения. Результаты многочисленных психолого-педагогических исследований Г.М.Андреевой, А.А.Бодалева, И.А.Зимней, Г.А.Ковалева, Я.Л.Коломинского, А.А.Леонтьева, А.В.Мудрика, А.В.Петровского, И.И.Рыдановой и других также показывают, что именно в общении, особенно со значимыми лицами (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.), происходит становление человеческой личности, формирование мировоззрения и ее важнейших качеств.

     

    Доказано, что самым универсальным средством человеческого общения является речь. Здоровая речь должна быть неотъемлемым свойством полноценной, гармонически развитой личности. Раннее нарушение речи сужает возможности общения, часто искажает его нормальное формирование, что способствует появлению определенных черт личности. В большинстве случаев расстройства речи тормозят обучение и накладывают отпечаток на последующую деятельность человека, так как не всегда имеется возможность ликвидировать речевой недостаток в детстве. Из всех речевых расстройств чаще всего встречается заикание.

     

    Наши исследования показали, что у заикающихся старших дошкольников и старших школьников недостаточно сформированы общие навыки общения, самооценка. Большинство из них имеют ограниченный круг общения, не владеют навыками активного слушания, не умеют создавать благоприятную обстановку для разговора, не способны улаживать конфликт и т.д.

     

    Исходя из вышесказанного, становится ясно, что проблема заикания ставится в один ряд с наиболее актуальными проблемами, подлежащими глубокому и всестороннему изучению. Изыскание новых, эффективных направлений работы с заикающимися детьми является важной и своевременной задачей из-за высоких требований к конкурентоспособности личности в условиях становления рыночных отношений и обострения конкуренции на рынке труда.

     

    Изучение литературы показывает, что существует достаточно много трудов, посвященных вопросу устранения заикания. Наряду с работой по общему развитию ребенка проблеме заикания посвящены труды Н.А.Власовой, Г.А.Волковой, Л.С.Выготского, Р.Е.Левиной, В.И.Селиверстова, Е.В.Харитонова, М.Е.Хватцева, Н.А.Чевелевой, G.Andrews, S.Tanner, A.J.Jates, R.I.Ingham, A.C.Rackman. Но не смотря на большой вклад в теорию данного вопроса, специальные программы активизации общения для заикающихся дошкольников и старшеклассников не разработаны.

     

    Вместе с тем тщательное изучение содержательного богатства фольклора, которому большое внимание уделено в работах Н.В.Асафьевой, А.В.Запорожца, Т.А.Бернштама, В.Е.Гусева, А.С.Каргина, В.Н.Топорова, Н.А.Хренова, М.М.Бахтина, А.Ф.Некрыловой, Т.Я.Шпикаловой, З.Косовой и других позволяет утверждать о наличии заложенных в нем больших возможностей по социально-психологическому и педагогическому воздействию на развитие и становление личности. Особого внимания заслуживает изучение татарского фольклорного материала как средства активизации общения заикающихся. Таких исследований и методических разработок при изучении литературы нами не выявлено.

     

    В данном пособии раскрываются вопросы активизации общения на основе татарских фольклорных материалов. В главе 1 отражены теоретические вопросы общения: понятие, стороны, функции, особенности общения в старшем дошкольном и старшем школьном возрастах. В главе 2 рассмотрено понятие «заикание» как одна из основных проблем общения детей. В главе 3 описан фольклор как средство активизации общения. Глава 4 посвящена разработке программ по данной тематике. Использование предложенных методик на практике позволит успешно решить вопросы формирования навыков общения у детей. Считаем, что ознакомление с нашей книгой будет полезно для педагогов, психологов, воспитателей, логопедов, для тех, кто, работая с детьми, имеющими проблемы в общении, стремится активно использовать в своей деятельности наиболее гуманные средства, соответствующие возрастным интересам и психофизиологическим возможностям детей.

     


    СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ