www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Вторник, 3 декабря 2024, 20:31 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова / Публикации сотрудников на сайте / С ВЕРОЙ В БУДУЩЕЕ (О доктрине образования в Республике Татарстан) |
|
С ВЕРОЙ В БУДУЩЕЕ (О доктрине образования в Республике Татарстан)
Валиев М.Х.
С ВЕРОЙ В БУДУЩЕЕ (О доктрине образования в Республике Татарстан)Татарские края. N 26 (387) июнь, 2000
См. данную статью на татарском языке valiev2.pdf
В современных условиях в Татарстане (как и во всей России) идет поиск путей наиболее целесообразного устройства дела образования. Система образования, которая раньше служила интересам унитарного государства, отличалась единообразием во всей стране. Теперь же она оказалась в условиях выбора образовательного пути. Различные варианты и подходы совершенствования дела образования излагались в тех многих концепциях, которые появились в последние годы в России и Татарстане (в т. ч. Концепции развития татарского национального образования). Однако Республика Татарстан осуществляет свой, во многом не схожий с другими путь к цивилизованному, правовому обществу, в котором не будет места ассимиляции языка, нивелированию национальных особенностей, народно-гуманистических концепций личности; наибольшее развитие получит экономический, интеллектуальный, духовно-нравственный потенциал народа и республики. С учетом этого, в одном из своих выступлений президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев говорил, что у Татарстана должна быть своя доктрина образования.
Доктрина - это высокая теория. Раньше и в России, и в Татарстане никогда не было такой научно-обоснованной доктрины образования. Необходимость в ней особенно сильна в условиях демократизации, развития плюрализма мнений и подходов. При разработке Национальной доктрины развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан учтены основные положения Законов об образовании РФ и РТ, так как этого требует единство образовательного пространства. Доктрина названа "национальной" в таком понимании: а) общегосударственная; б) предусматривающая реализацию образовательных потребностей отдельных народов, т. к. Татарстан является родиной многих издавна проживающих в ней народов. Данная доктрина не противоречит положениям "Концептуальных основ национального образования в Республике Татарстан" (проект), а наоборот, поднимает ее на более высокий, перспективный, научный уровень те идеи, которые высказывались при обсуждении данного проекта на Всетатарском курултае работников татарского просвещения (Казань, 2000г.).
Национальная доктрина развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан, опубликованная на страницах всетатарской еженедельной газеты "Татарские края" ("Татар иле") (№№ 23, 24, 25 за 2000 г.) на русском и татарском языках, прошло неоднократное обсуждение с участием представителей Министерства образования Республики Татарстан, Института повышения квалификации работников образования, Казанского городского управления образования, Академии наук Татарстана, руководителей учебных заведений, Всетатарской ассоциации "Магариф" ("Просвещение"), а также средств массовой коммуникации. Их предложения учтены в доработке проекта. Это показывает, что авторский коллектив по разработке Доктрины осуществлял открытость и доступность всем заинтересованным лицам и организациям вносить свои дополнения, что усиливает жизненность и реальность изложенных в Доктрине положений.
Доктрина в то же время не может ограничиваться провозглашением красивых, заманчивых лозунгов. В системе образования в целом и, в частности, татарском национальном образовании в настоящее время имеются нерешенные пока проблемы, что требует изложения перечня конкретных мероприятий для развития как теории, так и практики. Например, перечисленные в Доктрине концепции по отдельным направлениям развития образования, как предполагается, будут разрабатываться с более широким участием не только ученых-педагогов, но и руководителей отделов образования, методистов, учителей. Можно надеяться, что разработанная впервые научным коллективом Центра истории и теории национального образования Академии наук Татарстана Национальная доктрина развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан послужит более интенсивному развитию педагогической мысли и теории в условиях регионализации образования: даст новый импульс целенаправленному, системному планированию развития образования в Татарстане; а для практических работников - будет своеобразным ориентиром, в котором они так нуждаются в своей повседневной работе.
Следует отметить, что татарстанская доктрина образования разработана раньше, чем российская. Значит, поистине: "нет в науке провинций"; и у нас в Татарстане (и, впрочем, в регионах компактного проживания татарского населения) имеется довольно большой, но пока не полностью используемый в государственной политике образования интеллектуальный потенциал. Разработанная доктрина ориентируется на решение самых актуальных проблем образования. Она может быть в дальнейшем основой для выработки государственной политики Республики Татарстан в области образования и для создания более практических концепций по отдельным направлениям развития образовательно-воспитательных систем.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: | |
|