www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Среда, 28 июня 2017, 17:01

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / История и теория национального образования / Сборник материалов Международного конгресса (18–19 апреля 2007 г., г.Казань) / Габдрафиков И.М.
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КНИЖНЫЙ КИОСК  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
М.Х.Гатауллина. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985–2000 г.г.)  •  Национальная доктрина развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан  •  Милли мэктэп hэм укытунын моhим мэсьэлэлэре. Национальная школа и актуальные проблемы обучения  •  Т.А.Биктимирова. Татар хатын-кызлары мэгърифэт юлында  •  Программа по истории татарского народа и Татарстана  •  Гафарова Р.М. Пути активизации общения заикающихся детей  •  Сафиуллина Р.Р. История книгопечатания на арабском языке в России у мусульман Поволжья  •  Сафиуллина Р.Р. Арабская книга в духовной культуре татарского народа  •  Җәләлиев Ш.Ш. Милли тәрбия нигезләре  •  Гибатдинов М.М. Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе  •  Муртазина Л.Р. Педагогический анализ деятельности ликбезов (на примере Республики Татарстан)  •  Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны  •  Сборник материалов Международного конгресса (18–19 апреля 2007 г., г.Казань)  •  Мухаметзянова Д.С. Кадимистская система образования в историческом и педагогическом контекстах  •  Современные подходы к патриотическому воспитанию молодежи: опыт и инновации  •  Методические рекомендации для организации исследовательской деятельности учащихся по краеведению  •  Татар педагогик фикере антологиясе: ике томда. 1 т. (борынгы төрки чор – XX гасыр башы)  •  Исмаил Гаспралы (1851–1914) и развитие татарского просвещения
Mustafa El-Halougi  •  Simone Lassig  •  Luigi Cajani  •  Ali Сaksu  •  Biao Yang  •  Полторак Д.И.  •  Вяземский Е.Е.  •  Кузьмин М.Н.  •  Габдрафиков И.М.  •  Измайлов И.Л.  •  Резолюция конгресса (Resolution of the Congress)

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Габдрафиков И.М.
    Название статьи «Этническая мифологизация исторического образования (по материалам Республики Башкортостан)»
     

    Габдрафиков Ильдар Махмутович

    к.и.н., с.н.с. Центра этнологических исследований Уфимского НЦ РАН (Уфа)

     

    Этническая мифологизация исторического образования (по материалам Республики Башкортостан)

     

    В современном историческом мифотворчестве в Башкирии можно выделить два направления. Первое – чисто мифологическое, когда напрямую без всякой оглядки на источники, историографию и методические приемы делаются заявки на признание протобашкирскими арийской, крито-минойской, египетской и шумерской цивилизаций. Это направление представлено писателями, поэтами и этнически ориентированными любителями истории, как правило не имеющими ученых степеней и базового исторического образования.

    Второе направление не столь откровенно, но разделяет основные идеи первого, однако делает это в более утонченной форме, с привлечением научно выверенных источников, с применением сложившихся в отечественной науке методик анализа исторических, этнографических, археологических и лингвистических материалов. Оно представлено национально ориентированными учеными, занимающими определенное положение в научном мире, в вузах и республиканском истеблишменте.

    Одним из приемов, используемых сегодня в процессе этногенетического мифотворчества в Башкирии, является искусственная актуализация устаревших и не прошедших проверку временем концепций, принадлежащих ученым с мировой известностью. Это позволяет, прикрываясь ссылками на труды того или иного классика науки, освящать его именем различного рода собственные спекулятивные теории. Примером того служит судьба идей крупного российского этнографа, археолога, антрополога и географа С.И. Руденко в современной башкирской историографии.

    Ультрасовременные «концепции» сделали возможным появление таких работ, авторы которых на методику исторического исследования и источники не оглядываются. Из нескольких «сочинений» такого рода, вышедших в последние годы, наибольшую известность получило «творчество» Салавата Галлямова. Главной идеей нескольких книг С. Галлямова, вышедших во второй половине 1990-х гг., является «доказательство» изначальной древности «башкордов» относительно других народов мира.

    Другой автор – археолог В.Г. Котов также не остался в стороне и от ставшей модной темы «Урал-батыра». Он еще больше, чем С. Галлямов, удревнил время сложения этого эпоса, отнеся его к периоду между энеолитом и бронзовым веком, а некоторые пласты – даже в палеолит. В отличие от своего коллеги-мифотворца, В.Г. Котов старается оперировать научной методикой анализа материала.

    На первый взгляд можно подумать, что обсуждаемые в научной и псевдонаучной среде этнические и этногенетические проблемы носят камерный характер и абсолютно не волнуют большую часть населения. Однако это не так. В условиях отсутствия противодействия такого рода «сочинениям» они входят в сознание широких масс населения путем использования этих произведений в курсе «Истории и культуры Башкортостана» в средней школе и колледжах, проникают на страницы школьных учебников по истории Башкирии. Мифологизация прошлого в современных учебниках по истории республики, издаваемых сегодня в Уфе, носит околонаучный характер и занимает промежуточную полосу, отделяющую академическую фундаментальность от откровенного шарлатанства.

     

    Ildar Gabdrafikov

    Senior staff scientist, Ethnological Researches Center, the Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (Ufa)

     

    Ethnic mythologization of the historical education (by the example of Bashkortostan Republic)

     

    In the modern mythologization of the history in Bashkiria (Republic of Bashkortostan) two directions can be singled out. The first one is of pure mythological character. It's presented by the writers, poets and ethnic-oriented amateurs of history. As a rule, they don't have any academic degrees and basic historical education.

    The second direction reflects (in a hidden way) the ideas of the first one. However, here used are scientifically verified sources and methods of analysis of historical, ethnographical, archeological and linguistic materials. This direction is presented by the nationally-oriented scholars, which have their rank in the Republic institutes of higher education, science world, etc.

    One of the ways, used in the ethnogenetic mythologization in Bashkiria, is the actualization of the obsolete conceptions, which belong to the world-famous scholars.

    The ultra-modern «conceptions» made possible the following: in their works some authors don't pay attention to the historic researches and sources.

    The problem is that the ideas of such publications enter the consciousness of the masses, being used in the school course on the «Histories and cultures of Bashkortostan Republic».

    Finally, it should be noted, that the mythologization of the past in the modern textbooks (on the History of Bashkortostan Republic), edited in Ufa, is of pseudoscientific character.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКНИЖНЫЙ КИОСККАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ