www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 14:34 Публикации Вы находитесь: / Публикации / История и теория национального образования / Сборник материалов Международного конгресса (18–19 апреля 2007 г., г.Казань) / Габдрафиков И.М. |
|
Габдрафиков И.М.
Габдрафиков Ильдар Махмутович к.и.н., с.н.с. Центра этнологических исследований Уфимского НЦ РАН (Уфа)
Этническая мифологизация исторического образования (по материалам Республики Башкортостан)
В современном историческом мифотворчестве в Башкирии можно выделить два направления. Первое – чисто мифологическое, когда напрямую без всякой оглядки на источники, историографию и методические приемы делаются заявки на признание протобашкирскими арийской, крито-минойской, египетской и шумерской цивилизаций. Это направление представлено писателями, поэтами и этнически ориентированными любителями истории, как правило не имеющими ученых степеней и базового исторического образования. Второе направление не столь откровенно, но разделяет основные идеи первого, однако делает это в более утонченной форме, с привлечением научно выверенных источников, с применением сложившихся в отечественной науке методик анализа исторических, этнографических, археологических и лингвистических материалов. Оно представлено национально ориентированными учеными, занимающими определенное положение в научном мире, в вузах и республиканском истеблишменте. Одним из приемов, используемых сегодня в процессе этногенетического мифотворчества в Башкирии, является искусственная актуализация устаревших и не прошедших проверку временем концепций, принадлежащих ученым с мировой известностью. Это позволяет, прикрываясь ссылками на труды того или иного классика науки, освящать его именем различного рода собственные спекулятивные теории. Примером того служит судьба идей крупного российского этнографа, археолога, антрополога и географа С.И. Руденко в современной башкирской историографии. Ультрасовременные «концепции» сделали возможным появление таких работ, авторы которых на методику исторического исследования и источники не оглядываются. Из нескольких «сочинений» такого рода, вышедших в последние годы, наибольшую известность получило «творчество» Салавата Галлямова. Главной идеей нескольких книг С. Галлямова, вышедших во второй половине 1990-х гг., является «доказательство» изначальной древности «башкордов» относительно других народов мира. Другой автор – археолог В.Г. Котов также не остался в стороне и от ставшей модной темы «Урал-батыра». Он еще больше, чем С. Галлямов, удревнил время сложения этого эпоса, отнеся его к периоду между энеолитом и бронзовым веком, а некоторые пласты – даже в палеолит. В отличие от своего коллеги-мифотворца, В.Г. Котов старается оперировать научной методикой анализа материала. На первый взгляд можно подумать, что обсуждаемые в научной и псевдонаучной среде этнические и этногенетические проблемы носят камерный характер и абсолютно не волнуют большую часть населения. Однако это не так. В условиях отсутствия противодействия такого рода «сочинениям» они входят в сознание широких масс населения путем использования этих произведений в курсе «Истории и культуры Башкортостана» в средней школе и колледжах, проникают на страницы школьных учебников по истории Башкирии. Мифологизация прошлого в современных учебниках по истории республики, издаваемых сегодня в Уфе, носит околонаучный характер и занимает промежуточную полосу, отделяющую академическую фундаментальность от откровенного шарлатанства.
Ildar Gabdrafikov Senior staff scientist,
Ethnic mythologization of the historical education (by the example of
In the modern mythologization of the history in Bashkiria ( The second direction reflects (in a hidden way) the ideas of the first one. However, here used are scientifically verified sources and methods of analysis of historical, ethnographical, archeological and linguistic materials. This direction is presented by the nationally-oriented scholars, which have their rank in the Republic institutes of higher education, science world, etc. One of the ways, used in the ethnogenetic mythologization in The ultra-modern «conceptions» made possible the following: in their works some authors don't pay attention to the historic researches and sources. The problem is that the ideas of such publications enter the consciousness of the masses, being used in the school course on the «Histories and cultures of Finally, it should be noted, that the mythologization of the past in the modern textbooks (on the History of Bashkortostan Republic), edited in
| |
|