www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 21 ноября 2024, 15:13 Публикации Вы находитесь: / Публикации / История и теория национального образования / Сборник материалов Международного конгресса (18–19 апреля 2007 г., г.Казань) / Полторак Д.И. |
|
Полторак Д.И.
Полторак Давид Иосифович к.пед.н., зав. лабораторией средств обучения социальным дисциплинам Института содержания и методов обучения РАО (Москва)
Проблема этнонациональной толерантности в преподавании истории
Проблемы этнонациональной толерантности чрезвычайно актуальны для развития многонационального российского государства. Глубинные процессы политических, экономических и социальных преобразований сопровождаются пробуждением национального самосознания народов, населяющих нашу страну. К сожалению, результаты этого важного явления часто носят опасный, нецивилизованный характер, приводят к кровопролитиям и войнам. Низкий уровень развития национального самосознания, его искаженное понимание используется различными силами в их политических баталиях. Сегодня, когда идет процесс демократизации и деполитизации образовательной системы, когда гуманизация становится характерной чертой российской школы и делаются попытки вернуть ее в лоно культуры – появилась возможность ставить и решать проблемы этнонациональной толерантности. История тесно связана с пониманием категории толерантности. Содержание преподаваемых в школе курсов истории может помочь раскрыть сущность толерантности, ее место в развитии человеческой цивилизации, укрепить согласие, взаимопонимание в современном обществе. В рекомендациях Совета Европы среди целей преподавания наряду с другими положениями указывается на необходимость рассматривать изучение истории как решающий фактор в примирении, признании, понимании и взаимном доверии между народами. Современный мир полон острых национальных конфликтов, а также продолжающихся попыток идейной реставрации теории расового превосходства, теоретического оправдания насилия на национальной почве. В любой области жизни в любых странах люди сталкивались и сталкиваются с тяжелыми последствиями нетерпимости. История принесла много несчастий человечеству, пережившему межнациональные, межрелигиозные, межрасовые конфликты. В наше время убийство человека человеком, в том числе и по национальному признаку, вновь обрело такую гигантскую силу, как и в годы Второй мировой войны. Новая волна национализма поднимается во многих странах Европы и мира, сотни тысяч людей покидают родные места. Учителю подчас трудно объяснить школьникам, как зарождается национализм, политический экстремизм, ксенофобия, терроризм. Факты национальной нетерпимости в ХХI веке никак не связываются с практикой интолерантности в прошлом. Мы не привыкли искать корни событий, связывать их с явлениями прошлого. Сознательно вытесняется из памяти все страшное. Россия – одна из стран, где проблема толерантности стоит очень остро. Терпимость в изложении многих авторов учебников, особенно в советский период, имела негативное значение. Повсюду говорилось о нетерпимости к тем, кто шагает не в ногу в борьбе с проявлением чуждых взглядов, о необходимости отстаивать единственно правильную точку зрения. Для России формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости, миролюбия, профилактика различных видов экстремизма имеет особое значение. Это отмечается в Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», принятой правительством Российской Федерации и осуществляемой в нашей стране. В ней отмечается, что сохраняющаяся в нашем обществе социальная напряженность, продолжающиеся межэтнические и межконфессиональные конфликты, попытки использовать эти конфликты для смены политического режима, рост сепаратизма и национального экстремизма являются прямой угрозой для безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось на Северном Кавказе во всплесках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления находят выражение в терроризме, который, в свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе. Вполне реалистично оценивая обстановку в современной системе школьного образования, федеральная программа предполагает творческую организацию преподавания гуманитарных предметов в целях «снижения риска использования образовательными учреждениями программ, содержащих компоненты, формирующие интолерантность, национальную и религиозную нетерпимость…». Именно к этому мы стремимся, предлагая методику и конкретный материал, который поможет решить эту остросовременную проблему воспитания – проявлять толерантность и жить в добром соседстве с представителями различных этносов и вероисповеданий. Прежде чем обратиться к анализу применения понятия толерантности в образовании, заметим, что лучшее понимание толерантности достигается именно благодаря уяснению противоположного по значению понятия «нетерпимости». Остановимся на некоторых из симптомов нетерпимости, наиболее типичных для современной России. Ксенофобия в самом обобщенном виде должна пониматься как неприязнь к иному. Различение «свой – чужой» еще не означает ксенофобии. Проблемы начинаются там, где вспыхивают враждебные чувства к «не нашему» из-за тревоги, страха. Стереотипы и предрассудки часто используются как синонимы. Однако здесь есть важное различие. Стереотип – обобщенное мнение, например, о качествах некой группы (Все они всегда … такие-то). В силу своей обобщенности стереотип бывает часто неточным, устойчивым к новой информации. Стереотипизация, однако, способствует узнаванию знакомых объектов, наши бытовые привычки – те же стереотипы. Другое дело – негативные социальные стереотипы. Упрощенные суждения и образы ведут к ошибочным поступкам, недоразумениям, конфликтам. Негативные стереотипы часто истолковываются как предрассудки, предубеждения, предвзятость. В словарях мы находим следующие объяснения предрассудку. «Предрассудок» – буквально: мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. Иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания – суеверия, предубеждения. Стереотипные и эмоционально окрашенные, они весьма устойчивы (Советский энциклопедический словарь). Стереотипность мышления, тенденции враждебности и страха, образующие предрассудки, весьма устойчивы к опровержениям. Особенно опасна ситуация, когда неприязнь реализуется в поведении. Что же следует делать педагогу? Психологи1 отмечают, что особенность текущего момента заключается в том, что ксенофобия не только распространяется, она перестает быть постыдной. В этих условиях задача учителя как носителя культуры – пресекать любые попытки агрессивного враждебного поведения. При этом следует помнить, что переубедить учеников, чья враждебность усваивается через подражание, послушание авторитету, усвоение традиций, очень трудно. Стратегия действий учителя здесь должна опираться на серьезные, проверенные объективные данные, которые опровергают расхожие стереотипы. Учитель может предложить учащимся проверить, являются ли ксенофобские положения, воспринятые от окружения, фактом или мнением. Задача учителя – развивать у учащихся навык отделять объективную информацию от интерпретаций, заблуждений или умышленного обмана. Важно объяснять школьникам, что, если человек сумел осознать свою неприязнь к другим, он сможет контролировать свое поведение. «Если ты знаешь, откуда берется предвзятость, можно противостоять несправедливости и недоброжелательному поведению других людей»2. Необходимым условием формирования толерантного сознания является постоянное обращение к опыту современной действительности в стране и в мире, понимание связи уровня конфликтности в обществе с типом политического режима, господствующей идеологией, выработка понимания сущности конфликтов, нетерпимости, терроризма, причин живучести предрассудков и заблуждений. Особенно важно уяснить главную причину разрушения человеческой личности в ХХ веке – страх перед террором, геноцидом, «образом врага», порождающего в людях настороженность, подозрительность, желание расправиться с неугодными. В какой же мере вопросы формирования толерантности решаются в процессе обучения истории? Прежде всего, эту задачу должны решать школьные программы и учебники. За последние 8-10 лет произошли позитивные изменения в отражении многих событий политической истории в толерантном духе. В программах провозглашены социальные цели исторического образования: воспитание уважения к плюрализму в оценке событий, терпимости и способности воспринимать «инаковость». В учебниках представляется не одна, а несколько точек зрения на события. Например, самодержавие перестало наделяться однозначными негативными характеристиками. В вводных и обобщающих главах учебных книг авторы стали подчеркивать полиэтнический, многокультурный характер нашей страны, общность и неразделенность судеб народов, населяющих Россию. Если раньше понимание исторического конфликта сводилось к классовой борьбе, то сегодня в учебниках это понятие распространяется на значительно более широкий круг исторических явлений. В программах по истории и в учебниках наряду с политическими, военными, социальными конфликтами признается наличие этнических, конфессиональных, культурно-бытовых, личностных и др. конфликтов. В некоторых учебниках дается более объективное, чем прежде, представление о геополитических интересах Российского государства. Так, в учебнике под редакцией А.А.Данилова отмечается: «Российское государство с самого начала своего существования продемонстрировало беспрецедентное по своему масштабу и стремительности расширение границ»3. В учебниках находят отражение сталинские депортации народов в Как положительное явление следует отметить появление учебников, отражающих взаимозависимость судеб отдельных стран и процессов мирового развития, усиление политических, экономических и культурных связей стран в ХХ веке. Таковы, например, учебники «История России и народов, ее населяющих» (авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина), «Россия и мир» (авторы О.В.Волобуев, В.А.Клоков и др.). Вместе с тем, в большинстве своем наши учебники истории недостаточно отражают вопросы этнонациональной истории. Так, например, освоение Россией пространства от Урала до Тихого океана излагается в форме описания путешествий землепроходцев XVII века и морских экспедиций XVIII века. Местное население рассматривается лишь как фон для процесса утверждения русских в Сибирской тайге и тундре. О его жизни до этого времени ничего не сказано. Во многих учебниках народы Поволжья, Северного Кавказа, Сибири появляются лишь при описании присоединения этих районов к России, после чего исчезают из исторического повествования. В большинстве учебников не преодолена имперская позиция при освещении отдельных вопросов этнонациональной истории. Многие авторы учебников стали признавать за Россией ведение завоевательных войн, оправдывая их объективными трудностями. Наблюдается чрезмерная увлеченность отдельных авторов цивилизаторской миссией России в отношении малых народов. Так, учащиеся хорошо усваивают жестокие последствия монголо-татарского ига, но при этом негативное отношение к захватчикам-монголам они переносят на всех татар. В связи с этим действия Ивана Грозного по завоеванию Казани оценивают положительно. В то же время изложение фактов о выселении татар из Крыма в сталинское время не вызывает у них сочувствия. Конечно, недостатков в изложении этнонациональной истории в наших учебниках еще много. Мы остановились лишь на некоторых. Между тем, сплошь и рядом в изложении исторического материала учителя истории вынуждены следовать за программами, учебниками. В практике преподавания имеют место просчеты в формировании этнонациональной толерантности, недостаточное внимание к региональной, локальной истории. В последнее время, когда под влиянием усиливающихся негативных явлений в мировом и отечественном социуме возникают региональные, национальные конфликты, войны, происходит массовая миграция населения, остро встает вопрос о формировании национального самосознания граждан новой России. Психолог А.А.Леонтьев4 полагает, что оно должно базироваться на следующих компонентах: любви и уважении к своему этносу, своему народу; чувстве принадлежности к многонациональному российскому обществу, российском патриотизме, сопряженном с отказом от национального (этнического) тщеславия; ощущении причастности к мировому (и европейскому, как его части) сообществу, чувству ответственности не только за судьбы своего народа и своей многонациональной страны, но и всего мира. Как же решать эти задачи? Прежде всего, учителя должны осознать, что преподавание истории может быть важным фактором в примирении, признании, понимании и взаимном доверии между народами. Оно не должно превращаться в инструмент идеологических манипуляций, пропаганды или распространения ксенофобских, расистских, шовинистических взглядов или нетерпимости. В преподавании истории недопустимо придание националистической окраски прошлому, способному создать барьеры между «нами» и «ими». Чтобы укрепить согласие, взаимопонимание и толерантность в современном обществе, Совет Европы призывает учителей истории преодолеть: – односторонность при освещении истории (аспект доминирования истории государства при недостаточном внимании к истории многих народов); – подчеркивание особого пути России в мировом историческом процессе; – преобладание внимания к истории войн и конфронтаций; – представление исторических событий с позиции только одной из участвовавших в них сторон, отражение господствовавшей в данный момент точек зрения; – слабую координацию материала по истории России и всемирной истории. Преодоление недостатков в преподавании истории, связанных с отражением интолерантности, зависит не только от внесения исправлений в учебники, программы. Многое могут сделать учителя в процессе сообщения нового материала, в ответах на вопросы учащихся, организации их самостоятельной работы. Россия – страна не только многонациональная, но и многокультурная, многоязычная. Русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. Это взаимодействие не всегда считают нужным отметить учителя. В интересах воспитания этнонациональной толерантности важно преодолеть проявляющуюся иногда тенденцию к изоляционизму, противопоставлению России и нерусских сынов России – ученых, архитекторов, художников, оставивших заметный след в развитии экономики, науки, техники, искусства. Культура России, как и культура других народов, имеет разнонациональные корни. Не всегда об этом считают нужным упомянуть авторы учебников, учителя. Они бывают скупы на имена деятелей, обогативших русскую и мировую культуру. История русской культуры немыслима без таких имен, как Андрей Рублев и Феофан Грек. Рядом с Бармой и Постником – Аристотель Фиорованти, рядом с Баженовым, Казаковым – Карл Росси, рядом с Александром Ивановым и Ильей Репиным – Карл Брюллов, Иван Айвазовский, Исаак Левитан и Михаил Врубель, рядом с Михаилом Шолоховым – Муса Джалиль, рядом с Дмитрием Кабалевским и Сергеем Прокофьевым – Исаак Дунаевский, Арам Хачатурян, Альфред Шнитке. Все они внесли вклад именно в русскую культуру. И в современной России русская культура взаимодействует с культурами других народов. Такие деятели культуры, как писатели Чингиз Айтматов, Юрий Рытхеу, Фазиль Искандер, Светлана Алексиевич, как художники Таир Салахов, артисты и режиссеры Резо Габриадзе, Роберт Стуруа, Армен Джигарханян продолжают работать в своей национальной и культурной среде и в то же время являются достоянием русской культуры. Объяснить это детям крайне важно для формирования диалектики понимания этнонациональной толерантности в вопросах развития культуры. Наряду с формированием национального самосознания в процессе преподавания истории в ряде регионов нашей страны, где проживают малочисленные народы, нужно заботиться и о стимулировании национальной самоидентификации. В этой ситуации очень важно в соответствующих формах пробуждать идеи национальной самоценности, самобытности малых народов, идею общего дома, в котором каждый народ должен ощущать теплоту дружественной поддержки соседа и взаимопомощь. Автору этих строк удалось познакомиться с тем, как в практике преподавании истории в школах Ямало-Ненецкого национального округа учителя знакомят школьников с культурой коренных народов – ненцев и хантов, представляя историю аборигенов как составную часть общероссийской и даже мировой истории. Существенную помощь в этом оказывают школьные музеи, в которых дети любовно собирают произведения мастеров резьбы и гравировки по кости, предметы ремесел, связанных с охотой, выделкой кожи и меха. Эти и многие другие экспонаты музеев служат целям сохранения этнической и культурной идентичности в истории коренных народов. В немалой степени помогают этому устные народные предания, родовые легенды, музыкальный фольклор, обряды. Устная история, составляющая часть истории семьи, родного села, города играет важную роль в укреплении взаимопонимания и толерантности в отношениях между народами. Это особо было подчеркнуто на семинарах, проводимых Советом Европы на Северном Кавказе в 2001-2002 годах5. Информация о торговых и иных контактах, взаимной поддержке в годы тяжелых испытаний, военных событий, ознакомление с этническими традициями, историей культурных связей (например, кавказские сюжеты в творчестве русских писателей А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого и др.) – все это помогает преодолевать односторонность исторических версий, сделать более сбалансированным изложение всеобщей и отечественной, в том числе национальной и региональной истории. Для достижения этих целей обучения рекомендуется расширять применяемые формы занятий и учебной работы школьников. Речь идет об активных формах работы с учебниками, изучение многообразных исторических источников, частом применении форм занятий, позволяющих «погружение» учащихся в конфликтные исторические ситуации, события. Для этого могут быть использованы ролевые и другие игры. К активным формам обучения можно отнести и работу с тестами для выявления толерантного отношения к этнонациональным проблемам в истории. Именно такого рода задания предлагаются в книге «Уроки истории в школе: Воспитание этнонациоанальной толерантности», вышедшей в 2007 году в издательстве «Вентан-Граф» (авторы М.И.Дударев, И.Ю.Демьянюк, Д.И.Полторак). Данная методика в руках творческого учителя поможет диагностировать уровень толерантности учащихся, формировать толерантное сознание и воспитывать чувство этнонациональной терпимости. При рассмотрении конфликтных ситуаций (войны, этнонациональные конфликты) учителя, а вслед за ними и школьники, часто упрощенно подменяют названия сторон, участвующих в них, названиями их наций или народностей. Типичным в данном случае является называние сторон в войнах, которые велись против России в прошлом, «турками», «французами», «немцами» и т.п. Подобное нарушение политкорректности может исказить понимание причин конфликта, характеристики действий того или иного народа в прошлом, закрепить в сознании школьников элементы этнофобии. По этой же причине учителю следует решительно отказаться от таких клише, как «жестокие татары», «американская военщина», «немецкое засилье». Даже относясь к прошлому, они подспудно формируют негативные образы современных народов, питают ксенофобские стереотипы. Не следует злоупотреблять и такими позитивными характеристиками как «братские славянские народы», «героический советский народ» и пр., так как этот подход тоже противопоставляет одни народы другим по качественным признакам, создавая ложные оппозиции: если одни народы братские, значит другие – враждебные, если одни народы героические, верные и гостеприимные, то другие могут быть трусливыми, вероломными. Нежелательно давать качественные характеристики народам в целом. При изучении материалов о войнах, конфликтах, у учителя есть возможность обращать внимание на толерантность в условиях человеческого ожесточения. К проявлению толерантности относится, например, заботливое, доброе отношение населения восточных районов нашей страны к эвакуированному населению в годы Великой отечественной войны. Многочисленные факты, приводимые учителем на уроках, почерпнутые им из произведений литературы, кинофильмов о войне, безусловно, будут содействовать формированию у школьников понимания роли сотрудничества народов нашей страны в обеспечении победы. В плане воспитания толерантности на материалах военных конфликтов больше внимания следует уделять тому, как встреча со злом становилась испытанием, понуждавшим человека, преодолевая предрассудки, национальные и региональные барьеры и страх смерти, спасать других, подвергая себя смертельной опасности. Чувства толерантности проявились с особой силой в годы II мировой войны, когда нацисты осуществляли Холокост – поголовное уничтожение евреев, цыган. Против политики и практики массового уничтожения этих народов, несмотря на жестокий оккупационный режим, выступили тысячи людей. История полна фактов спасения преследуемых нацистами на оккупированной территории страны евреев, цыган, представителей отдельных религий. Школьники должны знать имена тех, кто выступал против геноцида народов, спасал этих людей. Свою жизнь, жизнь своих близких такие люди приравнивали к жизни незнакомых чужих людей. Глубокое сострадание, восприятие черной боли как своей, желание спасти от смерти проявляли тысячи людей. Подвиги этих людей – киевского священника А.Глаголева, шведского дипломата Рауля Валленберга, командира партизанского отряда П.Проонягина, графини Марии фон Мальтуан, моряка из Латвии Я.Липке и многих других, спасших тысячи узников гетто и концлагерей и давших им убежище – останутся в памяти всего человечества как проявление мужества, вечной смелости в борьбе с геноцидом евреев, осуществленным нацистами в годы II мировой войны. Волнующие рассказы о подвигах этих людей можно найти в книгах, подготовленных и выпущенных благотворительным фондом «Холокост»6. Сложность распознания проявлений национальной нетерпимости в истории требует иногда оказания помощи детям как в восприятии общих понятий, так и в понимании конкретных случаев, раскрытии с позиции толерантности отдельных процессов и явлений. Так, например, тема «Золотой Орды» и «ордынского ига» в русской истории представляется очень важной. Территория Орды охватывала современный Казахстан, земли нынешней Российской Федерации, Узбекистана, Украины и Молдавии. Ее население и культура является частью истории этих народов, частью истории России в целом. Отношения Орды с Россией интерпретируются чаще всего как отношения поработительницы к угнетаемому народу. Между тем, как-то игнорируется положение о том, что Русь сохранила себя как государство благодаря политике толерантности, проводимой русскими князьями по отношению к монгольским захватчикам. Сохранение добрых отношений с монголами, сложная дипломатия этих отношений была объективно направлена на сохранение русских земель, их населения и способствовала расцвету народов Орды. Иногда бывает необходимым увидеть в описании сложных взаимоотношений конфликтующих сторон не только отрицательные их последствия, но и нечто положительное. При обобщении учителем материала о русско-ордынских отношениях не надо забывать, что в этот период происходило взаимообогащение культур этих народов. Толерантность как стремление не судить, а понять другого является важной ценностью. Эта ценность лучше всего обнаруживается, когда по поводу тех или иных сложных исторических явлений, будь то кавказские войны XIX века, русско-польские отношения, евреи в России и т.п., у учителя есть возможность представить школьникам не одну, а две или три равно убедительные, внутренне логичные позиции. В педагогической литературе по проблеме больше внимания уделяется организации внеучебной деятельности школьников. В меньшей степени говорится о путях воспитания в духе толерантности в процессе обучения. Между тем, именно на уроках истории должно осуществляться, так сказать, первичное привитие детям этой общечеловеческой ценности, определяющей характер личности. Для этого была разработана система заданий, последовательная работа с которыми позволит оснастить учителей истории и родителей учащихся средствами диагностики отношения школьников к этнонациональным проблемам: – определение затруднений в указанной области воспитания; – коррекции формирующихся у школьников адекватных образов других народов; – выработки установок национально-толерантного сознания и поведения у старшеклассников. Работа с заданиями может проводиться как на уроках, так и во внеурочное время – на факультативных занятиях, при выполнении домашних заданий. Следует также иметь ввиду, что задания могут побудить учителей в соответствии с уровнем подготовки своих воспитанников творчески разрабатывать и предлагать им аналогичные задания и тесты, исходя из собственного понимания проблем этнонациональной истории и задач, продиктованных национально-региональными аспектами преподавания. Опыт проведения работы с заданиями в ряде школ страны позволяет высказать суждение о некоторых ее положительных результатах. Прежде всего, эта работа дает возможность проанализировать представления учащихся старших классов о многонациональной истории и культуры нашей Родины, о принципах взаимодействия различных народов на разных этапах с точки зрения их толерантного или нетолерантного отношения к этнонациональным проблемам. Анализ результатов этой работы может показать, какого рода информацией и какими умениями, связанными с ее оценкой, не владеют учащиеся и насколько это связано с распространенностью среди них толерантного сознания в целом. В условиях, когда проблемы этнонациональной истории недостаточно раскрываются в учебниках, а подчас и неверно, работа с заданиями положительно влияет на формирование интереса к этим проблемам, углубит знания учащихся в данной области. Обсуждение с учащимися результатов работы позволит выявить те формы деятельности, которые в социальной практике обеспечат возможность демонстрировать свои толерантные установки. Например, участие в мероприятиях по сохранению памяти о жертвах этнонациональной нетерпимости, ухаживание за могилами немецких военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны и др. Приобщение школьников в процессе обучения к важнейшим сторонам этнонационального развития нашей страны способствует распознаванию расовых предрассудков, помогает критически осмыслить проблемы развития многонациональных государств. Знания в этой области помогают воспитанию в духе терпимости, в формировании этнонационального сознания. В последние годы появились публикации, раскрывающие необходимость и возможность выстраивать в преподавании истории систему ознакомления школьников с проявлениями толерантности, обогащающими целевые установки образовательных программ ориентирами на гуманизм, многообразие и диалог культур7. Однако обогащение программ и учебников идеями и материалами об этнонациональной толерантности еще не гарантирует результатов воспитания. Школа нуждается в педагогически обработанном материале, который актуализирует взаимоотношения людей в поликультурном мире, побуждает ученика к формированию собственной системы ценностей. Нам представляется, что названная выше книга, особенно задания, сформулированные ее авторами к вопросам этнонациональной истории, могут рассматриваться как пособие, углубляющее и уточняющее знание учащихся, конкретизирующее формирующиеся у них адекватные образы других народов, помогающие определить их затруднения в области понимания этнонациональной толерантности. Примечания 1 Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. Молодежный центр прав человека правовой культуры. – М., 2000. – С. 6. 2 Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. Молодежный центр прав человека правовой культуры. – М., 2000. – С. 8. 3 История России. Учебное пособие / Под ред. А.А.Данилова и др. в 2 т. – М., 1997. – Т.1 – С. 71 4 А. А. Леонтьев. Россия: многокультурность и толерантность в книге «Век толерантности». – М., 2001. – С. 51. 5 Объединенная программа сотрудничества между Европейской комиссией и Советом Европы для укрепления демократической стабильности на Северном Кавказе. 2001-2002. Отчет. – Страсбург. – D?IV/EDU/HIST. 2003. 6 И.Альтман, А.Гербер, Д.Полторак. История Холокоста на территории СССР.; И.Альтман, Д.Полторак. Пакет-комплект документов «История Холокоста. 1933-1945 гг.».; И. Альтман. Жертвы ненависти. 7 Кинкулькин А.Т. О толерантности в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №8; Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – №1; Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // «История» – Приложение к газете «Первое сентября» от 7.01.2004; Алексашкина Л.Н. Школьные курсы всеобщей истории. Уроки толерантности // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – №10.
David Poltorak The Institute of contents and methods of teaching, Russian
Issues of ethno national tolerance in history teaching
Discussed is the close connection between history and tolerance. The content of the history course, taught in school, can help discover the real essence of the tolerance, show its role in the development of the human civilization and ensure consent and mutual understanding in the modern society. In recent 8-10 years there took place positive changes in reflecting most events of political history in a tolerant way. The programs decree social aims of the historical education, i.e. to teach students to respect pluralism, when estimating the developments, to be tolerant and able to apprehend everyone and everything different. The textbooks present more than one view of the historical developments. However, most of the textbooks don't discuss the issues of the ethno national history enough. For example, the peoples of the Volga region, Northern Caucasus and When discussing some conflict situations (ethno national conflicts and wars), the teachers and the students replace names of parties of the conflicts by those of the nations or peoples, the parties belong to. Such changes distort the understanding of the reasons, these conflicts are caused by, and the estimation of this or that people's actions. As a result, there appear some ethno phobia elements in students' attitude towards «the other». When presenting the history of wars and conflicts the teacher has a chance to direct students' attention to the tolerance in the conditions of human cruelty. As an example of tolerance the teacher can discuss how kind and caring was the population of the eastern regions of our country towards the evacuated during the Great Patriotic War (1941-1945). Tolerance is a universal value, determining person's character and as a feeling students should learn it on their history lessons. For this, there was developed a set of tasks, which can show students' attitude towards the ethno national challenges. Including students' attention to the key aspects of the ethno national development of our country, promotes to the identification of the race prejudice, critical comprehension of the multinational countries development issues. It's easier for teacher to teach his students to be tolerant and to form the ethno national consciousness by them, if he has enough knowledge in this field.
| |
|